Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цель данной курсовой работы – рассмотрено понятие “рыночное равновесие”, “равновесная цена”, равновесный объем”, а также факторы, влияющие на устойчивость рыночного равновесия.

Содержание

Ведение.

Понятие рыночного равновесия.
Рыночное равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.
Паутинообразная модель.
Заключение

Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теор..docx

— 290.82 Кб (Скачать)

            План

           Ведение.

  1. Понятие рыночного равновесия.
  2. Рыночное равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.
  3. Паутинообразная модель.

    Заключение

            Список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ВВЕДЕНИЕ 
 

 Любой  рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных  элементах: цене, спросе и предложении,  конкуренции. Данные инструменты  способствуют установлению равновесия  на рынке. 

 Рынок  - это инструмент, или механизм, сводящий  вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг.  Состояние рынка определяется  соотношением величины спроса  и предложения. Чтобы понять  рыночную экономику во всей  ее полноте, необходимо хорошо  усвоить два фундаментальных  понятия: спрос и предложение. 

 Спрос  и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма,  где спрос определяется платежеспособной  потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью  товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между  ними складывается в обратно  пропорциональную зависимость, определяя  соответствующие изменения в  уровне цен на товары.

 Изменение  соотношения между спросом и  предложением порождает колебания  рыночных цен вокруг так называемой  цены равновесия. Через эти колебания  устанавливается тот уровень  цен, при котором обеспечивается  равновесие спроса и предложения  и в конечном итоге равновесие  производства и потребления. 

 Цель  данной курсовой работы – рассмотрено понятие “рыночное равновесие”, “равновесная цена”, равновесный объем”, а также факторы, влияющие на устойчивость рыночного равновесия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рыночное  равновесие.

  Рыночная  цена — важнейший информационный  сигнал, который координирует действия  хозяйствующих субъектов и позволяет  наиболее эффективно распределять  ограниченные ресурсы общества.

     Процесс рыночного ценообразования  – установление рыночного равновесия, механизм формирования равновесной  цены и саморегулирования рынка,  соотношение рыночного равновесия  и экономической эффективности  - будет рассмотрен в данной  теме

     Основные вопросы темы:

  • Формирование рыночной цены
  • Нарушения рыночного равновесия
  • Рыночное равновесие и эффективность

  Для  успешного усвоения нового материала  необходимо вспомнить такие понятия,  как:

  • спрос;
  • закон спроса;
  • неценовые факторы спроса;
  • предложение;
  • закон предложения;
  • неценовые факторы предложения

  Формирование рыночной  цены.

До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен.

     Кривые спроса и предложения  показывают, какое количество товара  покупатели готовы купить, а продавцы  готовы продать при каждом  возможном уровне цен.

     Для того чтобы понять, как  устанавливается фактическая рыночная  цена, надо рассмотреть взаимодействие  спроса и предложения (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

Как видно  из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед.

     Когда спрос превышает предложение,  возникает дефицит, и в более  благоприятном положении находится  продавец. Это рынок продавцов.  При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.

     Только при цене, равной 4 ден. ед., спрос в точности равен предложению, т.е. достигнуто рыночное равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

     Цена, при которой спрос равен  предложению и которая не обнаруживает  тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным объемом (Qe).

Рис. 9.1. Рыночное равновесие

При цене равновесия  спрос равен предложению  и равновесный объем равен .

     Особенность рыночного механизма  такова, что рынок автоматически  поддерживает равновесие: взаимодействие  спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса  и величина предложения совпадают. 

     Если на рынке устанавливается  цена выше равновесной Q1Q2, то  предложение больше спроса и  возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы  не могут реализовать свою  продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

     При цене ниже равновесной  P2 спрос больше предложения и  возникает дефицит, равный Q3Q4, который  порождает конкуренцию между  покупателями. Они готовы платить  более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается,  а предложение увеличивается.  Рынок движется к равновесию.

