Теория производства и потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач:
1 Рассмотреть теоретические основы производства и производственной функции.

Содержание

Введение
Глава 1 Теория производства
1.1 Производство и производственная функция
1.2 Производственная функция и технический прогресс
1.3 Издержки производства и их классификация
1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема
1.5 Спрос. Кривая спроса
1.6 Предложение. Кривая предложения
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Глава 2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
2.2 Количественная и порядковая полезность
2.3 Кривая безразличия
Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности
3.1. Основные черты предприятия ОАО «Колобок»
3.2. Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Теория производства и потребления.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

 

Следует отметить, что структура потребительских предпочтений по хлебобулочным изделиям была выявлена по структуре фактических приобретений.

Проведенный анкетный опрос обнаружил предпочтения потребителей по поставщикам.

Большинство потребителей (66,7%) предпочитают приобретать в магазинах хлеб, выпеченный на хлебокомбинатах. Однако 7% опрошенных не отдают предпочтение продукции какого-либо конкретного поставщика, и все же, 93,0% респондентов отметили, что обычно приобретают хлеб и хлебобулочные изделия полюбившегося им производителя. Частные пекарни пока что не пользуются значительной популярностью у потребителей, что объясняется как сложившимся стереотипом покупательского поведения, так и отсутствием широкой сети удобно расположенных торговых точек у этих субъектов рынка.

Подавляющее число потребителей (93,2%), по результатам опроса, не выпекало хлеб в домашних условиях. В числе причин, по которым они отказывались заниматься выпечкой хлеба в домашних условиях, были названы:

-       отсутствие такой необходимости;

-       отсутствие условий;

-       нехватку времени;

-       невыгодность этого процесса по сравнению с покупкой готового хлеба.

Лишь 6,8% респондентов отметили, что они выпекают хлеб в домашних условиях, причем подавляюще большинство из них делает это изредка. Основными причинами, побуждающими заниматься этим, были лучшие вкусовые качества выпеченного в домашних условиях хлеба, а также такой фактор, как увлечение этим процессом (хобби).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»

  В Большом экономическом словаре под спросом понимается экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена и торговле. Спрос выражает совокупную общественную потребность в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием и постоянно меняющихся. Очевидно, что количество продукции (работ, услуг), реализованной производственным предприятием, или товара, проданного торговой фирмой, определяется спросом на них и предложением. Поэтому в дальнейшем целесообразно спрос рассматривать через оценочный показатель товарооборота или объем продаж товаров.

В связи с этим, хотелось бы провести анализ факторов, влияющих на объем продажи хлебобулочных изделий, таких, как индекс потребительских цен, численность работников и производительность труда, среднегодовая стоимость основных фондов и их фондоотдача, ритмичность и равномерность развития объема реализации хлебобулочных изделий.

Поэтому проанализируем вначале ритмичность и равномерность развития объема продажи хлебобулочных изделий. Для определения ритмичности и равномерности развития объема продажи хлебобулочных изделий составим аналитическую таблицу, в которой сравним объемы продаж хлебобулочных изделий в динамике. Оценка реализации хлебобулочных изделий дана в действующих ценах, поэтому из показателей данной таблицы не видно влияние изменения индекса цен на рост или снижение товаров в целом по объему. Для повышения эффективности проводимого анализа целесообразно его осуществлять не только в сравнении с данными прошлого года, но и с достигнутыми аналогичными показателями за ряд предшествующих лет в действующей и сопоставимой оценке. В странах с развитой рыночной экономикой данный анализ проводится по данным за 10 - 15 лет.

 

Таблица 2

Ритмичность и равномерность развития объема реализации хлебобулочных изделий ОАО «Колобок» в действующих ценах по месяцам и кварталам в динамике.

                                                                                                                      Руб.

Месяцы и кварталы

2006

2007

Темп роста в %

Отклонение

 

Сумма

Уд. вес

Сумма

Уд. вес

Сумма

Уд. вес

Январь

Февраль

Март

47595

48208

50946

32,4

32,9

34,7

40688

41784

42880

32,5

33,3

34,2

85,5

86,7

84,2

-6907

-6424

-8066

0,1

0,4

-0,5

1-й квартал

146749

30,9

125352

24,1

85,4

-21397

-6,8

Апрель

Май

Июнь

41322

25906

26738

44,0

27,6

28,5

42981

33516

37446

37,7

29,4

32,9

104,0

129,4

140,0

1659

7610

10708

-6,3

1,8

4,4

2-й квартал

93966

19,8

113943

21,9

121,3

19977

2,1

Итого 1 полугодие

240715

50,7

239295

46,0

99,4

-1420

-4,7

Июль

Август

Сентябрь

23446

25705

54575

22,6

24,8

52,6

35524

39746

45135

29,5

33,0

37,5

151,5

154,6

82,7

12078

14041

-9440

6,9

8,2

-15,1

3-й квартал

103726

21,9

120405

23,2

116,1

16679

1,3

Итого 9 месяцев

344441

72,6

359700

69,2

104,4

15259

-3,4

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

39514

41201

49357

30,4

31,7

37,9

49998

50802

59400

31,2

31,7

37,1

126,5

123,3

120,3

10484

9601

10043

0,8

-

-0,8

4-й квартал

130072

27,4

160200

30,8

123,2

30128

3,4

Всего за год

474513

100

519900

100

109,6

45387

-


 

Примечание

Удельные веса рассчитаны по месяцам по отношению к квартальному.

