Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 01:11, шпаргалка
ЭТ раскрывает сущность, содержание и историческое развитие экономических процессов в обществе. Предметом изучения курса ЭТ является эк. отношения складывающиеся в обществе, их взаимодействие с производственными силами и эк. механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. ЭТ изучает эк. законы механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях, функционирования эк. системы.
ЭТ раскрывает сущность, содержание и историческое развитие экономических процессов в обществе. Предметом изучения курса ЭТ является эк. отношения складывающиеся в обществе, их взаимодействие с производственными силами и эк. механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. ЭТ изучает эк. законы механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях, функционирования эк. системы.
Уровни исследования экономики
Мировая экономика (супермакроэкономика)
нац. эк. (макроэкономика)
экономика нац. отраслей народного хозяйства
Экономика предприятий (микроэкономика)
Личная, семейная экономика (микроэкономика)
ЭТ представлена: 1общая и 2частная ЭТ
1раскрвает сущность, содержание, а также закономерности развития эк. процессов в обществе в целом, без относительности к определённым сферам. 2 отражает отдельные функции эк. управления – теория финансов, теория учёта, теория статистики. ЭТ изучает не все, а главные процессы эк. жизни общества и отдельного человека. => чтоб жить, люди должны удовлетворять свои потребности => возникает необходимость производства благ с использованием природных ресурсов, орудий производства, машин, знаний. 3подхода к определению, чем занимается ЭТ:1 – материальные потребности безграничны, а эк. ресурсы ограничены или редки, эффективность эк. достигается путём рационального выбора: выпуск одного вида продукции увеличивается, при условии сокращения выпуска другого. Главная проблема - соотношение потребности-ресурсы» 2 заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. Исследуется не только их проявления, но и их социальная сущность, взаимодействие общественных организаций и законов развития. 3 состоит в том, что предметом изучения ЭТ служат система общества как совокупность экономических отношений, система хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а так же методы госрегулирования и эк. политики в целях достижения стабильного эк. роста и благосостояния.
Функции
- познавательная - обучение, объяснение эк. практики, формирование эк. образов, обеспечивает познавание сложного мира эк.
- теоритическая - познавание сущности, систематизации законов.
- методологическая – разработка общих и частных примеров исследования, формирование теории, основы для эк. науки.
- практическая
– выработка конкретных
- идеологическая
– выработка системы ценностей,
0
2 основные научные школы и современные направления развития ЭТ
Как наука, ЭТ возникла в 12-17вв. Это период становления экономизма, зарождения мануфактур, разделение собственного труда, интенсификация денежного обращения.
1 меркантилизм. Физиократы перенесли вопрос происхождения богатства из сферы обращения в сферу производства. Они ограничили её только с/х, считая, что богатство создаётся лишь в этой отрасли. Представитель этой школы Ф. Кене. В 17-19вв. эк. наука получила дальнейшее развитие в трудах Смитта и Рекардо. Направление получило название КЛАССЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧИСКАЯ ЭКОНОМИКА.
2 Утопический социализм и коммунизм. Утопизм – как социально эк. учение возникло в 15в.
Представители – Томас Мор «Утопия», Томаз Компанелло «Город Солнца», Жан Жак Руссо «Рассуждение о начале и основание неравенства». Симон, Фулье, Оуэн, все он предрекали гибель капитализма, хотели создать новую систему, которую Роберт Оуэн назвал коммунизмом
3 Маржинальная школа Маркс и Энгельс 19в создали теоретическую концепцию маржинализм. Во второй половине 19 в. – Теория предельной полезности. Представители маржинальной школы исходили из того, что ценность товаров устанавливается не в производстве, а в процессе обмена. Фундаментальным принципом маржинального подхода стал закон предельной полезности. Представители: Австр. Менгер, Бем Баверл., Англ. Джевонс, Америк: Кларк, Швейц: Перето.