     Таким образом, рынок является  саморегулирующейся системой, способной  автоматически восстанавливать  нарушенное равновесие.   Способность  рынка, выведенного из состояния  равновесия, вновь возвращаться  к равновесию под влиянием  внутренних сил называется устойчивостью,  или стабильность, рынка.

     Равновесие, устанавливающееся на  рынке одного товара – это  частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует  понятие общего рыночного равновесия  – одновременное достижение равновесия  на всех рынках (рынках благ  и рынках ресурсов). Общее рыночное  равновесие фактически означает  соответствие между объемом национального  производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов. Достижение общего рыночного равновесия – проблема макроэкономическая.

    Итак, мы рассмотрели механизм  формирования цены, но что такое  цена, какова ее внутренняя сущность? Вопрос о сущности, природе цены  является камнем преткновения  для многих поколений экономистов-теоретиков.

     Согласно воззрениям одних экономистов,  цена – это денежное выражение  стоимости. Стоимость же создается  в процессе производства, она  объективна и поддается эмпирическому  измерению. Формой выражения стоимости  и является цена.

     Другие экономисты отрицают существование  внутренне присущей товару стоимости,  полагая, что стоимость (ценность) – понятие субъективно-оценочное.  Объективно же существует только  цена товара – пропорция, в  которой один товар обменивается  на другие товары или деньги.

     Современная теория цен представляет  собой синтез нескольких теорий  стоимости (цен), поэтому она и  называется теорией неоклассического  синтеза. Согласно этой теории:

  • рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;
  • спрос определяется предельной полезностью товара;
  • полезность товара - это его способность удолетворять какую-либо потребность людей;
  • предложение определяется издержками производства;
  • издержки производства характеризуют стоимость ресурсов, используемых при производстве данного товара.

     Таким образом, цена отражает  соотношение потребности общества  в данном товаре и объема  ограниченных ресурсов, которые  используются для удовлетворения  этой потребности.

Сформировавшаяся  под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет  ряд важнейших функций, позволяющих  ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики.

Основные  функции цены:

  • уравновешивающая – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;
  • информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей и производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;
  • регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к снижению цены и соответствующему сокращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;
  • стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.

    Нарушения рыночного равновесия. 

      В случаях изменения спроса  и предложения под влиянием  неценовых факторов рыночное  равновесие будет достигаться  при других значениях равновесной  цены и равновесного объема.

         Изменение спроса при постоянстве  предложения оказывает однонаправленное  воздействие на уровень равновесной  цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 9.2).

    Рис. 9.2. Изменение спроса и его воздействие  на цену равновесия

и равновесный  объем

При увеличении спроса (рис. 9.2а) и цена, и равновесный  объем возрастают ; при снижении спроса (рис. 9.2б) и цена, и равновесный  объем сокращаются .

   Изменение предложения при постоянстве  спроса приведет к разнонаправленному  воздействию на равновесную цену  и однонаправленному воздействию  на равновесный объем: если  предложение увеличится, то цена  равновесия снизится, а равновесный  объем увеличится; если предложение  сократится, то равновесная цена  возрастет, а равновесный объем  сократится (рис. 9.3).

    Рис. 9.3. Изменение предложения и его  воздействие на равновесную цену и равновесный объем.

   Увеличение предложения (рис. 9.3 а)  снижает цену равновесия и  увеличивает равновесный объем  ; уменьшение предложения (рис. 9.3 б) увеличивает цену и снижает  равновесный объем .

При одновременном  изменении спроса и предложения  уровень нового равновесного объема и новой равновесной цены зависят  от:

  • направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются);
  • соотношения в изменении спроса и предложения.

   Так, например, если предложение  увеличится больше, чем увеличится  спрос, то равновесный объем  увеличится, в то время как  цена - снизится; если спрос сократится  больше, чем увеличится предложение,  то уменьшатся и равновесный  объем, и равновесная цена и  т.д.

     В зависимости от временных  возможностей производителей и  степени эластичности предложения  в экономике различают три  типа равновесия.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие