Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
13. Налоговая система, сущность, принципы и формы налогообложения, кривая Лаффера.
Налог — это обязательный платеж, который осуществляется безвозмездно, т. е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей гос-ва по отношению к лицу, вносившему эти платежи. Налог — один из способов формирования доходов бюджетов.
Налоги в экономике выполняют следующие функции:
1. фискальная функция, с помощью которой формируется бюджетный фонд страны
2. регулирующая (стимулирующая). Здесь государство влияет на воспроизводство, стимулирует или сдерживает его развитие и тем самым усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или уменьшает платежеспособный спрос населения.
Налоговая система — совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы.
Каждый налог содержит обязательные платежи, в нем указывается:
1. кто является плательщиком, т. е. субъектом данного налога
2. что выступает объектом налогообложения
3. из какого источника уплачивается налог
4. в каких единицах измеряется объект налогообложения
5. величина налоговой ставки, которая представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения
6. налоговые льготы учитывающие специфические условия хозяйствования.
Классификация налогов:
1. Прямые и косвенные
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и отсюда экономические отношения возникают непосредственно между государством и плательщиком данного налога (подоходный налог, налог на прибыль, с наследства и др.)
Косвенные налоги — включаются в виде надбавки цен товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.
При косвенном налогообложении экономические отношения возникают между государством и потребителем товара или услуги. Субъектом налога становится продавец товара или услуги.
Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источников дохода или по декларации. Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Косвенные налоги неоднородны, в их составе выделяют акцизы и универсальные налоги, которые м. б. представлены в виде таможенных пошлин.
2. Выделяют:
1.
2.
3.
Известны 3 основных способа налоговых поступлений в бюджет:
4. расширение круга налогоплательщиков
5. увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги
6. повышение налоговых ставок, как при прямом так и при косвенном налогообложении.
Имеет место такое понятие как эластичность налоговой системы. Согласно этому понятию ставки налогов д. б. столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но и в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения инвестиций.
Существует три признака, по которым можно судить превышена ли критическая точка налогообложения:
7. если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются
8. если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала и ухудшается материальное положение населения.
9. если растет теневая экономика
В экономической теории существуют различные взгляды на размеры критического налогообложения.
Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в бюджет государства американский экономист А. Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.
Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться и в тоже время один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть получен как при высокой, так и при низкой ставке налога.
x — уровень налоговой ставки, %
y — объем налоговых поступлений в бюджет
х0 — оптимальная налоговая ставка при которой поступления в бюджет достигают максимального значения y0.
у1=у2 — показывает равенство бюджетных поступлений, который достигается при разных налоговых ставках (x2>x1).
Сущность данной кривой заключается в том, что более низкая ставка увеличивает число объектов налогообложений и привлекает к предпринимательской деятельности большое количество людей. С ростом налогов доходы бюджета уменьшаются, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, и стимулы к эффективному труду угаснут.
Исходя из этого, многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги унифицированными, стабильными, легкими и гибкими.
Налоговая политика должна обеспечивать равновыгодность производства продуктов на предприятиях независимо от того, к какой форме собственности оно принадлежит.
Критерии налогообложения:
10. равенство обязательств — предполагает, что дифференциация проводиться по четким критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости.
Имеются 2 основных принципы дифференциации налогов:
1.
2.
11. Экономическая нейтральность проблема экономической эффективности может рассматриваться в 2-х разных плоскостях: с одной стороны — это эффективность аллокации (рациональное размещение ограниченных ресурсов, т. е. ресурсов государства) ресурсов внутри общественного сектора. С другой — за пределами общественного сектора.
Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:
12. всеобщность — охват всех экономических субъектов, получающих доходы
13. стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени
14. равнонапряженность — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам
15. обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога
16. социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения
38. Воздействие налогов на равновесный объём национального производства вытекает из их функций. *Фискальная функция-налоги обеспечивают государство денежными ресурсами для развития общественного сектора страны. После определённой высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей. Налоговая база сокращается, уменьшается объём налоговых поступлений. *Регулирующая функция-налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Использование налоговых скидок, дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, сфер и отстающих районов; поощрять модернизацию производства и малый бизнес; влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе. *Перераспределительная функция-государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
14. Дискреционная и не дискреционная фискальная политика.
Суть фискальной политики.
Фискальная политика представляет собой процесс регулирования государственных расходов и налогов для обеспечения полной занятости и неинфляционного роста.
Основными задачами фискальной политики является:
1) устойчивый рост национального дохода;
2) умеренные темпы инфляции;
3) полная занятость;
4) сглаживание циклических колебаний.
Фискальная политика основана на регулировании денежных потоков доходов и расходов. Совокупность доходов и расходов составляет государственный бюджет. Это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для реализации государственных функций. Бюджет представляет собой структуру расходов и структуру доходов.
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Выделяют два вида дискреционной политики:
- стимулирующую,
- рестриктивную.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.
В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.
Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.
В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.