Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач:
1 Рассмотреть теоретические основы производства и производственной функции.
Введение
Глава 1 Теория производства
1.1 Производство и производственная функция
1.2 Производственная функция и технический прогресс
1.3 Издержки производства и их классификация
1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема
1.5 Спрос. Кривая спроса
1.6 Предложение. Кривая предложения
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Глава 2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
2.2 Количественная и порядковая полезность
2.3 Кривая безразличия
Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности
3.1. Основные черты предприятия ОАО «Колобок»
3.2. Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
Заключение
Список используемой литературы
CoolReferat.com
Введение
Глава 1 Теория производства
1.1 Производство и производственная функция
1.2 Производственная функция и технический прогресс
1.3 Издержки производства и их классификация
1.4 Связь производства и потребления продукции, определение оптимального их объема
1.5 Спрос. Кривая спроса
1.6 Предложение. Кривая предложения
1.7 Равновесие рыночное и отраслевое
Глава 2 Теория потребления
2.1 Потребительские предпочтения и полезность
2.2 Количественная и порядковая полезность
2.3 Кривая безразличия
Глава 3 Анализ производства продукции, затрат производства и реализации в зависимости от потребительской способности
3.1. Основные черты предприятия ОАО «Колобок»
3.2. Анализ спроса и потребительских предпочтений на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
3.3 Анализ факторов, влияющих на формирование спроса на рынке хлебобулочных изделий на примере ОАО «Колобок»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В период перехода от командно-административной к рыночной экономике резко изменились взаимоотношения предприятий с внешней средой: государством, финансовой системой, снабженческо-сбытовыми организациями, конкурентами.
У предприятий возникла не только возможность, но и необходимость самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы, определять цели своего развития.
Однако для достижения поставленных целей необходим контроль их выполнения, который означает, прежде всего, анализ хозяйственной деятельности предприятия. В маркетинговой системе, ориентированной на рынок, анализ хозяйственной деятельности начинается не с исследования производства или финансовых результатов, как в системе командно-административного типа, а с изучения сбыта на продукцию.
Причина такой замены начальной точки отсчета очевидна - в маркетинговой системе все начинается с рынка и заканчивается рынком: товар (или услуга) находит или не находит сбыт в зависимости от того, есть ли на него спрос. Итогом этого будет прибыльность или убыточность предприятия. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда он нужен потребителю. Поэтому данная тема является особенно актуальной в современных рыночных условиях.
Анализ спроса как составляющая анализа хозяйственной деятельности должен одновременно базироваться на концепциях глобального и локального экономического анализа. Причем необходимо обязательно учитывать действие общих и частных экономических законов. Такой подход позволит предприятию успешно функционировать в условиях рыночной экономики.
Цель написания данной курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать теорию производства и теорию потребления.
Для выполнения поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач:
1 Рассмотреть теоретические основы производства и производственной функции.
2 Рассмотреть издержки производства и их классификацию.
3 Раскрыть связь производства и потребления продукции, дать определение оптимального их объема.
4 Рассмотреть поведение потребителя, потребительские предпочтения и полезность.
5 На примере предприятия ОАО «Колобок» провести анализ потребительского спроса.
Методологией написания курсовой работы явились нормативно-правовые документы государства, статистические сборники, а также труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, таких как Абчук В.А., Березин И.С., Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р.,Иохин В.Я., Камаев В.Д., Нуреев Р.М.,Ковалев А.И., и другие.
Глава 1 Теория производсива
1.1 Производство и производственная функция
Производство — это создание материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Содержание производства определяет трудовая деятельность, предполагающая следующие моменты:
— целесообразную работу, или сам труд;
— предмет труда, т. е. все то, на что направлен труд человека;
— средства (орудия) труда (машины, оборудование, инструменты, с помощью которых человек преобразует предметы труда) [10].
Результатом материального производства является создание конечного продукта, обладающего заданными потребительскими свойствами.
Современное производство развивается в условиях научно-технической революции, главным содержанием которой является автоматизация производства при условии минимизации ущерба для окружающей среды.
Промышленное предприятие состоит из производственных подразделений — цехов, участков, а также обслуживающих хозяйств, органов управления, организаций и учреждений, призванных удовлетворить нужды работников предприятия и членов их семей.
Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношения между ними представляют собой общую структуру предприятия (фирмы).
Производственные подразделения предприятия — цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), взятые в совокупности, составляют его производственную структуру.
Производственная функция — функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.
Поскольку объем производства зависит от объема использованных ресурсов, то зависимость между ними может быть выражена в виде следующей функциональной записи: Q = f(L, K.M).
где Q — максимальный объем продукции, произведенной при данной технологии и определенных факторах производства;
L — труд;
К — капитал;
М — материалы;
f — функция.
Производственная функция при данной технологии обладает свойствами, которые определяют соотношение между объемом производства и количеством используемых факторов. Для разных видов производства производственные функции различны, тем не менее, все они имеют общие свойства. Можно выделить два основных свойства.
1 Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы.
2 Существует определенная взаимная дополняемость (комплектарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятна и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства. Так, для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов; можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда и, наоборот. В первом случае производство считается технически эффективным в сравнении со вторым случаем.
