Спросы и предложения. Рыночные равновесия и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Моей целью является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. Определить рыночные спрос и предложение;

Содержание

Введение
1. Спрос и предложение
1.1 Терминология
1.2 Закон спроса
1.3 Закон предложения
2. Рыночное равновесие
2.1 Механизм достижения рыночного равновесия
2.2 Виды рыночного равновесия
2.3 Устойчивость равновесия
3. Модели рыночного равновесия
3.1 Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу.
3.2 Паутинообразная модель
3.3 Применение модели рыночного равновесия
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат экономике.doc

— 68.50 Кб (Скачать)
 

Содержание: 

    Введение 

1. Спрос и предложение 

1.1 Терминология 

1.2 Закон спроса 

1.3 Закон предложения 

2. Рыночное равновесие 

2.1 Механизм достижения рыночного равновесия 

2.2 Виды рыночного равновесия 

2.3 Устойчивость равновесия 

3. Модели рыночного равновесия 

3.1 Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу. 

3.2 Паутинообразная модель 

3.3 Применение модели рыночного равновесия 

Заключение 

Литература 

Введение 

Моей целью  является выявить, как действует  рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении. 

В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи: 

1. Определить  рыночные спрос и предложение; 

2. Определить  рыночное равновесие; 

3. Рассмотреть  модели рыночного равновесия; 

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 

1. Спрос и предложение 

1.1 Терминология

Рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) товаров  и услуг.

Спрос - это вид  зависимости величины покупок, которые  покупатели готовы совершить на рынке  определенного вида благ в определенный период времени, от уровня цены на эти блага (при прочих неизменных условиях).

Закон спроса - состоит  в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы: 

1. Повышение  цены не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки. 

2. При определении  цены на свой товар любой  должен прикинуть: сколько он  сможет выручить при такой  цене исходя из существующей  чувствительности спроса на этот товар к изменениям цены.

Предложение -- отражает то количество товара, которое производители  согласны представить на рынок по данной цене.

Закон предложения -- при прочих равных условиях, повышение  цены приводит к росту величины предложения; снижение цены -- к снижению величины предложения.

Рыночное равновесие -- ситуация на рынке, когда спрос  на товар равен его предложению; объем продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного  клиринга. Такая цена имеет тенденцию  в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой  и равновесным объёмом.

Устойчивость  равновесия -- способность рынка  приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной  цены и равновесного объёма. 

1.2 Закон спроса 

В экономическом  смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда  в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо  находит свое отражение на кривой спроса. 

Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между  ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции. 

Различают: 

индивидуальный  спрос - это спрос конкретного субъекта; 

рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар. 

Принято различать  индивидуальный спрос как спрос  отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный  спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i - тый товар j - того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как 

QD = ? qij 

При изменении  прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов. 

1. В подавляющем большинстве случаев существует так называемый ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым. 

2. Рост объема  спроса при снижении цены можно  обосновать возникающим при этом  эффектом дохода - он возникает,  когда снижение цены на товар  экономит часть дохода покупателя, сам доход в этом случае  не меняется, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму дополнительное количество товара. 

3. Рост объема  спроса при снижении цены объясняется  и эффектом замещения - он связан  с проблемой выбора. Если из  двух взаимозаменяемых товаров  один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. 

4. Рост величины  спроса при снижении цены можно  объяснить и принципом убывания  предельной (дополнительной) полезности  товара. После изучения спроса рассматривается предложение 

1.3 Закон предложения 

Объем предлагаемого  к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем  выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения. Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения i - того продавца: QS = ? QSi 

Факторы формирования предложения 

1. Цена товара с определенными свойствами и технологией изготовления. 

2. Величина затрат, необходимых для производства  товара. 

Закон предложения - состоит в том, что повышение  цен обычно ведет к росту величины предложения, и наоборот (на поведение  покупателей влияют прежде всего полезность блага и бюджет, на поведение изготовителя - затраты на изготовление и уровень прибыли). 

Аргументация  достоверности закона предложения. 

1. Когда цена  на товар растет, производители,  заинтересованные в увеличении  прибыли, начнут расширять свое производство. Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся производители из других отраслей, изымая свои капиталы из менее прибыльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увеличит объем предложения. 

2. Рост объема  предложения связан с ростом цены товара еще и потому, что производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Следовательно, дополнительная продукция будет производиться, если будет расти цена товара. Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительный доход, полученный от производства еще одной дополнительной единицы продукции. 
 

2. Рыночное равновесие 

       При цене равновесия  спрос  равен предложению и равновесный объем равен .

     Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.

     Если  на рынке устанавливается цена выше равновесной Q1Q2, то предложение больше спроса и возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

     При  цене ниже равновесной P2 спрос  больше предложения и возникает  дефицит, равный Q3Q4, который порождает  конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую  цену, цена растет, в результате  чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.

     Таким  образом, рынок является саморегулирующейся  системой, способной автоматически  восстанавливать нарушенное равновесие.

     Способность  рынка, выведенного из состояния  равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильность, рынка.

     Равновесие, устанавливающееся на рынке одного  товара – это частичное рыночное  равновесие. Наряду с последним  существует понятие общего рыночного  равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов. Достижение общего рыночного равновесия – проблема макроэкономическая.

    Итак, мы рассмотрели механизм формирования  цены, но что такое цена, какова  ее внутренняя сущность? Вопрос  о сущности, природе цены является  камнем преткновения для многих  поколений экономистов-теоретиков.

     Согласно  воззрениям одних экономистов,  цена – это денежное выражение  стоимости. Стоимость же создается  в процессе производства, она  объективна и поддается эмпирическому  измерению. Формой выражения стоимости  и является цена.

     Другие  экономисты отрицают существование внутренне присущей товару стоимости, полагая, что стоимость (ценность) – понятие субъективно-оценочное. Объективно же существует только цена товара – пропорция, в которой один товар обменивается на другие товары или деньги.

     Современная  теория цен представляет собой  синтез нескольких теорий стоимости  (цен), поэтому она и называется  теорией неоклассического синтеза.  Согласно этой теории: 

      рыночная цена есть цена равновесия  спроса и предложения;

      спрос определяется предельной полезностью товара;

      полезность товара - это его способность  удовлетворять какую-либо потребность людей;

      предложение определяется издержками  производства;

      издержки производства характеризуют  стоимость ресурсов, используемых  при производстве данного товара.

     Таким  образом, цена отражает соотношение  потребности общества в данном  товаре и объема ограниченных  ресурсов, которые используются  для удовлетворения этой потребности.

Сформировавшаяся  под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет  ряд важнейших функций, позволяющих  ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики. 

2.1 Механизм достижения рыночного равновесия 

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к  тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Информация о работе Спросы и предложения. Рыночные равновесия и их классификация