Спрос и предложение в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Спрос и закон спроса. Особенности действия закона спроса………………….5-13

2. Предложение: кривая и закон предложения…………………………………….14-17

3. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения……………………….. 18-23

4. Экономическое значение исследования конъюнктуры рынка………………....24-27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА!!!!!.docx

— 156.85 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:

  • Cпрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
  • Cпрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
  • Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
  • Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

 

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

  • количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;
  • удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
  • характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
  • фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

 

2. Перекрестная (взаимная) эластичность  спроса – выражает степень  чувствительности спроса на определенный  товар к изменению цены другого  товара. b ( ).

где - изменение спроса на товар a (в %);

- изменение цены на товар b (в %).

Для взаимозаменяемых товаров  > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.

 

3. Эластичность спроса  по доходу характеризует степень  изменения спроса на товар  под влиянием изменения дохода ( ). По мере увеличения доходов возрастают потребности в услугах и товарах. Отсюда очевидно, что доход воздействует на спрос.

 

 

где - изменение дохода (в %);

- изменение спроса (в %).

Для нормальных товаров  > 0; для товаров низшей категории < 0.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Действие закона спроса может  быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта  дохода и эффекта замещения, а  также действие закона убывающей  предельной полезности.

Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает  на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы  понять эффект дохода, необходимо вспомнить  два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров  и услуг, которое может быть куплено  на номинальный доход. Очевидно, что  реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при  том же номинальном доходе потребитель  может приобрести больше товара, спрос  его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и  спрос на товар.

 Эффект замещения - влияние, которое изменение цены  одного товара оказывает на  структуру спроса. Если цена одного  товара растет, то при наличии  заменителей он будет замещаться  другими товарами, и спрос на  первый товар упадет.

Эффекты дохода и замещения  дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее  количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Действие закона убывающей  предельной полезности. После определенного  уровня дальнейшее увеличение количества приобретаемых товаров приносит все меньше радости, удовольствия или, как говорят экономисты – полезности. Одно пирожное хорошо, два – еще  лучше, но затем наступает насыщение. В экономической науке это  явление называют законом убывающей  предельной полезности. Согласно этому  закону, приращение полезности от каждой последующей единицы блага меньше, чем от предыдущей. Отсюда ясно, что люди будут приобретать больше благ только при условии увеличения цены.

В то же время даже при  очень низких ценах товара величина спроса на него не будет безграничной. К примеру, если цена на питьевую воду близка к нулю, спрос на нее не возрастает бесконечно, он ограничен  количеством, необходимым людям для питья и запасов.

Но бывает и такое, когда  закон спроса не действует:

  • Парадокс Гиффена. Английский экономист ХIХ в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на картофель тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен.
  • Эффект Веблена. Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам".
  • При ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  • Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством тезаврации денег;
  • При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

 

 

 

 

2.  В механизме рыночного равновесия существенную роль играет преложение.

Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Предложение- это те блага, которые поступают на рынок, с  целью их продажи по ценам, удовлетворяющим  товаропроизводителей.

Предложение характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

Как и в случае со спросом, определяющим стимулом является цена. Однако, если для роста спроса в  качестве стимула выступает понижение  цен, то для предложения, напротив, сигналом к расширению производства любого товара и, следовательно, его предложения  являются повышение цен. Чем выше будут цены на определенный товар, тем  большую заинтересованность будут  проявлять производители в увеличении его выпуска.

Другими словами объем предложения каждого производителя меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.

Связь между уровнем цен  и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает.

Зависимость между ценой  и предложением, так же как и  в случае спроса, можно описать алгебраическим и графическим способами.

 

Если функция предложения  носит линейный характер, то алгебраически  уравнение предложения имеет  вид:

Qs = a+bP

где - величина предложения;

- цена товара;

a и b - постоянные коэффициенты.

 

 Если на оси ординат  отложить цены, а на оси абцисс- количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменения предложения от динамики цен       (рисунок 3).

Рисунок 3. - Кривая предложения

 

Кривая предложения S (от «supply»—предложение) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.

Если кривая спроса устанавливает  отношение между ценами и тем  количеством товаров, которое потребители  желают купить, кривая предложения S характеризует  отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие  от кривой спроса кривая предложения  обычно поднимается вправо вверх. При  возрастании цены действует тенденция  к увеличению предложения.

Наравне с эластичностью  спроса, которая выражает реакцию  покупателей на изменение цен  на товары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации. Степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:

 

где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);

ΔP/P - изменение цены (в %);

Так как зависимость между  ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент  эластичности предложения всегда больше 0.

Предложение может быть:

  • эластичное (Es > 1);
  • неэластичное (Es < 1);
  • характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);
  • совершенно эластичным (Es = );
  • совершенно неэластичным (Es = 0).

Характер эластичности предложения  зависит от:

  • быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую;
  • возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
  • Наличие свободной рабочей силы;
  • фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

 

По способности производителя  отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода:

  • краткосрочный;
  • среднесрочный;
  • долгосрочный.

В краткосрочном периоде  фирма не в состоянии осуществить  какие-либо изменения в объеме выпускаемой  продукции, какая бы ни сложилась  рыночная цена. В результате этого  предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном  периоде абсолютно неэластично.

В среднесрочный период предприятие  имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие  резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи  имеющих запасов. Кривая предложения  в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

В долгосрочный период производители  могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить  производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет  выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Следует изучить факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, которые называются неценовыми детерминантами спроса.

Среди наиболее значимых неценовых  детерминант экономисты выделяют:

  1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает.
  2. Доход потребителей. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.
  3. Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.
  4. Количество и состав потребителей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
  5. Ожидания потребителей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем (чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы, финансовые кризисы), то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос). Многие сегодня не спешат покупать компьютеры и ноутбуки, зная, что цены на них через полгода будут ниже нынешних.
  6. А также экономическая политика государства и изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы.

Информация о работе Спрос и предложение в условиях рыночной экономики