Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
ВВЕДЕНИЕ
1. Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса………………….5-13
2. Предложение: кривая и закон предложения…………………………………….14-17
3. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения……………………….. 18-23
4. Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка………………....24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
2. Перекрестная (взаимная) эластичность
спроса – выражает степень
чувствительности спроса на
где - изменение спроса на товар a (в %);
- изменение цены на товар b (в %).
Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.
3. Эластичность спроса
по доходу характеризует
где - изменение дохода (в %);
- изменение спроса (в %).
Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения, а также действие закона убывающей предельной полезности.
Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.
Эффект замещения -
влияние, которое изменение
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.
Действие закона убывающей предельной полезности. После определенного уровня дальнейшее увеличение количества приобретаемых товаров приносит все меньше радости, удовольствия или, как говорят экономисты – полезности. Одно пирожное хорошо, два – еще лучше, но затем наступает насыщение. В экономической науке это явление называют законом убывающей предельной полезности. Согласно этому закону, приращение полезности от каждой последующей единицы блага меньше, чем от предыдущей. Отсюда ясно, что люди будут приобретать больше благ только при условии увеличения цены.
В то же время даже при очень низких ценах товара величина спроса на него не будет безграничной. К примеру, если цена на питьевую воду близка к нулю, спрос на нее не возрастает бесконечно, он ограничен количеством, необходимым людям для питья и запасов.
Но бывает и такое, когда закон спроса не действует:
2. В механизме рыночного равновесия существенную роль играет преложение.
Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Предложение- это те блага, которые поступают на рынок, с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей.
Предложение характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
Как и в случае со спросом,
определяющим стимулом является цена.
Однако, если для роста спроса в
качестве стимула выступает понижение
цен, то для предложения, напротив, сигналом
к расширению производства любого товара
и, следовательно, его предложения
являются повышение цен. Чем выше
будут цены на определенный товар, тем
большую заинтересованность будут
проявлять производители в
Другими словами объем предложения каждого производителя меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.
Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает.
Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраическим и графическим способами.
Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:
Qs = a+bP
где - величина предложения;
- цена товара;
a и b - постоянные коэффициенты.
Если на оси ординат отложить цены, а на оси абцисс- количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменения предложения от динамики цен (рисунок 3).
Рисунок 3. - Кривая предложения
Кривая предложения S (от «supply»—предложение) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.
Если кривая спроса устанавливает
отношение между ценами и тем
количеством товаров, которое потребители
желают купить, кривая предложения S характеризует
отношение между рыночными
Наравне с эластичностью спроса, которая выражает реакцию покупателей на изменение цен на товары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации. Степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:
где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);
ΔP/P - изменение цены (в %);
Так как зависимость между
ценой и количеством
Предложение может быть:
Характер эластичности предложения зависит от:
По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода:
В краткосрочном периоде
фирма не в состоянии осуществить
какие-либо изменения в объеме выпускаемой
продукции, какая бы ни сложилась
рыночная цена. В результате этого
предложение может
В среднесрочный период предприятие
имеет возможность подстроиться
под спрос, используя ближайшие
резервы, повышая объем производства
за счет большей загрузки оборудования,
интенсификации труда и продажи
имеющих запасов. Кривая предложения
в этом случае отклонится от строго
вертикального положения в
В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.
3. Следует изучить факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, которые называются неценовыми детерминантами спроса.
Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:
Информация о работе Спрос и предложение в условиях рыночной экономики