Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:43, реферат

Описание работы

Все рыночные операции взаимосвязаны между собой. Если некий товар продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

 

 Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

 

Чтобы понять рыночный механизм необходимо сначала определить понятие  рынка, охарактеризовать элементы его  функционирования – спрос и предложение, рассмотреть отдельно каждый из элементов, проанализировать их изменения в зависимости от определенных факторов.   

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров  и услуг.

Логику поведения главных  субъектов рынка – покупателей  и продавцов – отражают две рыночные силы – спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

Все рыночные операции взаимосвязаны  между собой. Если некий товар  продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том  или ином благе, а готовность и  способность платить за него. Общий  спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется и  в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между ценой  блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как


QD = ∑ qij

 

Между ценой  товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса.

Зависимость между  ценой блага и объемом спроса называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны. 


 

                                              

                                          

Рисунок 1.1 -  Рынок покупателя; Кривая спроса.

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от  определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:


QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W),

где  QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.

Если допустить, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:


Q = f (P)

 

Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена на рис.1.2. цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса  Q2<Q1, то есть чем больше цена, тем меньше объем спроса.


 

 

 

Рисунок 1.2 - Кривая спроса

 

К числу факторов, смещающих  кривую спроса, относятся: изменение  вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженные товары.

На величину спроса также  оказывают влияние изменения  в ожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цены, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево.

Если небольшое изменение  цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен.

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность  спроса по цене – это степень изменения величины спроса (∆QD) в ответ на изменение рыночной цены (∆p). Рассчитывается она по формуле:


ED = ∆QD%/∆p%

 

Эластичность  спроса по цене выступает в следующих  основных формах:

  • эластичный спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена, рис.1.3 а);
  • неэластичный спрос (ED<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена, рис. 1.3 б);
  • единичная эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяются на одну и ту же величину, рис.1.3 в);
  • совершенно эластичный спрос (ED= ∞). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, рис.1.3 г);
  • совершенно неэластичный спрос (ED= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменении цены, рис.1.3 д).


 



 

Рисунок  1.3 - а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса ; г) совершенно эластичный спрос; д) совершенно неэластичный спрос

Кроме эластичности спроса по цене товара существуют и другие виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов (условий). К ним прежде всего относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:

 

                                EdI = Qd/Qd : I/I = Qd/ I ·I/Qd ,                                           (5)

 

где Qd и I - первоначальные уровни объема спроса и дохода.

Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству. Если EdI > 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода, как правило, ведет к росту спроса на такие товары, то есть доход и спрос изменяются в одном и том же направлении. Товар является низкокачественным при EdI < 0, когда по мере увеличения дохода спрос на подобные товары уменьшается. В этом случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях. Кроме того, среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < EdI < 1), второй необходимости (EdI = 1), и предметы роскоши (EdI > 1).

Следующий вид  эластичности спроса - перекрестная эластичность. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар «a» от процентного изменения цены на какой-то другой товар «b»:

 

                             Edab = Qda/Qda : Pb/Pb = Qda/ Pb ·Pb/Qda                                   (6)

 

Характер изменения  спроса на товар «a» от изменения  цены на товар «b» зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары «a» и «b»:

-  если Edab > 0, то «a» и «b» скорее всего взаимозаменяемые товары (например, разные прохладительные напитки);

-  если Edab < 0, то товары «a» и «b» являются взаимодополняющими (автомобиль и бензин и т. п.);

-   если Edab = 0, то товары «a» и «b» практически не зависят друг от друга (например, хлеб и цемент).

Hа эластичность  спроса оказывают влияние также  другие факторы:

  • незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
  • значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
  • удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;
  • временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
  • универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
  • уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.
  • консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.
  • «неоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

Предложение – количество благ, предлагаемых для  продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем  предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.

Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения. 

Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения i – того продавца:

QS = ∑ QSi


 

Между ценой товара и  тем его количеством, которое  предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения.

Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.1.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.


 

 

 

Рисунок 1.4  - Рынок продавца; Кривая предложения

Функцией предложения  называют зависимость объема предложения  от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид:

QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z),


где QS – объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:                                                           Q = f (P)                                      


По более  высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. На рис.1.5 изображена кривая предложения (S) некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.


 

 

 

 

Рисунок 1.5 - Кривая предложения

Реакция предложения  на изменение цены также характеризуется эластичностью.

Эластичность  предложения по цене – показатель степени чувствительности, реакции предложения (∆QS) на изменение цены товара (∆p). Она рассчитывается по формуле:

Информация о работе Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения