Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

экономика шпорыт 1.doc

— 285.00 Кб (Скачать)
1.Предмет  и функции экономической  теории.

Экономика - это  наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. ЭТ - это наука, которая изучает  экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающ между людьми в процессе экономической деятельности.

Предметом ЭТ явл  проблема рационального использования  ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Ф-ции  ЭТ:

1. познавательная ф-ция заключается в объяснении эконом. процессов.

2. теоретич. ф-ция состоит в выяснении принципов ф-ционировании эконом. теории

3. методологическая ф-ция дает методологию исследования для других экономич. наук.

4. прагматическая ф-ция заключается в разработке необходимых рекомендаций для хозяйств. практики.

методы

1 Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии. 2  Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

метод научной  абстракции - он состоит в выделении  наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;

метод анализа  и синтеза. Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;

2. Эволюция экон. знаний

1. школа меркантилистов (Томас Мен, А. Монкретьен, И. Посошков). Меркантилисты поставили задачу, что нужно сделать, чтобы государство богатело. Для этого оно должно вести активную внешэкономич. деятельность, т.е. больше товаров экспортировать (т.к. деньги притекают в страну) и меньше импортировать (т.к. деньги вытекают из страны).

2. школа физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Богатство создается не в обогащении, а в сельском хозяйства. Промышленность богатство не создает, т.к. только перерабатывает сырье.

3. классич. эконом. школа (В. Пети, А. Смит, Д. Рекардо). 1. Считали, что богатство создается во всех отраслях материального производства, а не только в с/х. 2. Создали понятийный аппарат современной эконом. науки.

 вернуться к ремесленно-крестьянскому производству.

4. марксистская школа (К. Маркс, Ф. Энгельс) Чтобы избавиться от экономич. кризисов необходимо государсв. управление экономикой на основе ликвидации товарного производства.

5. кейксиканская школа (Д. Кейнс). Чтобы избавиться от экономич. кризисов необходимо госуд. регулирование экономики на основе товарного производства.

- денежно-кредитная  политика

- бюджетная политика

6. неоклассич. школа (Маршалл). Разновидности ее неолиберализм и монеторизм. Наиболее эффективным яв-ся свободное рыночн. хозяйство без вмешательства государства.

Монетаризм- денежная масса, находящаяся в обращении считается определяющим фактором развития экономики (Фридмен)

3.Потребности, ресурсы и их виды

Потребность- осознанная необходимость в определенном продукте, благе.

Потребности разграничиваются на следующие виды:

1. Производственные  потребности – потребности в средствах производства.

2. Личные потребности:

- материальные (пища, одежда)

- духовные (религия,  образование)

- социальные (отдых,  здоровье, любовь)

Эластичные-первичные, вторичные(избыт) -неэластичные

Потребности обладают следующими чертами:

- общественный  хар-р потребности. Означает, что  потребности формируются в обществе.

-историч. хар-р  потребности. Означает, что потребности  не остаются неизменными, а  развиваются и совершенствуются.

Источники возникновения потребностей:

1. развитие науки  и техники

2. развитие товарообмена  м/ду государствами.

Цель производства реализуется путем создания продукта.

Источник любого произв – ресурсы(хар-ся как совок  прир, социаль, и духовн потенциала в процессе произ товаров, услуг. 

4. Триединые проблемы общества. Кривая произв возможностей.

Основные вопросы, которые необходимо решить обществу:

что, то есть какие товары и услуги и в каком количестве, производить

Как, то есть с помощью каких ограниченных ресурсов и способов их соединения, производить нужные людям блага  Для кого производить эти экономические..блага,

Эти вопросы  лишь расшифровка альтернатив, лежащих  в основе кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих временных издержек Допустим, что:

экономика действует  в условиях полной занятости и  достигает полного объема производства; количество и качество используемых ресурсов неизменно; технология неизменна; экономика производит только два товара.

Таблица I. Таблица производственных возможностей 

Альтернативы А В С D Е
Конфеты 10 9 7 4 0
Ракеты 0 1 2 3 4
 
 
5. Экономическая система и механизм ее функционирования

ЭС – это  способ организации общества для  решения стоящих перед ним экономических вопросов.

Экономический кругооборот - это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком доходов и  расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства  и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги

Выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют cпрoc на ресурсы, предлагая, в свою .очередь, потребительские

товары и услуги. Поведение основных экономических  агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей условности схемы

кругооборота  она отражает главное - в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает

предложение, а  предложение развивает спрос.