Однако существует предел того, насколько труд может быть заменен большим объемом капитала, чтобы не сократилось производство. С другой стороны, имеется предел применения ручного труда без использования машин.
В графической форме каждый вид производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимально необходимые для выпуска данного объема продукции ресурсы, а производственная функция — линией изокванты.
Рассмотрев производственную функцию фирмы, перейдем к характеристике следующих трех важных понятий: общего (совокупного), среднего и предельного продукта. На рисунке 1а (Приложение 1) показана кривая общего продукта (ТР), который изменяется в зависимости от величины переменного фактора X. На кривой ТР отмечены три точки: В — точка перегиба, С — точка, которая принадлежит касательной, совпадающей с линией, соединяющей данную точку с началом координат, D — точка максимального значения ТР. Точка А перемещается по кривой ТР. Соединив точку А с началом координат, получим линию ОА. Опустив перпендикуляр из точки А на ось абсцисс, получим треугольник ОАМ, где тангенс а есть отношение стороны AM к ОМ, т. е. выражение среднего продукта (АР).
Проведя через точку А касательную, получим угол , тангенс которого будет выражать предельный продукт МР. Сопоставляя треугольники LAM и ОАМ, находим, что до определенного момента тангенс по величине больше тангенса . Таким образом, предельный продукт (МР) больше среднего продукта (АР). В том случае, когда точка А совпадает с точкой В, тангенс принимает максимальное значение и, следовательно, предельный продукт (МР) достигает наибольшего объема. Если точка А совпадает с точкой С, то значение среднего и предельного продукта равны. Предельный продукт (МР), достигнув максимального значения в точке В на рисунке 1b (Приложение1), начинает сокращаться и в точке С пересечется с графиком среднего продукта (АР), который в этой точке достигает максимального значения. Затем и предельный, и средний продукт сокращаются, но предельный продукт уменьшается опережающими темпами. В точке максимума общего продукта (ТР) предельный продукт МР = 0.
Наиболее эффективное изменение переменного фактора X наблюдается на отрезке от точки В до точки С. Здесь предельный продукт (МР), достигнув своего максимального значения, начинает уменьшаться, средний продукт (АР) еще увеличивается, общий продукт (ТР) получает наибольший прирост [10].
1.2 Производственная функция и технический прогресс
Производственная функция иллюстрирует взаимозависимость между любой комбинацией факторов производства и максимально достижимым объемом выпускаемой продукции в единицу времени при данном уровне технических знаний.
Поскольку объем выпуска продукции зависит от объема использованных ресурсов, то взаимосвязь между ними может быть выражена следующей формулой:
где Q — объем выпуска продукции;
L — количество использованного труда;
К — объем применяемого капитала.
В формуле выпуск продукции и использованный факторы производства рассматриваются а мере потока, т. е. в единицу времени.
Для выпуска одного и того же объема продукции используются различные комбинации. В одном случае применяют небольшое количество труда, в другом — большое количество труда и малый объем капитала. Иными словами, каждый вид производства обладает конкретной комбинацией факторов производства. В физическом выражении технически эффективными являются комбинации, которые предполагают применение хотя бы одного фактора в меньшем, а всех остальных — не в большем объеме, т. е. минимального количества факторов производства.
Производственная функция каждого вида производства может быть представлена линией равного выпуска, или изоквантой.
Технический прогресс — это появление новых, технически более эффективных видов производства, которые должны быть приняты во внимание в производственной функции, и в то же время технически неэффективные виды производства должны быть исключены из нее.
Технический прогресс, стимулирующий увеличение объема выпуска, графически может быть изображен сдвигом вниз изокванты, описывающей конкретный объем производства продукции (рисунок 2, Приложение 2).
На рисунке 2 (Приложение2) изокванта Q*Q* показывает то же количество произведенной продукции, что изображает и изокванта Q*Q* - Однако теперь это количество может быть выпущено с применением меньшего объема факторов (К и L). И сдвиг изокванты может сопровождаться модификацией ее конфигурации, означающей модификацию в пропорциях использованных факторов производства. В связи с этим выделяют три типа технического прогресса: капиталоинтенсивный (трудосберегающий), трудоинтенсивный (капиталосберегающий) и нейтральный, каждый из которых имеет свою конфигурацию изокванты.
Капиталоинтенсивный тип технического прогресса — это такой тип, когда при передвижении вдоль линии с постоянным соотношением К / L предельная норма технического замещения (MRTSL,K) понижается (рисунок 3, Приложение 3). Это означает, что технический прогресс сопровождается опережающим ростом предельного продукта капитала в сравнении с предельным продуктом труда. На рисунке 3 видно, что наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси L [10].
1.3 Издержки производства и их классификация
Издержки производства — затраты на покупку экономических ресурсов, потребленных в процессе выпуска тех или иных благ.
Любое производство товаров и услуг, как известно, связано с использованием труда, капитала и природных ресурсов, которые представляют собой факторы производства, стоимость которых определяется издержками производства.
В связи с ограниченностью ресурсов возникает проблема наилучшего их использования из всех отвергнутых альтернатив.
Альтернативные издержки — это издержки выпуска благ, определяемые стоимостью наилучшей упущенной возможности применения ресурсов производства, обеспечивающие максимальную прибыль. Альтернативные издержки предприятия называются экономическими издержками. Эти издержки необходимо отличать от бухгалтерских издержек.