Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
Эту информацию дает бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.
Если I — доход потребителя, PX — цена блага X, Py — цена блага Y, а X и Y составляют, соответственно, купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
I = PXX + PYY
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят равно доходу I и являются поэтому доступными потребителю. Все наборы, превышающие условие бюджетного ограничения, стоят дороже и поэтому недоступны для потребителя.
При уменьшении дохода потребителя произойдет уменьшение количества доступных для потребителя товарных наборов, при увеличении дохода — увеличение количества доступных наборов.
Понятие о равновесии Совместим на одном графике кривую безразличия и бюджетную линию (рис. 20). Очевидно, что точка соприкосновения кривой безразличия и бюджет- ной линии (А) отражает оптимальное соотношение двух товаров, которое и же- лает и может приобрести потребитель. Всё, что лежит выше точки А желательно, но недостижимо для потребителя при данном уровне цен и дохода.
Те комбинации товаров, которые лежат ниже и левее точки А – менее предпочтительны, хотя и достижимы. Таким образом, точка А – точка оптимального потребительского выбора или точка равновесия потребителя. Угол наклона кривой безразличия и угол наклона бюджетной линии в этой точке равны. Норма замены показывает, в какой пропорции потребитель желает заменить один товар другим, а соотношение цен показывает, в какой пропорции он может это сделать. В точке А эти пропорции совпадают, т. е. мотивы замены данного набора товара другим набором отсутствуют. Следовательно, это также характеризует точку А как точку равновесия потребителя.
3. Потребительский выбор, принцип предпочтения, кривая безразличия, и карта кривых безразличия, предельная норма замещения и эффект дохода.
4. Потребительский выбор – это процесс формирования спроса покупателя, осуществляющего покупку товаров с учетом цен и личного дохода. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского выбора. Потребительский выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своим вкусом, отношениями к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями.
Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Полезность блага—это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага. В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, т.е. приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения. Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности. Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага. Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, т.к. каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя. Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, т.е. модель его поведения:
1) выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями; 2) поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, т.е. действует в рамках разумного эгоизма; 3) потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т.е. стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности; 4) на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности; 5) при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением. Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя прежде всего максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей).
Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Кривая безразличия — это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю «безразлично», какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.
Предельная норма замещения (MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. MRS =
Предельная норма замещения может принимать различные значения: а) быть равной нулю; б) быть постоянной (для двух полностью взаимозаменяемых товаров); в) меняться при движении вдоль кривой безразличия.
Снижение цены продукта приводит к возникновению эффектов: 1) эффект дохода — снижение цены продукта; позволяет потребителю купить большее количества продукта при прежнем уровне дохода, т. е. происходит увеличение реального дохода; 2) эффект замещения — снижение цены продукта делает его более выгодным для покупки, что приводит к увеличению желания потребителя заместить им относительно более дорогие товары.
1. Производство и факторы производства, производственная функция, закон убывающей предельной производительности.
Производство – это регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, энергии, услуг). Производство предполагает использование факторов производства (рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг). Оно требует соблюдения технических условий и правил, а также учета социально- этических норм. Теория производства как раздел науки о народном хозяйстве и экономике предприятия изучает функциональные связи между затратами факторов производства и выходом продукции. Процесс производства материальных и нематериальных благ является основой развития экономического субъекта, в частности, и нации в целом. Производство – это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т.д. В ры- ночном же хозяйстве производство будет осуществляться только тогда, когда сфера обмена даст производителю соответствующий ценовой сигнал. Созданные в процессе производства блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. И в первобытной общине, и в рабовладельческом обществе, и при феодализме потребление является целью производства. Таким образом, выделяют пять факторов общественного производства: труд; капитал; земля; предпринимательская способность; информация.
Земля является наиболее важным фактором производства. Рынок земли в отличие от капитала имеет практически бесконечный срок службы и, следовательно, может приносить владельцу бессрочный доход — ренту. Ценообразование на землю имеет ряд особенностей, и главной из них является естественная ограниченность предложения земли. Для предложения других факторов подобного явления практически не наблюдается. Таким образом, предложение земли, пригодной для использования в сельском хозяйстве или промышленности, всегда неэластично. Цена земли зависит от величины спроса на нее, и в случае нее достаточного спроса земля может оказаться вообще бесплатной.
