Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 10:46, контрольная работа
Вопросы:
1. Спрос: понятие, закон и график функции спроса. Неценовые факторы спроса.
2. Предложение: понятие, закон и график функции предложения. Неценовые факторы предложения.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
4. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность.
5. Эластичность предложения, факторы.
6. Использование законов спроса и предложения для анализа экономических процессов.
Раздел 2. Основы микроэкономики.
Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.
Вопросы:
Литература: [1] стр. 131-182, [2] стр. 145-206.
Микроэкономика
изучает деятельность индивидуальных
экономических субъектов –
В рассматриваемой
теме рассматриваются понятия, которые
описывают механизм функционирования
рынков экономических благ: спрос, предложение,
рыночное равновесие, равновесная цена,
равновесный объем
1. Спрос: понятие, закон спроса, график функции.
Неценовые факторы спроса.
Спрос – это количество продукта, которое потребители в данный период времени могут по заданной цене купить на рынке. Он выражает соотношение альтернативных возможностей рынка товаров и покупательной способности населения. Определяющим моментом выступает цена на товары. По цене более низкой покупатель приобретает продукта больше, в случае высокой цены реализация товаров резко уменьшается. Потребность в продукте частично начинает покрываться за счет заменителей (субститов).
Таким образом, на рынке всегда существует объективная зависимость между спросом на товар, уровнем цен и предложением, которая представляет кривую спроса DD.
Обратная связь цены товара (Р) и объема спроса (QD) называется законом спроса:
На его основе формируется проведение рациональной политики ценообразования.
Спрос на товар тесно связан с ценообразованием и сопутствующими спросу факторами, увеличивая его или уменьшая. Различают понятия «изменение в спросе» и «изменение величины спроса». Первое выражается сдвигом кривой DD вправо или влево при одинаковой цене Р0 (рисунок 2), а второе – перемещением вдаль кривой спроса, что соответствует новому соотношению «цена – количество продукта» (рис.1). Таким образом, на изменение величины спроса оказывает влияние ценовой фактор, на «изменение в спросе» - неценовые факторы. Существует ряд неценовых факторов влияющих на изменение спроса:
1.1. вкусы и предпочтения потребителей;
1.2. количество потребителей на рынке;
1.3. денежные доходы потребителей;
1.4. цены на сопряженные блага;
1.5. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Под предложением понимается количество блага, которое производитель желает и может произвести и поставить на рынок при данном уровне цен на эту продукцию в течение определенного периода времени.
Предложение показывает, какое количество продукции будет поступать на рынок в случае изменения цены на нее или какими должны быть цены, чтобы производитель был заинтересован производстве необходимого обществу количества продукции. Первый подход с точки зрения производителя, второй – государства.
Закон предложения – между ценой на благо и количеством производимой продукции существует прямая зависимость:
График функции предложения представляет собой возрастающую кривую SS (рисунок 3). С повышением цены на продукцию (Ра > Рв) ее предложение на рынке увеличивается (Qа > Qв).
Различают понятия «изменение в предложении», при котором кривая предложения сдвигается вправо или влево (рисунок 4). При изменении величины предложения происходит перемещение вверх или вниз вдоль кривой предложения под воздействием изменения цены (рисунок 3).
На «изменение в предложении» влияет неценовые факторы:
2.1. цены на ресурсы;
2.2. технология производства;
2.3. налоги и дотации;
2.4. цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага;
2.5. ожидание изменения цен;
2.6. число продавцов на рынке.
Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения. Рынок должен уравновесить интересы обеих сторон, найти точку соприкосновения, которая удовлетворяла бы и покупателей и продавцов.
Рынок равновесия устанавливается тогда, когда количество блага, представленного к продаже (QЕ), совпадает со спросом при данной цене. Равновесной (РЕ) называется цена, при которой уравновешены спрос и предложение Е (QЕ; РЕ). Условие рыночного равновесия графически представлено на рисунке 5.
При цене Р1 ниже равновесной возникает нехватка продукции (дефицит). Это приводит к увеличению цены (Р1→РЕ) и предложения (Q1→QЕ) до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие (т.Е).
Избыток продукции (Q4 > Q3) при цене выше равновесной (Р2 >РЕ) сдвигает цену вниз и тем самым повышает спрос, сокращая предложения (Q4→QЕ), пока не будет достигнуто равновесие. Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия и посредством конкуренции устанавливается рыночное равновесие.
Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменении другой. Определяется как число (Е), которое показывает процентное изменение одной переменной (ΔA) в результате однопроцентного изменения другой переменной (ΔB):
Различают прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и другим факторам.