6. Экономический рост и его типы

Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного  продукта за пределенный период времени. Экономический рост означает, что  на каждом данном отрезке времени  в какой-то степени облегчается  решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. В самом общем виде экономический рост означает, количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Можно измерить его двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост является годовой темп роста ВНП в процентах.

Принято различать  экстенсивный и интенсивный тип  экономического роста.    

В первом случае увеличение общественного продукта происходит за счет количественного  увеличения факторов производства:

7. Типы экономических систем и признаки их отличающие.   

выделяют следующие  типы экономических систем:

  Традиционная, основана на натуральном хозяйстве. В ней производство, обмен и распределение основаны на обычаях и традициях. Продукты производится для собственного потребления, разделение труда осуществляется по полу и возрасту, низкий уровень производительной силы. Обмен осуществляется в натуральной форме. Имеется два фактора производства: земля и человек. Используются неэкономические методы принуждения. Удовлетворение потребностей на уровне выживания.

Плановая (командная), в основе лежит плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Для системы характерно централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда. Используются некоторые элемента рыночной экономики (деньги, цена, прибыль).

Экономика чистого капитализма для этой системы характерна частная собственность на ресурсы, использование системы рынка и цен в организации коммерческой деятельности, существует спрос и предложение. 

8. сущность и причины крушения командно-административной системы.

Особенности (они  же причины конца):

1 координация  хозяйственной деятельности в  ней осуществляется с помощью  приказов, идущих сверху - вниз: от  вышестоящего органа до хозяйствующих 
субъектов - предприятий. План ставит и ресурсы выделяет государство. Здесь доминируют вертикальные связи по линии административной 
иерархии. В таких условиях роль приказа сверху обычно оказывается выше договорных обязательств.

2 не свободный  обмен товарами, а принудительное  распределение, не свободное ценообразование, а установление цен на большинство товаров в централизованном порядке, не свободное перемещение ресурсов (денежных, финансовых, материальных, трудовых), а их административное перемещение.

3 многие потребности  в такой экономике удовлетворяются так же как в натуральном хозяйстве: люди сами шьют себе одежду и пр Усреднение и минимизация потребностей (они сложны и индивидуальны) из-за невозможности раздать всем то, чего те хотят.

Плюсы: нацеленность ресурсов на выполнение конкретных задач, достижение успеха в ряде областей;

9. Условия и причины возникновения рынка.

условия возникновения  рынка:

общественное  разделение труда и специализация;

 экономическое  обособление субъектов хозяйствования; свободный обмен ресурсами и  товарами путем товарно-денежных отношений;

наличие предмета сделки.

В широком смысле рынок- не только обмен, но и производство, распределение, обмен и потребление; все звенья под постоянным воздействием спроса и 
предложения. Субъекты рыночных отношений - покупатели и продавцы. Объект РО - все, по поводу чего возникают рыночные отношения. Рынок местный. Национальный, региональный: дефицитный/ избыточный; свободный/ монополизированный/ государственно-регулируемый; сегодня во многих 
странах - рынок организованной конкуренции (олигополия отраслей под контролем государства). 

Свободный рынок  нaличие частной собственности; свобода  предпринимательского и потребительского выбора; главный мотив рыночных субъектов -личный интерес; свободная конкуренция: много продавцов и покупателей, каждый сотрудничает с другим по желанию, конкуренция - двигатель прогресса; ни один субъект не в состоянии оказать влияние на чужие решения; монополизма нет; незначительный контроль со стороны государства.

 
 

ТРУД – процесс потребления рабочей силы (Р.С.).

Р.С. –  способность человека к труду.

КАПИТАЛ – денежная форма средств производства.

ЗЕМЛЯ – невоспроизводимый ресурс.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это способность соединять воедино труд, капитал и землю (это готовность к риску, умение принимать управленческие хозяйственные решения, осуществление новаций).

Экономические ресурсы ограничены.

Ограниченность  ресурсов – это невозможность одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Ограниченность  ресурсов имеет проблему выбора и конкуренцию за их использование. Конкуренция означает соперничество между целями использования этих ресурсов.

Рациональное  поведение экономического человека – поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся  ограниченных ресурсов.

  метод индукции и дедукции. Индукция - это переход  от частного к общему (обобщение  фактов). Дедукция наоборот, переход  от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);

системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.

