Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
1.
Экономическая теория
и проблемы экономики.
Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.
Существует реальная и теневая Экономика (уход от налогов).
На долю ТЭ по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.
В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.
Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают (ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ является, в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.
ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.
Возникновение и эволюция экономической науки.
Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием "буржуазного" способа производства
Первая школа экономической науки - меркантилизм Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.
Выдающимися представителями классической экономической науки являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, которых основным объектом исследования выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ.
Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику.
В середине 50-х гг. возник монетаризм — экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризм профессор Чикагского университета М. Фридмен выступил с опровержением идей Дж. М. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс. (Формула Фишера).
Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую.
Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.
Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.
Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук (экономическая история, история экономических учений, экономика труда, бухгалтерский учет, кредит и денежное обращение, экономика промышленности, экономика торговли, экономика строительства и т.д.).
Критическая функция экономической теории состоит в том, что явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства явлений, целесообразность их использования.
Познавательная функция является общей для всех наук. Применительно к экономической теории есть лишь одна особенность: проведение экспериментов здесь ограничено и слишком дорогостояще.
Прогностическая
функция предполагает разработку научных
прогнозов, выявление перспектив общественного
развития.
2.
Предмет и метод
экономической теории.
Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.
Разделяют экономику на:
Микроэкономика (от гр. микро— маленький) объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей.
Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики. Она изучает в агрегированном, совокупном виде такие величины, как национальный объем производства, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Макроэкономика занимается изучением взаимосвязи совокупного спроса и предложения: их влияния на национальный объем производства: проблем установления общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках; государственного вмешательства в экономику; проблем инфляции, безработицы, социальной защищенности населения. Основными макроэкономическими показателями являются национальный объем производства, производительность труда, общий уровень цен, процентная ставка и занятость.
Интерэкономика (мировая экономика) рассматривает экономические отношения в мировом сообществе.
Выделяют общие мировоззренческие и общие научные, а также частные методы исследования.
Общий мировоззренческий метод — единый для всех наук метод.
Диалектический метод – во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими - они находятся в процессе развития и изменения. Необходимо строго выяснить, как, почему и в силу каких причин возникают экономические явления, в чем состоит их развитие, как и почему они исчезают.
Общенаучные методы включают в себя прежде всего метод научной абстракции.
В процессе абстрагирования формулируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны (внешние или внутренние) предметов, процессов, явлений. Выделение наиболее существенных черт при исследовании предмета.
К общенаучным методам относятся анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его место и роль внутри целого. Результатом анализа являются абстрактные определения, выражающие сущность экономических явлений. При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрываются внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, выясняются противоречия между ними, намечаются пути их устранения.
Раскрытию
сущности явлений служат индукция
и де дукция. Первая — движение мысли
от частного к общему, от отдельных фактов
к общему положению. На основе частностей
логически выводятся общие положения,
принципы. Вторая — движение мысли от
общего к частному. На базе общих положений
обосновываются те или иные частности
экономических объектов, процессов.
3.
Товар и его
свойства. Потребительная
стоимость и стоимость.
Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка является товар и деньги.
Товар
- благо (продукция, услуги), которое
удовлетворяет потребности
Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.
Потребительская
стоимость - совокупность свойств товара,
связанных непосредственно как
с самим товаром, так и сопутствующими
услугами, определяющих его способность
удовлетворять потребности
Потребительская стоимость относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.)
Потребительская стоимость составляет вещественное содержание богатства.
Потребительская стоимость товара:
1.Должна быть создана трудом;
2.Должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3.Должна обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.
Т1 = Т2; Т1 = 2Т3;
Один товар имеет множество меновых стоимостей.
Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара.
Труд товаропроизводителя выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого).
Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами (существует разная квалификация производителей) - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода.
Величина стоимости зависит от производительности труда.
Производительность труда - эффективность, результативность труда, измеряется:
1.затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции;
2.количеством продукции за единицу рабочего времени.
Производительность труда зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения производительность труда является:
1 –
использование достижений
2 –
повышение квалификации
3 –
«высокая» организация
Интенсивность
труда - затраты труда в единицу
рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный,
сложный - квалифицированный, требует
специальной подготовки.
4.
Закон стоимости
и его функции.