Спрос и предложение в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса………………….5-13

2. Предложение: кривая и закон предложения…………………………………….14-17

3. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения……………………….. 18-23

4. Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка………………....24-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА!!!!!.docx

— 156.85 Кб (Скачать)

 

 

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен  самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых  факторов происходит смещение кривой спроса (рисунок 4).

 

Рисунок 4. - Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов:              а) увеличение спроса; б) сокращение спроса

Если неценовые факторы  приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от к ). Спрос при постоянной цене ( ) возрастает от до . Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от к ). Спрос при постоянной цене ( ) сокращается от до .    

 

 

 

 

 

 

 

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):

  1. Цены на ресурсы (чем они ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства – увеличению предложения. Снижение цен на добываемые алмазы приведет к увеличению предложения бриллиантовых украшений. Повышение цен на электроэнергию, бензин, воду и муку приведет к уменьшению предложения хлеба.

 

  1. Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.

 

  1. Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

 

  1. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

 

  1. Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.

 

  1. Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

Изменение предложения под  влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рисунок 5.).

 

Рисунок 5. - Влияние изменения неценовых факторов на предложение: а) увеличение предложения; б) уменьшение предложения

Если неценовые факторы  приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые  факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево  вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.

Равновесная цена.

Цена служит самой важной детерминантой количества покупаемого продукта.

В условиях рыночной экономики  конкурентные силы способствуют сопоставлению  цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса предложения. Рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. Другими словами, покупатели и продавцы используют цены как сигналы, которые увязывают их желания, а затем происходит обмен денег на потребительские товары или факторы производства. Покупатели определяют цены спроса (максимум цены, который они желают платить), а цены предложения устанавливают продавцы (минимум, за который они готовы продать единицу своей продукции). При этом объем продаж будет равен объему спроса. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны - рыночная или равновесная цена. Это означает, что все рыночные факторы сбалансированы.

Равновесие спроса и предложения  можно изобразить в виде графика. Где  D – кривая спроса;  S – кривая предложения; E – точка равновесия, когда спрос и предложение совпадают (Рисунок 6).

 

 

Рисунок  6. Равновесие спроса и цены

 

В зоне, где цены выше равновесных (60 руб., так как равновесная цена на графике 50р.), образуется избыток товаров, что постепенно снижает цены. В зоне, где цена ниже равновесной (40 руб.), образуется дефицит товаров, который «работает» на повышение цен. В точке равновесной цены Е все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары. Подобная ситуация реализуется в условиях совпадения цены равновесия с рыночной ценой. Однако их следует различать.

Рыночная цена (ее часто  называют действительной – реальной ценой) – это цена, которая действует  в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение  между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться  бесконечно. Поэтому равновесное  состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая  колебания спроса и предложения. Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения  – перепроизводство. Такой рынок  называют рынком покупателя, поскольку  он вынуждает продавцов снижать  цены. По мере снижения цен объем  спроса увеличивается. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия (на прежнем или новом уровне) в свое время А. Смит описал как действие «невидимой руки». Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.

Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок  распределяет ресурсы общества между  различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения  рынок отвечает на вопросы, что, как  и для кого производить нужные товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на определенную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка- это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения  на товары конкретного вида, а также  уровнем и соотношением цен.

Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Изучение конъюнктуры  связано с текущим состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся исследования конъюнктуры конкретных товарных рынков, программа исследований должна быть ориентирована прежде всего на обоснование  коммерческих решений, принимаемых  на уровне предприятия. Однако при этом должно учитыватьсяи состояние общеэкономических и отраслевых условий реализации.

Основная цель изучения конъюнктуры  товарного рынка- установить, в какой  мере деятельность промышленности и  торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем, какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных взаимодополняющих  источников информации; применения совокупности, различных методов анализа и  прогнозирования.

Сбор информации- важнейший  этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации, который бы содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из разных источников, - общий, коммерческий, специальный.