Частные методы включают в себя следующие методы:

графический;

статистический;

метод экономико-математического  моделирования;

метод сравнительного анализа;

ономический эксперимент.

вовлечение  в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая  база производства остается неизменной.

При интенсивном  типе роста (он во многих странах) главное - повышение производственной эффективности (с новыми факторами производства, передовыми технологиями) рост отдачи от использования всех факторов произ-ва, хотя количество применяемого труда, капитала и др. может оставаться  неизменным.  Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда.

 Темп роста  2007=2007минус 2006 делит на 2006 и умножить  на 100

 

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован  с учетом ресурсов, потребительских  благ и доходов. 

Ракеты' 
 
 
 
 
 

                                                                                     Конфеты 
Кривая   производственных  возможностей отражает  в  каждой  своей  точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.

Точка F внутри кривой производственных возможностей означает неполное использование ресурсов. Точка G вне кривой недостижима при данном

копичестве ресурсов и имеющейся технологии. Любая  экономика находится в точке F, то есть всегда существует резерв ресурсов. При движении к кривой

возможен только один, лучший вариант движения, который  дает максимальный результат при  минимальных затратах. Кривая производственных

возможностей  показывает совокупность всех точек  или решений, в пределах которых  следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки

представляют  собой упущенные возможности  или альтернативные затраты.

Несмотря  на наличие некоторого эгоизма в рынке, индивид преследуя свои цели, приносит благо и обществу (по Смиту, иногда даже эффективнее, чем если бы он работал на интересы общества). Свободного рынка нигде нет, но анализ нужен для понимания современных систем.

ФУНКЦИИ. I. Рерулирующая -рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. 2, Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг. 3. Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг. 4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. 5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм. 6. Социальная- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Минусы: незаинтересованность непосредственных производителей в  эффективном труде, снижение планомерной  управляемости народным хозяйством.

хронический дефицит, невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса.

Пример - СССР. В  этой модели работники и трудовые коллективы были фактически отстранены от собственности на средства производства Средствами

производства (а  стало быть, и результатами труда, созданными с помощью этих средств производства) распоряжалось государство. На практике это

выражалось в  том, что государство перераспределяло продукт труда, созданный одними работниками (трудовыми коллективами) в пользу других   И

интересы работников были направлены не на увеличение результатов труда с целью получения более высокого дохода, а на сам доход как таковой без всякой связи с результатами труда. Снижение экономической активности и заинтересованности работников, безразличие к результатам своего труда стали наиболее серьезным недостатком командно-административной экономики.

Смешанная  экономика характеризуется сочетанием  элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары  и услуги  производятся   как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации

социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование  денежно-кредитной системы.

(К сожалению)  существуют еще различные национально-региональные модели смешанной Э:

-консервативно-рыночная (американо-британская модель) - с-к  19 века, много мелких и средних  предпринимателей, жесткая ценовая  конкуренция, 
выгодна для общества выработкой новых идей, сильная мотивация, рациональное использование ресурсов, жесткая антимонопольная законодательная база;

либерально-рыночная (ЗЕвр) сильное присутствие государства, социальная защита, государственное  регулирование отношения с рабочими;

традиционно-рыночная М (Япония и Корея) - уникальный образец  творчества Рыночной экономики - принцип конкуренции - принцип сотрудничества, индикативное планирование - министерства анализируют и указывают на ошибки. Стратегия не направлена на уничтожение мелкого бизнеса Монополия, чтобы не пускать чужих; проникновение на рынок всех.

социально-рыночная Э (Шведско-скандинавская); высокий  уровень социальной защиты; опора  на высокие технологии. Экономики  в чистом виде не существует, все  экономики смешанные.

 
10. Структура и инфраструктура  рынка.

 

Рыночная  инфраструктура – система учреждений и организация, обеспечивающее движение товаров, услуг, раб. силы. 1. Товарная биржа – здесь осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров.

2. Фондовая биржа – здесь осуществляются купля-продажа ценных бумаг.

3. Биржа труда – выступает посредником м/ду работниками и покупателями.