Из показателей таблицы 2 видно, что объем продажи хлебобулочных изделий как в разрезе отдельных месяцев, так и кварталов, имел тенденцию как к снижению, так и к росту: полярность темпов снижения составила в отдельные месяцы года от 82,7% (сентябрь) до 86,7% (февраль) и 85,4% (1-й квартал); полярность темпов роста составила в отдельные месяцы года от 104% (апрель) до 154,6% (август) и от 116,1% (3-й квартал) до 123,2% (4-й квартал) в разрезе кварталов года.

Из той же таблицы 2 видно, что развитие объема продажи хлебобулочных изделий происходило неравномерно. Так, приведенные удельные веса в динамике свидетельствуют о том, что наименьшая загрузка продавцов и других торговых работников наблюдалась в каждом первом месяце, за исключением 2-го квартала, а максимальная - в последнем месяце каждого квартала, кроме 2-го квартала. Так, например, в 1-м квартале отчетного года из каждых 100 рублей оборота в январе было продано хлебобулочных изделий на 32 рубля 50 копеек, тогда же, как в марте - на 34 рубля 20 копеек, то есть почти в 1,1 раза больше, чем в январе (85,5%). Аналогичная тенденция прослеживается и в других месяцах, а также отдельных кварталах. Минимальный удельный вес продажи хлебобулочных изделий имел место во 2 квартале - 21,9%, максимальный - 30,8% - в 4 квартале отчетного года, а в прошлом году минимальный удельный вес продажи хлебобулочных изделий имел место во 2-м квартале - 19,8%, максимальный - 30,9% - в 1-м квартале. Следовательно, в отчетном году наиболее напряженным был 4-й квартал, а наименее напряженным - 2-й квартал, тем не менее, в прошлом году наиболее напряженным был 1-й квартал, а наименее напряженным - 2-й квартал. Если за сравниваемый период возьмем 2-й квартал, то объем продажи хлебобулочных изделий возрос: в первом квартале - на 2,2%, в 3-м квартале - на 1,3%, в 4-м квартале - на 8,9%.

Для определения ритмичности развития объема продаж хлебобулочных изделий составим таблицу, в которой сравним объемы реализации хлебобулочных изделий в динамике.

Таблица 3

Ритмичность и равномерность объема реализации хлебобулочных изделий ДП "Хлебъ" в действующих ценах в динамике по неделям.

Дни недели

Числа месяца

Декабрь 2007

Дни недели

Числа месяца

Декабрь 2007

сумма

уд. вес

сумма

уд вес

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1883

1536

1668

1227

809

1934

1958

1676

1944

2009

1174

730

999

1858

1930

1888

3,2

2,6

2,8

2,1

1,4

3,3

3,3

2,8

3,3

3,4

2,0

1,2

1,7

3,1

3,2

3,2

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

 

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1935

1787

1400

1705

1743

2192

2106

2911

1397

794

2627

3345

3766

4034

2485

3,3

3,0

2,4

2,9

2,9

3,7

3,5

4,9

2,4

1,3

4,4

5,6

6,3

6,8

4,2

 

 

 

 

Итого за год

 

59400

100


 

Таким образом, как видно из приведенных данных, прослеживается следующая тенденция: наибольший удельный вес приходится на вторник, среду и пятницу; так, во вторник он колебался в пределах от 2,9% до 3,3% в сумме от 1734 руб. до 1958 руб.; в среду колебания составили от 2,8% до 3,7% в сумме от 1676 руб. до 2192 руб., кроме последней недели месяца, где отмечен максимальный спрос на хлебобулочную продукцию. Итак, максимальный удельный вес от 4,2% до 6,8% или от 2485 руб. до 4034 руб. пришелся на последнюю неделю месяца, то есть предпраздничные дни. В связи с этим наибольший объем продажи хлебобулочных изделий пришелся на две последние недели месяца, а именно с пятницы по пятницу, то есть с 17 по 31 декабря. Минимальный удельный вес отмечен нами в выходные дни (субботу и воскресенье), здесь тоже прослеживается тенденция к постоянству, объем продажи хлебобулочных изделий практически не меняется. Так, в субботу удельный вес составил от 2,0% до 3,0%, сумма изменилась от 1174 руб. до 1787 руб.; в воскресенье наблюдался наименьший спрос на хлебобулочные изделия, а следовательно, и наименьшая загрузка торговых работников в хлебном отделе. Исходя из этого, наиболее напряженной была последняя неделя месяца за счет того, что в начале и середине месяца покупатели приобретали другие, более важные по значимости продовольственные и непродовольственные товары, а уже перед праздником, прямо к столу покупали свежий хлеб и хлебобулочные изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Выбранная тема курсовой работы является актуальной, поскольку исследовать потребительский спрос необходимo в связи с тем, что каждый товар должен производится лишь тогда, когда он нужен потребителю.