4 Неоклассицизм. Вторая половина 19в. основатели направления считается Альфред Маршал Его книга «Принципы политической экономики» вышла в 1890г. новое в его выводах состоит в том, что цена является результатом количественного соотношения между спросом и предложением на данном рынке. Неоклассицизм. Считает, что рыночный механизм сам способен регулировать эк., обеспечивает равновесие между спросом и предложением, а вмешательство госуд. нарушает это равновесие. Они ориентированы на свободное предпринимательство и создание рыночных сил
5 Кейнсианство. Дж. М. Кейнс. В 30-е годы 20 в. оказывало сильное влияние на развитие мировой эк. мысли. (общая теория занятости процента денег) 33 год Мировой кризис. 36 год книга « Общая теория занятости процента и денег».
6
Конституционально-
9
Монетаризм. Представитель Фридмен.
Создание эк. систем считающей денежную
массу определяющим фактором хозяйственной
конъюнктуры и устанавливает причину
между изменениями количества денег и
величиой ВНП.
3 Методы ЭТ.
Фундамент ЭТ формирует принципы функционирования реальной эк. системы и определить подходы её оптимизации. Для проникновения в сущность ЭТ является необходимость использовать особ. примеры познания, руководствоваться определённой методологией. Методология определяет способы получения научных знаний и пути построения научной теории. Методология науки вкл:1 совокупность методов познания 2 теоретическую основу наук 3 история развития собственной методологии.
Метод исследования науки есть совокупность принципов и правил, приёмов исследования. В рамках метода исследования выделяют
1общ. мировоззренческие методы
2 общ. научн. методы
3частные методы познания - метод научн. абстракции – метод анализа и синтеза – метод индукции и дедукции – единство историч и логического – метод количественного и качественного анализа – статистический метод – графический метод – матаматич метод – эксперимент – метод проб и ошибок – моделирование – функциональный анализ эк. явлений.
Научные способы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освещения экономического развития.
В книге Бар "Полит.Экономия" 2 тома: "ЭТ - это ящик с инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)
Метод
научной абстракции, т.е. освобождение
наших представлений о
движение от абстрактного к конкретному;
метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;
метод
дедукции (гипотетический), на основе общих
положений основываются те или иные
частности экономических
единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;
экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.
Существуют несколько функций экономической теории:
4 Сущность и классификация потребностей.
Исходным и конечным пунктом хоз. деятельности человека выступают его разнообразные потребности. Для их удовлетворения используются блага. Блага необходимо производить. Чтобы организовать производство эк. благ, необходимо в полном объёме располагать ресурсами и факторами производства. Существует несколько определений термина «потребности» - это нужда в чём-то необходимом для поддержки жизнедеятельности, развитие личности и общества в целом. – это прежде всего желания человека приобрести и использовать товары и услуги, которые приносят им удовольствие или удовлетворение. – состояние неудовлетворённости человека, из которого он пытается выйти. Надо различать понятие нужда и потребность. Испытывать потребность - означает её необходимость. ЭТ выделяет ряд общих законов, которые отображают динамику общих потребностей, а именно:
- закон
непрерывного восстановления
– Закон возвышения потребностей и их безграничность.
– Закон единства потребностей и развития производства.
- Закон единства потребностей человека и всего общества.
– Закон
насыщения потребностей. Потребности
после их удовлетворения не исчезают,
а восстанавливаются и
Классификации потребностей уделялось внимание, начиная с древних врёмён. А. Маслоу создал свою иерархию человеческих потребностей:
-физиологические потребности
-потребности в безопасности
-социальные потребности
-потребности познания
-потребности в развитии
Одним
из наиболее приемлемых вариантов классификации
выступает выделение
Существуют первичные(элементарные в еде, жилье, одежде) и вторичные (связанные с дальнейшим развитием, духовые, спорт, туризм)
Носителем индивидуальной потребности выступает физическое лицо. Эти потребности человек способен удовлетворить их самостоятельно. А общественные потребности требуют совместных усилий.
В зависимости
от масштабов и структуры
С точки зрения уровня развития общества – элементарные и высшие.
В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы – материальные, духовные, социальные.
В зависимости от соц. структуры выделяют потребности общества (государственные, религиозные, национальные потр.), портр. классов, соц. групп (люди объединившиеся по общим интересам), личные потребности ( отдельные люди)=>насыщаемые и ненасыщаемые.