4. Финансово-кредитная система

11 сущность соверш конкуренции

Типы рыночных стр-р:

1 чистая конкуренция  – новые фирмы могут легко  входить или выходить из отрасли,  неценовой конкуренции нет

Относится к  совершенной конкуренции 

Конкуренция:

Совершенная- сопернич многочисл произв создающ примерно одинак объемы идентичной продукции

Несовершенная - огранич влияние монополии и  гос-ва 

12 хар-ка рынков несов конкуренции. Антимонопольное регулирование

2 чистая монополия-одна  фирма явл единств продавцом  продукта или услуги, контроль  над ценой, проникнов в отрасльне возможно

3 монополистическая  конкуренция – вступление в  отрасль достач простое, контоль  над ценой незначит

4 олигополия- Под  олигополией понимается рынок,  на котором доминирует несколько  крупных фирм.

2-4 – относится  к несовершенной конкуренции

Названные негативные моменты монополизации привели к необходимости разработки и принятия антимонопольного законодательства. Впервые оно появилось в США. Первым антимонопольным з-ном был з-н Шермона (1890) – в нем з-ны объявлялись любые формы монополист. объединений.

Затем был принят з-н Клейтона (1914):

а) запрещалось  приобритение акций конкурирующ. корпораций

б) запрещалось  формирование взаимопереплетающих  директоратов – когда руководитель одной фирмы яв-ся членом правления  конкурирующей фирмы

Позже антимонопольные з-ны были приняты в других странах и в РБ.

13.спрос и предложение, их законы, неценовые факторы

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание  и возможность потребителя купить определенное количество товара или  услуги по определенной цене в определенный период времени.

Закон спроса: при  прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов  его купить.

Неценовые детерминанты, оказывающие влияние на спрос: доходы потребителей;

вкусы и предпочтения потребителей; 

цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей); информация о товаре;.

время, затраченное  на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса.

13.2 спрос и предложение, их законы, неценовые факторы

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Связь между  ценой и объемом предложения  можно выразить следующим образом

Закон предложения при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Неценовые факторы изменения  предложения:

изменение цен  на факторы производства;

технический прогресс; 

сезонные изменения;

налоги и субсидии; 

ожидания производителей; 

изменение цен  на сопутствующие товары

14. Эластичность спроса и предложение по цене

В экономике степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется при помощи коэффициента ЕР

 

Данный коэффициент  показывает, на сколько процентов  изменится объем спроса при изменении  цены на один процент. Интерпретация  этой формулы

показывает, что существует эластичный спрос, неэластичный и спрос с единичной эластичностью.

Эластичный спрос  характеризует ситуацию, при которой  уменьшение цен на определенный процент  вызывает такое существенное (в процентном

отношении) увеличение спроса, что приводит к росту общих доходов.

В том случае, когда процент роста количества произведенных товаров меньше, чем  процент снижения цен, имеет место  неэластичный спрос 

При неэластичном спросе Ёр всегда меньше единицы.Если процентная величина снижения цен дает такой же процент увеличения объема выпуска, и, таким образом, общий доход остается неизменным,возникает ситуация, которая в экономике называется единичной эластичностью. Это бывает тогда, когда падение цены, например, на 2 процента, вызываетрост продажи на те же 2 процента. В этом случае коэффициент эластичности равен единице.

15. рыночное равновесие, равновесная цена. Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Взаимодействие  между спросом и предложением, здесь возможны следующие случаи:

1. Спрос увеличивается

Увелич. спрос, повышается цена, увеличив. предложение, цена снижается

2. спрос уменьшается

Уменьш. спрос, снижается  цена, предложение сокращается, цена повышается

16. Государственное регулирование: «потолок» цен и субсидируемая цена.

Государство по жизни регулировало экономику. Потребители  далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что  несовершенство общественной структуры  производства на поверхности выступает  как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже  равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишекек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

17. Предпринимательство.

 Предприниматель - этр.инициативный человек, который берет на себя ответственность и риск за дела на предприятии  предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям; по его масштабам и характеру деятельности.

1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.

Индивидуальное  предпринимательство - любая созидательная  деятельность одного человека и его 

Коллективное  предпринимательство - полезным делом занят какой-то коллектив.

2. По своему характеру предпринимательский труд включает несколько форм.

Некоммерческое  предпринимательство - не связанное  с продажей продукции ради обогащения

Коммерческая  деятельность, или бизнес (англ. business - дело), - занятие, приносящее доход. В нее входят:

непроизводственный  бизнес - профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;

торговый бизнес - на предприятиях торговли;

бизнес в сфере  услуг, например, туристический сервис, юридическая контора;

производственный бизнес - доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др. 