Труд — это деятельность работника, направленная на получение дохода. Практически любой труд предполагает затраты физической, умственной и нервной энергии. Австрийский экономист Л. фон Мизес выделил интровертный и экстравертный труд 1 . Экстравертный труд имеет целью получение дохода. Можно выделить 3 разновидности интровертного труда: 1) работа ради усовершенствования тела и разума; 2) труд, имеющий целью реализацию религиозных убеждений; 3) труд как рафинированная игра с целью избавиться от гнетущих мыслей и прогнать беспокойство.
Капитал — это ресурс, продукт человеческой деятельности. Предприниматель может приобрести капитал двумя способами: либо купить на рынке средства производства, либо взять их в аренду. Капитальные ресурсы можно классифицировать следующим образом: 1) производственный капитал, который состоит из: а) основного капитала (средства производства, неоднократно используемые в процессе производства и частично переносящие свою стоимость на готовую продукцию (здания, машины, оборудование)); б) оборотного капитала (средства производства, однократно используемые в производстве и сразу превращающиеся в готовую продукцию (сырье, материалы)); 2) человеческий капитал — денежная оценка способности человека приносить доход; 3) денежный капитал — денежные средства, необходимые для приобретения производственного капитала.
Предпринимательство представляет собой специфическую деятельность по организации производства и распоряжению его результатами. Для такого фактора, как предпринимательство, характерны следующие черты: 1) экономическая свобода в выборе способов и направлений своей деятельности; 2) полная материальная ответственность своим имуществом за итог своей деятельности; 3) ориентация на прибыль, т. е. главная цель предпринимательства — получение максимальной прибыли. Объектами предпринимательства считаются: 1) предприятие (фирма); 2) доходное дело. Субъектами предпринимательства являются: 1) предприниматель; 2) собственники факторов производства; 3) менеджеры (управленцы); 4) акционеры: а) поставщики (покупатели) товаров; б) государство; в) профсоюзы. Как плату за риск и усилия, которые предприниматель вкладывает в бизнес, он получает прибыль, а в случае неудачи развернутого производства несет убытки.
Убывание предельной производительности – при увеличении затрат одного вида и постоянной величине прочих затрат наступает период, когда дополнительное количество затрат этого вида будет приносить уменьшенный вклад в промышленности. Совокупный доход. Этот закон действует при двух условиях – отсутствие НТП? Фиксированность как минимум одного фактора производства.
Производственная функция — это функция, позволяющая определить максимально возможный объем выпуска продукции при различных сочетаниях и количествах ресурсов.
1. Выбор производственных технологий, изокванта, норма технического замещения. Изокоста, равновесие производителя.
Предположим, что в производстве используются только 2 ресурса, напр., труд (L) и капитал (K) (рис.5.2). Если мы соединим все сочетания ресурсов, использование которых обеспечит одинаковый объем выпуска продукции, то получатся изокванты.
Изокванта, или кривая постоянного (равного) продукта, – кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции.
Изокванта, лежащая выше и правее другой, представляет собой больший объем выпускаемой продукции. Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант.
Увеличение затрат фактора F1 (труда) компенсирует уменьшение затрат фактора F2 (капитала). Предельная норма технического замещения или технологической замены (MRTS) – количество одного ресурса, которое может быть сокращено в обмен на единицу другого ресурса при сохранении неизменным общего объема выпуска продукции.
Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены.
Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет изокоста (прямая равных издержек). Изокоста – это прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат.
Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен – влево (рис.5.2а). Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя (точка T), т.к. позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах.
1. Кривая «путь развития», отдача от масштаба: возрастающая, убывающая, постоянная.
Предположим, что цены ресурсов ос таются неизменными, тогда как бюджет производителя постоянно растет Соединив точки пересечения изоквант с изокостами, мы получим линию OS — "путь развития" (аналогичную линии уровня жизни в теории поведения потребителя). Эта линия показывает темпы рос та соотношения между факторами в процессе расширения производства. На рис. 5—8, например, труд в ходе развития производства используется в большей мере, чем капитал Форма кривой "путь развития" зависит, во-первых, от формы изоквант и, во-вторых, от цен на ресурсы (соотношение между которыми определяет наклон изокост). Линия "путь развития" может быть прямой или кривой, исходящей из начала координат.