 

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасои или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация- это данные, получаемые из деловой  документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции, а  также и от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним  относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций  и учреждений торговли ( сведения о  движении товаров в оптовых и  розничных организациях, конъюнктурные  обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т. п.)

Специальная информация включает данные, полученные в результате специальных  мероприятий по изучению рынка ( опросы населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов), а также материалы научно- исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведении, которые нельзя получить другим путем.

Изучение конъюнктуры  товарного рынка базируется на анализе  показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы , объем и структуру розничной  продажи, товарных запасов на складах  предприятия, в оптовой и розничной  торговле. Поэтому главная цель информационного  обеспечения исследований конъюнктуры  рынка- создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики, основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования рыночной конъюнктуры.

К таким показателям относятся:

  1. Производство товаров в ассортименте;
  2. Обновление товарного ассортимента;
  3. Обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;
  4. Запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии, в торговых организациях);
  5. Продажа товаров в ассортименте( оптовая, розничная, фирменная);
  6. Выполнение заявок на поставку товаров;
  7. Изменение в спросе потребителей;
  8. Величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;
  9. Динамика цен;
  10. Продажа товаров по сниженным ценам ( уценка, сезонная распродажа).

    Служба изучения рынка предприятия анализирует данные о динамике производства товаров в сопоставлении с заявками и заказами оптовых покупателей, анализирует сведения о движении товаров в розничной торговой сети. Анализ этих данных позволяет сделать достаточно надежные выводы о тенденциях развития спроса на исследуемый товар. Сопоставляя динамику поступления, продажи и запасов по отдельным позициям ассортимента товаров рассматриваемой группы и долю каждой из них в поступлении, продаже и запасах, можно определить, во-первых, сдвиги в микроструктуре  спроса, во-вторых, степень соответствия ассортимента товаров потребностям рынка.

При изучении конъюнктуры  товарного рынка ставится задача не только определения его состояния  на тот или иной момент, но и прогноза вероятного характера дальнейшего  развития рынка, не более, чем на полтора  года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка  в сочетании с отчетными и  плановами данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций. По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным. Специфика его заключается в том, что с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со средне- и долглсрочными за счет более полной и достоверной информации о факторах и степени их влияния, а сдругой – она снижается из-за более высокой степени вариации квартальных показателей по сравнению с годовыми.

При исчислении ожидаемых  показателей конъюнктуры задача определения на перспективу количественных значений факторов (размеры доходов, уровень цен и др.) не ставится. Имеется в виду, что сложившиеся  к моменту прогноза условия и  тенденции в пргнозируемом периоде существенно не изменятся. Следовательно, требуется определить возможные результаты действия уже известных факторов, условий, тенденций, которые проявляются в изменении объема и структуры продажи и запасов товаров.

С учетом особенности прогноза показателей конъюнктуры целесообразно  будет применение экономико- статистических методов анализа и моделей  прогнозирования (индексный, графический  и метод группировок)., которые  предусматривают определение структурных  показателей путем обработки  и изучения динамических рядов. На основе анализа динамических рядов устанавливается  тенденция развития, которая распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в  развитии ресурсов товаров, покупательных фондов населения.

Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят многовариантный характер. Это определяется следующими обстоятельствами:

  • Любая расчетная величина носит вероятностный характер;
  • Один и тот же показатель может быть рассчитан с помощью различных методов;
  • Расчеты могут, а иногда и должны осуществляться с учетом различных условий.

Сведения, полученные в процессе такого изучения,- надежная информация, на основе которой можно принимать наиболее важные стратегические решения, касающиеся предприятия. Изучение конъюнктуры рынка будет тогда эффективно, когда ценность полученных сведений или заключений, превышает затраты на само исследование. Например, если предприятие израсходовало $500 на исследование конъюнктуры рынка и в результате получило информацию, которая увеличит доходы на $5000, проведенное исследование, вне всяких сомнений, стоило этих денег.

Информация о работе Спрос и предложение в условиях рыночной экономики