 
Принятие  антимонопольных з-нов подорвало  юридическую основу для создания монополий. Но эти з-ны не могли подорвать  монополий – необходимость крупного производства. В рез-те этого возникло явление под названием олигополия.

Олигополия  – концентрация пр-ва в отрасли на нескольких крупных предпреятий. В условиях олигополии сущ-ет возможность для тайного соглашения м/ду предприятиями с целью установления высоких цен. Для этого обычно

испол-ся прием  под названием «лидерство в ценах» - одно предприятие начинает повышать цены, другие также повышают цены.

Естественная  монополия возникает в отдельных  отраслях, где невозможно создать  конкурентной среды.

а) электроэнергетика  б) ЖКХ в) част. транспорт

Естественные  монополии обычно регулируются государством путем госуд. ценообразования на их продукцию.

Принятие антимонопольн. з-нов вызвало трансформацию крупных  предприятий в многоотраслевых  объединениях. Кроме этого, создание многоотраслевых объединений было вызвано и эконом. причинами – более высокой их конъюнктурной устойчивостью.

   

Варианты Es показаны на рис.4.7. Эластичность предложения - это  показатель относительного изменения  предлагаемого на рынке количества товаров в соответствий соотносительным изменением конкурентной цены. Можно выделить прямую абсолютно неэластичного предложения ВВ, при котором увеличение цены не оказывает влияния на увеличение количества предлагаемых товаров. Бесконечно эластичное предложение характеризуется неизменными иенами и увеличением поставок продукции, (кривая ГГ). Прямая предложения товаров АА является единичной эластичностью, при которой увеличение цены вызывает 1% увеличения предложения. Прямая ББ так же относится к эластичности, но соответствует тому периоду, когда 1% увеличения цены вызывает рост предлагаемой продукции более чем на 1%.

Названные неценовые  факторы вызывают следующие смещения в графике предложения

 
Названные неценовые факторы вызывают следующие  смещения в графике спроса

На графике  при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса. Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной

или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Три основных типа фирм:

Компании  с одним владельцем. Представлены предприятиями, собственность в которых и право принимать экономические решения принадлежат одному лицу или семье. Этот тип фирм чрезвычайно развит в сельском хозяйстве, розничной торговле, сфере услуг. Достоинством таких предприятий является высокая степень экономической свободы. Недостатком - высокая степень экономического риска и ответственности.

Партнерства. Представляют экономическую форму объединения усилий двух или нескольких лиц, для реализации совместных целей. Распространены в сфере торговли, строительстве, юриспруденции, медицине, бухгалтерском учете и аудите, сфере услуг.

Корпорации Высокоразвитая форма современных фирм представляет собой устойчивую систему независящую от воли совладельцев, которая построена на разделении капитала предприятия на доли, владение которыми позволяет участвовать в принятии решений и дает право на получение пропорциональной части от общего дохода предприятия. Корпорации составляют основу экономики промышленно развитых стран мира, так как именно они производят основную массу товарной продукции. Современные корпорации являются удобной формой привлечения капитала мелких вкладчиков в качестве части применяемого капитала. Наиболее распространенной формой корпораций являются акционерные общества

В случаях, когда  цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным тратам потребителя добавляются не денежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д.— все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доедят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (потому что увеличивает размеры не денежных затрат) 3. предложение увеличивается

С увелич. предложения  снижается цена. Возможны 2 случая:

- все остается  в точке 2. Это если предложение  увеличилось в результате роста  про-сти труда

- возврат в  точку 1. Это если прошло перепроизводство товара.

Равновесная цена – устанавливается, когда объем спроса и предложения совпадают.

Если цена выше равновесной, то будет избыток товара. Если цена ниже равновесн., то будет  недостаток товара.

 
18 Производство и производственная функция

Производством называют  процесс использования  рабочей силы и оборудования в  сочетании с природными ресурсами  и материалами для изготовления

необходимых товаров  и выполнения услуг. Товары и услуги - это продукты процесса производства.

Существующие  в данном предприятии отношение  между любым набором факторов производства и максимально возможным  объемом продукции.

производимым  из этого набора факторов, можно  описать производственной функцией. Производственная функция характеризует  данную технологию.

