Теория производства и потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач:
1 Рассмотреть теоретические основы производства и производственной функции.

Содержание

Введение
Глава 1 Теория производства
1.1 Производство и производственная функция
1.2 Производственная функция и технический прогресс
1.3 Издержки производства и их классификация
1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема
1.5 Спрос. Кривая спроса
1.6 Предложение. Кривая предложения
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Глава 2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
2.2 Количественная и порядковая полезность
2.3 Кривая безразличия
Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности
3.1. Основные черты предприятия ОАО «Колобок»
3.2. Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Теория производства и потребления.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количе­ство блага, которое было бы куплено по некоторой цене при не­изменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса: цена блага, цены других благ, доходы покупателей, общее коли­чество покупателей данного блага, предпочтительные вкусы по­купателей, инфляционные ожидания, экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъяв­ляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса или кривой спроса (рисунок 2, Приложение 4).

Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависи­мость между ценой и количеством блага, которое покупатели хо­тят и могут приобрести в единицу времени. Чем выше цена, тем меньше спрос. Эта зависимость называется законом отрицатель­ного наклона кривой спроса.

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам.

Первая причина — эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель старается заменить его схожим бла­гом.

Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода.

Необходимо различать изменение спроса и изменение объема спроса.

Изменение спроса — сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его предпочтений, цен на другие блага, кроме изме­нения цены самого блага.

Изменение объема спроса — движение вдоль линии спроса под воздействием изменения цену самого блага.

Из закона спроса имеется одно исключение, названное парадок­сом Гиффена. Роберт Гиффен обнаружил, что в период голода в Ир­ландии в конце XIX в. объем спроса на картофель, цена которого по­высилась, значительно возрос. Это объяснялось тем, что картофель был основным продуктом питания ирландских бедняков и в сравне­нии с более качественными продуктами был относительно дешевым [10].

Эффект Веблена. Он ассоциируется с престижным спросом на покупку дорогостоящих благ, имеющих высокий социальный ста­тус. Под эффектом Веблена понимается такое явление в теории потребления, когда покупатели имеют кривую спроса с положи­тельным (вниз и влево) наклоном, поскольку для них характерно демонстративное потребление благ. Действие эффекта Веблена приводит к тому, что объем спроса на определенное благо оказы­вается в прямой зависимости от его цены [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Предложение. Кривая предложения

Предложение — количество (объем) благ, предлагаемых для про­дажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.

Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной

предложения блага в течение определенного периода.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокраща­ется также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы [5].

Зависимость между ценами и количеством благ, которое про­изводители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных усло­виях больше предложение благ. Закон предложения имеет две фор­мы выражения:

а) шкала предложении;

б) кривая предложения.

Шкала предложения — это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения — это графическое выражение связи меж­ду рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Для большинства благ кривая предложения имеет восходящее и вогнутое очертание (рисунок 5, Приложение 4).

Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения являются издержки производства, технология производ­ства, цены на ресурсы, цены сопутствующих благ, количество то­варопроизводителей, количество покупателей данного блага, на­логи и субсидии, государственная политика и др.

Следует различать движение вдоль кривой предложения и сдвиг кривой предложения.

Движение вдоль кривой предложения означает, что происхо­дит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.

Сдвиг кривой предложения — реакция продавцов на измене­ние неценовых факторов; он отражает изменение предложения. Изменение предложения — это изменение того объема благ, кото­рое производители желают и могут продать; изображается сдви­гом кривой предложения.

Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение пред­ложения блага, смещение кривой предложения влево означает со­кращение предложения блага.

Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы — это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда про­исходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага — это движение вдоль кривой предложения [5].

 

 

 

 

 

 

 

1.7  Равновесие рыночное и отраслевое

Взаимодействие спроса и предложения — процесс, порождаю­щий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одно­временно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупа­телей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

Рыночная равновесная цена опреде­ляется в точке пересечения кривых спроса и предложения, кото­рая является точкой равновесия, отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса ранен объему предложения, выступает как равновесная цена. Ра­венство объема спроса и объема предложения представляет со­бой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.                        

Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рын­ка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабиль­ны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продавае­мых благ.

Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равно­весной цены, объем предложения превышает объем спроса и об­разуется избыток благ.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

 

1             Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2             Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3             Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложе­ния вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

4             Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложе­ния влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Отраслевое равновесие — это такая ситуация, когда у фирм не  существует тенденции вступать в отрасль, выходить из нее либо изменять свой размер.

Различные отрасли имеют различные кривые предложения.

—   Отрасль с неизменными издержками — это отрасль, где цены на факторы производства независимы от объема выпуска. Долгов срочная кривая предложения для такой отрасли — горизонталь­ная линия. Поскольку цены на факторы производства и технология стабильны, долгосрочная кривая предложения для такой отрасли при одной рыночной цене совершенно эластична.

—   Отрасль с возрастающими издержками — это отрасль, где цены на некоторые факторы производства повышаются вследствие увеличения выпуска благ. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли растет вверх.

—   Отрасль с убывающими издержками — это отрасль, где цены на некоторые факторы производства снижаются вследствие расширения отрасли. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь наклон вниз.

—   Отрасль с различной комбинацией процессов. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь дугообраз­ную форму.

Стабильность равновесия — это способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвратиться к равновесному со­стоянию под воздействием только внутренних сил. В том случае, когда равновесие имеет свойство стабильности, дополнительное регулиро­вание рынка необязательно. Когда равновесие не имеет свойства ста­бильности, то регулирование рынка является обязательным. Если ли­нии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно от­рицательный и положительный) наклон, то равновесие стабильно.

Паутинообразная модель — модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Теория потребления

2.1 Потребительские предпочтения и полезность

В Большом экономическом словаре дается следующее понятие спроса:

Спрос - экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся.

Предпочтения — один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.

Благо и теории потребления — любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага по­требляются, как правило, в определенных наборах.

Набор благ — совокупность конкретных видов благ в опреде­ленных объемах, потребляемых в данный период.

При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях. которая представляет собой меру удовлетворения потребностей ин­дивида, т. е. полезность.

Покупатель при выборе приобретаемых благ обладает опреде­ленными индивидуальными предпочтениями, но он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением. Что же покупатель делает в данных условиях, какой выбор обеспе­чивает максимально возможную полезность?

Необходимыми предпосылками теории потребительского вы­бора являются следующие аксиомы.

Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Эта аксиома предполагает, что потребитель сам должен принимать ре­шения относительно потребления и осуществлять их. При этом по­требитель должен указать, или какой из двух наборов лучше, или что они равноценны. Он должен упорядочить альтернативные на­боры благ посредством отношения предпочтений («>») и отноше­ния равноценности ил и безразличия («—»). Следовательно, речь идет о принципиальной сопоставимости различных наборов благ для конкретного потребителя. Это означает, что для любой пары набо­ров благ А и В потребитель может указать, что или А > В (А предпоч­тительнее, нежели В), или В > А, или А - В (А и В равноценны).

Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы при­нять определенное решение и реализовать его, потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор благ А набору благ В, а набор благ В набору благ С, то он также предпочитает набор А набору С. Иначе, если

А > В, а В > С, то всегда А> С, если А-В и В-С, то всегда А— С. Это предположение о транзитивности гарантирует рациональность(согласованность) предпочтений. В ином случае поведение потребителя противоречиво. В этой связи говорят, что «предпочтения свернулось в кольцо», т. е. изменились вкусы.

Информация о работе Теория производства и потребления