      По нашему мнению, спрос - это форма рыночного проявления платежеспособной потребности как совокупность отношений, связанных с потреблением, обеспеченная денежными средствами. Хлебобулочная продукция на рынке продуктов занимает особое положение. Сокращение потребления многих важных видов продовольствия компенсируется за счет потребления именно этого вида товаров. Поскольку именно этот товар должен находиться в рационе питания необходимом для жизнедеятельности каждого человека. Формирование и развитие рынка хлебобулочных изделий неразрывно связано с развитием отрасли хлебопечения. Проводя исследования потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий, можно сделать следующие выводы.

      Изучение и прогнозирование потребительского спроса необходимо, ибо для успешной работы каждого торгового предприятия важно приобретать и реализовывать только ту продукцию, которая пользуется наибольшим спросом у населения, то есть конкурентоспособную продукцию, которая позволит, в конечном счете, улучшить финансовое состояние предприятия и найти свою нишу на рынке.

     Оценив основные экономические показатели предприятия ОАО «Колобок», мы видим, что несмотря на тяжелое положение в 1998 году, предприятие все же в 2007 году пытается в лучшую сторону стабилизировать торгово-коммерческую деятельность путем использования всех возможных внутренних резервов, имеющихся на предприятии.

     Анализ текущего состояния рынка хлебобулочных изделий города Екатеринбурга позволяет нам судить о том, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия в целом по городу удовлетворяется. Потребительскому спросу на хлеб и хлебобулочные изделия на рынке города Екатеринбурга присущи сезонные колебания следующего характера:

1         в осенне-зимний период наблюдается существенное увеличение объема реализации с небольшими сезонными пиками продаж в начале осени и конце зимы;

2         в летний период объем реализации заметно сокращается; одновременно в летний период наблюдаются локальные всплески спроса в предвыходные дни.

       Потребительские предпочтения населения города Хабаровска выглядят следующим образом:

1  В среднем по городу среднестатистический покупатель приобретает 1,75 сорта хлеба и хлебобулочных изделий из имеющихся в наличие 9 сортов. В целом потребительские предпочтения по количеству сортов формируются под влиянием проводимой магазинами ассортиментной политики.

2  Наибольшей популярностью у потребителей пользуется хлеб белых (52,6%) и ржаных (43,4%) сортов. Структура потребительских предпочтений по хлебу определяется комплексом причин субъективно-психологического характера при минимальном воздействии со стороны ценовых факторов. Отсутствие детерминирующего влияния цен на структуру потребительских предпочтений, а также как объем потребления хлеба объясняется традиционно низкой ценовой эластичностью данной товарной группы наряду с другими товарами первой необходимости.

3   Было выявлено, что 2% опрошенных покупателей не приобретают кроме хлеба никаких хлебобулочных изделий. Среди приобретающей части населения города наибольшей популярностью пользуются батоны различных видов (46,0%), булочки и рожки (29,8%), печенье (11,0%), пряники (9,8%), пирожки (2,2%).

4   Потребительские предпочтения по поставщикам характеризуются значительной степенью консерватизма. Большинство потребителей (66,7%) предпочитают покупать в традиционных торговых точках хлеб, выпеченный на хлебокомбинатах. При этом подавляющее большинство покупателей (93,0%) обычно приобретают хлеб и хлебобулочные изделия полюбившегося им производителя. И лишь 7% покупателей не отдает своих предпочтений в адрес каких-либо конкретных хлебокомбинатов. Еще приблизительно каждый пятый потребитель не высказывает особых предпочтений при выборе места совершения покупки (приобретают где придется). С высокой долей вероятности можно утверждать, что данная тенденция сохранит свое действие в краткосрочном периоде и окажет сдерживающее влияние на развитие частных хлебопекарен в долгосрочном периоде (но не хлебных ларьков). Преломление данной тенденции в долгосрочном периоде окажется невозможным без принятия органами власти соответствующих программ по поддержке малого бизнеса на рынке хлебобулочных изделий города Екатеринбурга. Очевидно, что исходя из анализа выявленных на рынке хлебобулочных изделий тенденций и состоянии экономики края, в настоящее время в основе изучения важнейших факторов, определяющих ситуацию в потребительской сфере, необходимо наметить меры, позволяющие создать условия для увеличения товарного предложения и улучшения его реализации. Таким образом, при анализе потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий мы убедились, что на формирование спроса хлебобулочных изделий, а, следовательно, и на объем продажи хлебобулочных изделий оказывают влияние многие факторы внешней и внутренней среды; одни из них называются количественно-измеримыми факторами, другие - стохастическими факторами, так как их влияние на объем продаж невозможно количественно измерить.

Информация о работе Теория производства и потребления