Совершенствование технологии, которое обеспечивает новый  достигнутый объем выпускаемой  продукции при любой комбинации факторов отражается

новой производственной функцией. Весь набор факторов производства или ресурсов можно представить  как затраты труда, капитала и материалов, тогда производственная функция может быть описана следующим образом:

Q = f(L К.М)

где Q -Максимальный объем продукции, производимый при  данной технологии и данном соотношении  труда - L, капитала - К. материалов - М.

Все производственные функции обладают общими свойствами:

1.Существуют  границы роста объема производства, который может быть достигнут  увеличением затрат одного ресурса  при неизменных других ресурсах

19. Экономические и бухгалтерские издержки фирмы..

Издержки  производства – затраты фирмы по производству продукции. Все затраты фирмы имеют два подхода в своей характеристике (также как и прибыль): экономические и бухгалтерские.

Соответственно, различают экономические и бухгалтерские  издержки.

Экономические или вмененные издержки – это издержки в условиях наилучшего принятия хоз-го решения по использованию ресурсов.

Бухгалтерские издержки – издержки, фактически осуществленные на данном предприятии и учтенные в бухучете.

Кроме того, выделяют в бух. издержках постоянные (F) и переменные (V) издержки.

Постоянные  издержки – это те издержки, которые  не зависят от объема выпускаемой  продукции и которые предприятие  должно нести обязательно, даже при  нулевом выпуске продукции 

Переменные  – это издержки, которые связаны  с объемов выпуска продукции.

Важным показателем  являются средние издержки AC – это издержки на единицу выпускаемой продукции. 

20. По отношению к прибыли тоже существует 2 подхода: бухгалтерский и экономический. То есть различают: бух. и эконом. прибыль. Бух. прибыль рассчитывается как разность между выручками и бух. издержками.

Эконом. прибыль рассчитывается как разность между выручкой и эконом. издержками. Разница в норм. прибыли.

Нормальная  прибыль – это своеобразная средняя  оплата предпринимательских способностей. Если предприниматель прогнозирует прибыль ниже нормальной, то он просто уходит из этой сферы. Если прогнозируемая прибыль равна или выше нормальной прибыли, то у предпринимателей есть интересы дальше продолжать.

Экономические издержки и экономическая прибыль учитывают так называемые издержки упущенных возможностей, то есть прибыль, которую мог бы получить предприниматель, выбирая наиболее оптимальное решение.

Морженальный  анализ строится на выяснении того, что произойдет с выручкой, издержками и прибылью при увеличении производства продукции на единицу. Отсюда возникают понятия – предельная выручка, издержки и прибыль.

Предельная  выручка – это приращение общей  выручки от каждой дополнительной единицы  выпускаемой продукции.

Предельные  издержки – приращение общих издержек на каждую дополнительную единицу продукции.

Предельная  прибыль – приращение  прибыли  от продажи каждой последующей единицы  продукции.

Если  предельная выручка больше предельных издержек, то предельная прибыль будет  расти.

Если  MR=MC, то предельная прибыль = 0.

Если  MR<MC, то предельная прибыль будет уменьшаться.

  21. Рынок труда – форма движения рабочей силы. Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги

Особенности рынка  труда:

специфический характер товара (рабочая сила, человек);

спрос на труд является производным от спроса на товары и  услуги; воздействие социальных факторов.

Сущность рынка  труда проявляется в его функциях:

Обеспечение пропорционального  распределения рабочей силы в  отраслевом и территориальном разрезах.

Обеспечение равновесия спроса на труд и предложения на труд. Формирование эффективной рациональной занятости. Установление равновесной ставки зарплаты и обеспечение доходов населения.

Спрос и предложение  осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками,   а   с   другой   стороны   между   работодателями   за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному, так и качественному составу. Классическая    теория    занятости    предполагает    построение    функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к условиям совершенной конкуренции.

Спрос – это потребность общ-ва в тех или иных работниках

Предложение – кол-во желающих выполнять ту или иную работу

22 Заработная плата – величина денежного вознаграждения работника

Виды  зарплат:

1. номанальная зарплата – сумма денег, которые получает работник за свою работу

2. реальная зарплата – сумма благ и услуг, которые можно приобрести за номин. зарплату

Реальная зарплата зависит от следующих факторов:

а) от величины номинальной  зарплаты

б) величина, уплачиваемого  подоходного налога

в) уровень цен на товары и услуги

Формы зарплаты:

1. повременная зарплата  – начисляется в зависимости от отработанного времени по установленной часовой ставки. Ее целесообразно применять в следующих случаях:

а) когда результаты труда не поддаются точному измерению

б) когда выработка зависит от технологич. процесса, а не от самого работника (работа на автоматич. линиях и т.д.)