4.1. Эластичность по цене (прямая эластичность) – характеризует степень процентного изменения величины спроса (ΔQа) при изменении цены (ΔР) на 1 %:
(3)
Величина ЕD выражается отрицательным числом, т.к. в соответствии с законом спроса любое изменение цены вызывает противоположное изменение объема спроса (). В расчетах берется по абсолютной величине. Математически ЕD выражается производной закона (функции) спроса:
Коэффициент эластичности спроса ЕD при увеличении и уменьшении цены имеют различные значения. Поэтому применяют расчет по средней точке интервала
(4)
где
тА (QА; РА) – начальная точка интервала на кривой DD (рисунок 1)
тВ (Qв; Рв) – конечная точка интервала.
Если ЕD > 1 – спрос эластичный, величина спроса изменяется в большей степени, чем изменение цены (предметы роскоши, вещи, цена которых ощутима для семейного бюджета и др.) при эластичном спросе доход от продажи растет (рисунок 6 а).
Если ЕD < 1 – неэластичный спрос, величина спроса изменяется в меньшей степени, чем изменение цены (предметы первой необходимости, труднозаменяемые товары: бензин, эл. лампочки и т.д.). Снижение цены снижает общий доход (рисунок 6 б).
Если ЕD = 1 – спрос единичной эластичности изменение цены не вызывает изменение спроса, а величина дохода остается неизменной (рисунок 6в). Неэластичный спрос выгоден для продавца, и он не склонен снижать цену товара. Эластичный спрос является фактором снижения цен, повышения возможности выбора покупки.
На коэффициент эластичности влияет три фактора:
4.2. Эластичность спроса по доходу.
На величину спроса оказывает влияние не только цена, но и доход потребителей (Y). Коэффициент эластичности спроса по доходу (ЕY) определяется по формуле
Спрос на нормальные блага по мере роста доходов потребителей будет возрастать, т.е. ЕY > 0.
Для низших благ ЕY < 0, спрос на них с увеличением дохода уменьшается. Для нейтральных благ ЕY = 0 – объем потребления его не изменяется при изменении дохода.
Практическое значение ЕY состоит в том, что ее состояние и динамика позволяют определять перспективы развития производства, отрасли. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем активнее отрасль развивается, отсутствие роста – признак застоя, отрицательный ЕY свидетельствует о спаде производства.
4.3.
Перекрестная эластичность
Характеризует степень чувствительности спроса на одно благо (х) к изменению цены на другое (Z)
(6)
> 0 – увеличение спроса на благо Х при повышении цены на благо Z. Характерно для взаимозаменяемых товаров, является подтверждением, что товар не монопольный. С ростом положительного значения взаимозаменяемость двух благ возрастает.
< 0 – уменьшение спроса на товар Х, при повышении цены на благо Z. Характерен для взаимодополняемых благо. Рост отрицательного значения означает возрастание взаимодополняемости благ.
→ 0 – блага независимы, изменение цены на один из них, не отразится на изменении спроса на другой.
позволяет установить принадлежность благ к взаимозаменяемому или взаимодополняемому типу.
Эластичность предложения по цене показатель степени реагирования величины предложения на изменение цены. Коэффициент эластичности предложения (ES) определяется по формуле
Коэффициент эластичности предположения по цене (Еs) в отличие от коэффициента спроса по цене (ЕD) всегда имеет положительное значение, поскольку цена и предложение всегда изменяются в одном и том же направлении в соответствии с законом предложения ().
Графики эластичности предложения по цене представлены на рисунке 7.
Методика расчета эластичности спроса и предложения по цене одинакова.
(7)
Факторы, определяющие эластичность предложения по цене:
5.1. Временной фактор – приводит к росту эластичности ES (рисунок 8);
Различают три временных периода по состоянию изменения рыночной конъюнктуры:
5.1.1. Мгновенный – реализации подлежит уже произведенный товар, по установившейся рыночной цене. Кривая предложения S1 расположена вертикально, ЕS1 = 0 – предложение не эластично.
5.1.2. Краткосрочный период – производитель имеет возможность изменить объем производства за счет переменных факторов производства (повышение производительности, количества материалов, товарных запасов и др. ЕS2>0.
5.1.3. Долгосрочный период – характеризуется изменением производственных мощностей, структурной перестройкой производства, появлений новых фирм. Эластичность S3 > 0 и возрастает.
5.2. Динамика цен на другие товары (дополнители и заменители).
5.3. Достигнутый уровень использования производственных факторов.
5.4. Технологическая специфика отрасли – с высоким удельным весом основного капитала в структуре всего капитала, время оборота его продолжительно. Изменить предложения оперативно затруднительно в связи со значительными финансовыми затратами.
Контрольные вопросы:
Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения