Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по экономической теории.doc

— 725.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.        Налоговая система, сущность, принципы и формы налогообложения, кривая Лаффера.

Налог — это обязательный платеж, который осуществляется безвозмездно, т. е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей гос-ва по отношению к лицу, вносившему эти платежи. Налог — один из способов формирования доходов бюджетов.

Налоги в экономике выполняют следующие функции:

1.       фискальная функция, с помощью которой формируется бюджетный фонд страны

2.       регулирующая (стимулирующая). Здесь государство влияет на воспроизводство, стимулирует или сдерживает его развитие и тем самым усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или уменьшает платежеспособный спрос населения.

Налоговая система — совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы.

Каждый налог содержит обязательные платежи, в нем указывается:

1.       кто является плательщиком, т. е. субъектом данного налога

2.       что выступает объектом налогообложения

3.       из какого источника уплачивается налог

4.       в каких единицах измеряется объект налогообложения

5.       величина налоговой ставки, которая представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения

6.       налоговые льготы учитывающие специфические условия хозяйствования.

Классификация налогов:

1.       Прямые и косвенные

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и отсюда экономические отношения возникают непосредственно между государством и плательщиком данного налога (подоходный налог, налог на прибыль, с наследства и др.)

Косвенные налоги — включаются в виде надбавки цен товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.

При косвенном налогообложении экономические отношения возникают между государством и потребителем товара или услуги. Субъектом налога становится продавец товара или услуги.

Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источников дохода или по декларации. Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства. Косвенные налоги неоднородны, в их составе выделяют акцизы и универсальные налоги, которые м. б. представлены в виде таможенных пошлин.

2.                      Выделяют:

1.                                               Пропорциональный налог. При этом виде налогообложения налоговые ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

2.                                               Прогрессивный налог. Налоговые ставки повышаются по мере возрастания дохода.

3.                                               Регрессивный налог. Ставки налога снижаются по мере роста дохода.

Известны 3 основных способа налоговых поступлений в бюджет:

4.          расширение круга налогоплательщиков

5.          увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги

6.          повышение налоговых ставок, как при прямом так и при косвенном налогообложении.

Имеет место такое понятие как эластичность налоговой системы. Согласно этому понятию ставки налогов д. б. столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но и в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения инвестиций.

Существует три признака, по которым можно судить превышена ли критическая точка налогообложения:

7.          если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются

8.          если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала и ухудшается материальное положение населения.

9.          если растет теневая экономика

В экономической теории существуют различные взгляды на размеры критического налогообложения.

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в бюджет государства американский экономист А. Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.

Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться и в тоже время один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть получен как при высокой, так и при низкой ставке налога.

x — уровень налоговой ставки, %

y — объем налоговых поступлений в бюджет

х0 — оптимальная налоговая ставка при которой поступления в бюджет достигают максимального значения y0.

у1=у2 — показывает равенство бюджетных поступлений, который достигается при разных налоговых ставках (x2>x1).

Сущность данной кривой заключается в том, что более низкая ставка увеличивает число объектов налогообложений и привлекает к предпринимательской деятельности большое количество людей. С ростом налогов доходы бюджета уменьшаются, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, и стимулы к эффективному труду угаснут.

Исходя из этого, многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги унифицированными, стабильными, легкими и гибкими.

Налоговая политика должна обеспечивать равновыгодность производства продуктов на предприятиях независимо от того, к какой форме собственности оно принадлежит.

Критерии налогообложения:

10.        равенство обязательств — предполагает, что дифференциация проводиться по четким критериям, соответствующим принятым в данном обществе представлениям о справедливости.

Имеются 2 основных принципы дифференциации налогов:

1.                                                                        принцип получаемых выгод — этот принцип применяется в ограниченных масштабах. Главным образом, при взымании некоторых маркированных налогов (предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов).

2.                                                                        принцип платежеспособности — предполагает соразмерность налогообложения объективной способности отдельных плательщиков нести налоговое бремя. Эта способность оценивается размером получаемых доходов и объемом покупок.

11.        Экономическая нейтральность проблема экономической эффективности может рассматриваться в 2-х разных плоскостях: с одной стороны — это эффективность аллокации (рациональное размещение ограниченных ресурсов, т. е. ресурсов государства) ресурсов внутри общественного сектора. С другой — за пределами общественного сектора.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

12.        всеобщность — охват всех экономических субъектов, получающих доходы

13.        стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени

14.        равнонапряженность — взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам

15.        обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога

16.        социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения

 

 

 

38. Воздействие налогов на равновесный объём национального производства вытекает из их функций. *Фискальная функция-налоги обеспечивают государство денежными ресурсами для развития общественного сектора страны. После определённой высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей. Налоговая база сокращается, уменьшается объём налоговых поступлений. *Регулирующая функция-налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Использование налоговых скидок, дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост, развитие в стране нужных отраслей, сфер и отстающих районов; поощрять модернизацию производства и малый бизнес; влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе. *Перераспределительная функция-государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

 

14.        Дискреционная и не дискреционная фискальная политика.

Суть фискальной политики.

       Фискальная политика представляет собой процесс регулирования государственных расходов и налогов для обеспечения полной занятости и неинфляционного роста.

Основными задачами фискальной политики является:

1)  устойчивый рост национального дохода;

2)  умеренные темпы инфляции;

3)  полная занятость;

4)  сглаживание циклических колебаний.

Фискальная политика основана на регулировании денежных потоков доходов и расходов. Совокупность доходов и расходов составляет государственный бюджет. Это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для реализации государственных функций. Бюджет представляет собой структуру расходов и структуру доходов.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное ма­нипулирование налогами и правительственными расходами с целью изме­нения реального объема национального производства и занятости, контро­ля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной политики:

-         стимулирующую,

-         рестриктивную.
          Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комби­нирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограни­чительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных рас­ходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада произ­водства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том слу­чае, когда сокращение государственных расходов осуществ­ляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами соз­дает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

В рамках дискрецион­ной политики рассматриваются различные социальные программы, государ­ственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое приме­нение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюд­жетных средств организовало различные виды работ для населения по принци­пу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. По­этому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэф­фективны.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"