Разновидности повременной зарплаты труда:

1. простая повременная  зарплата

2. повременно  премиальная зарплата. Предусматривает  выплату премий за определенные результаты труда

2 сдельная зарплата – начисляется в зависимости от кол-ва выпущенной продукции по установленным расценкам

Применяется, когда  результат зависит от личного  усердия работника

Разновидности сдельной зарплаты:

- простая сдельная  ЗП

-сдельно-премиальная  ЗП

-сдельно-прогрессивная  ЗП – здесь перевыполнение  нормы выработки оплата идет  по повышенной расценке

23 под капиталом на рынке факторов производства понимают физический капитал: оборудование, станки, здания, сооружения, сырье, материалы, взятые в стоимостном   выражении.   Капитал представляющий   собой   производственный   фактор   длительного   пользования,   измеряемый   как   имущество, принадлежащее фирме в виде заводов, цехов, оборудования называется основным капиталом: рабочая сила, сырье, материалы, готовая продукция - оборотным

аккумуляция инвестиционного  капитала в настоящее время сокращает  текущее производство, повышая предельную полезность функционирующей части

производства. Однако в будущем, после ввода нового производства, возрастет количество продукции, но при этом сократится их предельная полезность.

Предельная альтернативная стоимость  капитала - это отношение  предельной  полезности продукции, не  произведенной  в  настоящем  в  связи  сдополнительными инвестициями, к предельной полезности  продукции, которая будет произведена в будущем.

24 Для создания и увеличения производительного капитала необходимо вложение денежных средств – инвестиций. Поскольку ценность капитала в настоящее время зависит от того, что он может дать в будущем. Для того, чтобы инвестирование осуществлялось интенсивнее и эффективнее важно движение денежного капитала или ссудный капитал.

Ссудный капитал – денежный капитал, который  его собственник за определенное вознаграждение передает во временное пользование функционирующим предпринимателям за определенную плату называемым процент.

Ссудный капитал – это особый товар, а  процент – это плата за этот товар. Источник процента  - это прибыль, которую получает функционирующий  предприниматель и отдает часть этой прибыли банкиру. Нижняя граница процента -0, верхняя – прибыль предпринимателя.

Норма ссудного процента или ставка ссудного процента равна

Nпр =Процент/К денс(с суд)*100%

Норма процента зависит от спроса и предложения  на ссудный капитал. 
 

25 Главной особенностью экономических отношений, связанных с использованием земли как не воспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, собственник земли получают за это определенную плату - ренту. Существует несколько видов земельной ренты. Рента, возникающая вследствие разности плодородия земельных участков и разности местоположения участков по отношению к рынку, называется дифференциальной рентой первой формы. Дифференциальная рента 2 - это рента, которая возникает из различной производительности последовательных вложений капитала, приложенного на одном и том же участке ввиду ограниченности земли. Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю.

Монопольная рента – это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и не воспроизводимые в других местах продукты земледелия и полезные ископаемые. Прежде всего этот вид ренты в сельском хозяйстве возникает в силу разной принадлежности земельных участков кокой - либо климатической зоне.

26 Валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны (граждане страны, постоянно проживающие в стране; национальные и иностранные предприятия) на ее территории за год

Номинальный ВВП – исчисленный в текущих ценах.

Реальный  ВВП – исчисленный в сопоставимых ценах.

Сопоставимые  цены выводятся на основе индекса  цен (дефлятора). Индекс цен опред-ся на основе корзины товаров. Берется определенный набор товаров и подсчитываются, сколько этот набор стоит в том именном году. Затем берется базовый год. Его ценовой индекс 1. Затем выводятся индексы цен для остальных годов.

реальный  ВВП= номинальный  ВВП/индекс цен

Расчет ВВП и ВНП производится 3 способами:

  • по суммированию расходов всех экономических агентов.
  • суммирование добавленных стоимостей предприятий и отраслей.
  • cуммирование первичных доходов экономических агентов.

На основании  ВВП определяются и другие важные показатели национальной экономики и национальных счетов:

ВВП - амортизация  основного капитала = чистый национальный продукт (ЧНП).

ЧНП –  косвенные налоги на бизнес = национальный доход (НД).

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"