Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач:
1 Рассмотреть теоретические основы производства и производственной функции.
Введение
Глава 1 Теория производства
1.1 Производство и производственная функция
1.2 Производственная функция и технический прогресс
1.3 Издержки производства и их классификация
1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема
1.5 Спрос. Кривая спроса
1.6 Предложение. Кривая предложения
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Глава 2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
2.2 Количественная и порядковая полезность
2.3 Кривая безразличия
Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности
3.1. Основные черты предприятия ОАО «Колобок»
3.2. Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
Заключение
Список используемой литературы
Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса: цена блага, цены других благ, доходы покупателей, общее количество покупателей данного блага, предпочтительные вкусы покупателей, инфляционные ожидания, экономическая политика государства.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.
Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса или кривой спроса (рисунок 2, Приложение 4).
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. Чем выше цена, тем меньше спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам.
Первая причина — эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель старается заменить его схожим благом.
Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода.
Необходимо различать изменение спроса и изменение объема спроса.
Изменение спроса — сдвиг линии спроса при изменении дохода потребителя, его предпочтений, цен на другие блага, кроме изменения цены самого блага.
Изменение объема спроса — движение вдоль линии спроса под воздействием изменения цену самого блага.
Из закона спроса имеется одно исключение, названное парадоксом Гиффена. Роберт Гиффен обнаружил, что в период голода в Ирландии в конце XIX в. объем спроса на картофель, цена которого повысилась, значительно возрос. Это объяснялось тем, что картофель был основным продуктом питания ирландских бедняков и в сравнении с более качественными продуктами был относительно дешевым [10].
Эффект Веблена. Он ассоциируется с престижным спросом на покупку дорогостоящих благ, имеющих высокий социальный статус. Под эффектом Веблена понимается такое явление в теории потребления, когда покупатели имеют кривую спроса с положительным (вниз и влево) наклоном, поскольку для них характерно демонстративное потребление благ. Действие эффекта Веблена приводит к тому, что объем спроса на определенное благо оказывается в прямой зависимости от его цены [10].
1.6 Предложение. Кривая предложения
Предложение — количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.
Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.
Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.
Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной
предложения блага в течение определенного периода.
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы [5].
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложение благ. Закон предложения имеет две формы выражения:
а) шкала предложении;
б) кривая предложения.
Шкала предложения — это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Кривая предложения — это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Для большинства благ кривая предложения имеет восходящее и вогнутое очертание (рисунок 5, Приложение 4).
Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения являются издержки производства, технология производства, цены на ресурсы, цены сопутствующих благ, количество товаропроизводителей, количество покупателей данного блага, налоги и субсидии, государственная политика и др.
Следует различать движение вдоль кривой предложения и сдвиг кривой предложения.
Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
Сдвиг кривой предложения — реакция продавцов на изменение неценовых факторов; он отражает изменение предложения. Изменение предложения — это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом кривой предложения.
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы — это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага — это движение вдоль кривой предложения [5].
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Взаимодействие спроса и предложения — процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
Рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия, отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса ранен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.
Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения.
Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ.
Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.
1 Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
2 Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
3 Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
4 Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
Отраслевое равновесие — это такая ситуация, когда у фирм не существует тенденции вступать в отрасль, выходить из нее либо изменять свой размер.
Различные отрасли имеют различные кривые предложения.
— Отрасль с неизменными издержками — это отрасль, где цены на факторы производства независимы от объема выпуска. Долгов срочная кривая предложения для такой отрасли — горизонтальная линия. Поскольку цены на факторы производства и технология стабильны, долгосрочная кривая предложения для такой отрасли при одной рыночной цене совершенно эластична.
— Отрасль с возрастающими издержками — это отрасль, где цены на некоторые факторы производства повышаются вследствие увеличения выпуска благ. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли растет вверх.
— Отрасль с убывающими издержками — это отрасль, где цены на некоторые факторы производства снижаются вследствие расширения отрасли. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь наклон вниз.
— Отрасль с различной комбинацией процессов. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь дугообразную форму.
Стабильность равновесия — это способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвратиться к равновесному состоянию под воздействием только внутренних сил. В том случае, когда равновесие имеет свойство стабильности, дополнительное регулирование рынка необязательно. Когда равновесие не имеет свойства стабильности, то регулирование рынка является обязательным. Если линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный) наклон, то равновесие стабильно.
Паутинообразная модель — модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.
2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
В Большом экономическом словаре дается следующее понятие спроса:
Спрос - экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся.
Предпочтения — один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.
Благо и теории потребления — любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага потребляются, как правило, в определенных наборах.
Набор благ — совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период.
При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях. которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность.
Покупатель при выборе приобретаемых благ обладает определенными индивидуальными предпочтениями, но он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением. Что же покупатель делает в данных условиях, какой выбор обеспечивает максимально возможную полезность?
Необходимыми предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы.
Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Эта аксиома предполагает, что потребитель сам должен принимать решения относительно потребления и осуществлять их. При этом потребитель должен указать, или какой из двух наборов лучше, или что они равноценны. Он должен упорядочить альтернативные наборы благ посредством отношения предпочтений («>») и отношения равноценности ил и безразличия («—»). Следовательно, речь идет о принципиальной сопоставимости различных наборов благ для конкретного потребителя. Это означает, что для любой пары наборов благ А и В потребитель может указать, что или А > В (А предпочтительнее, нежели В), или В > А, или А - В (А и В равноценны).
Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы принять определенное решение и реализовать его, потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор благ А набору благ В, а набор благ В набору благ С, то он также предпочитает набор А набору С. Иначе, если
А > В, а В > С, то всегда А> С, если А-В и В-С, то всегда А— С. Это предположение о транзитивности гарантирует рациональность(согласованность