Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".
Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.
Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.
Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.
В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.
Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффект тинным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.
Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада мoжет удержать доходы от сокращения,
предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.
Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.
Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.
Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.
Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
15. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг. Причины дефицита государственного бюджета и меры по его снижению.
Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства. Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.
Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.
Бюджетный профицит и бюджетный дефицит и их воздействие на экономику.
Дефицит- это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.
Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности.ефицит государственного бюджета имеет место каждый раз, когда государственные расходы превосходят налоговые поступления. Существует несколько способов финансирования правительством дефицита государственного бюджета:кредитно – денежная эмиссия;выпуск займов;увеличение налоговых поступлений.1. В первом случае, то есть в результате кредитно – денежной эмиссии (монетизация) возникает сеньораж, то есть доход государства от печатания денег.Сеньораж возникает в результате превышения темпов роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, а это приводит к повышению среднего уровня цен, в результате все экономические агенты платят инфляционный налог и часть его перераспределяется в пользу государства.2. В случае финансирования с помощью государственных займов происходит увеличение средней рыночной ставки процента, а это приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и снижению потребительских расходов. В конечном счёте возникает эффект вытеснения инвестиций и этот эффект значительно ослабляет эффект фискальной политики.3. В случае увеличения налоговых поступлений приводит к следующим последствиям: а) снижается степень встроенной стабильности экономики; б) рост эффекта вытеснения стимулирует эффект фискальной политики;в) снижается деловая активность.Вывод: не один из способов финансирования дефицита не имеет абсолютных преимуществ друг перед другом и, в конечном счете, не являются полностью не инфляционными.Причины дефицита государственного бюджета и меры по снижению бюджетного дефицита. Причины:непоследовательная финансово – экономическая политика;увеличение бюджетных расходов;уменьшение налоговых поступлений.Меры:снижение расходов на управление государством;ликвидация убыточных предприятий;передох от финансирования к кредитованию;изменение системы налогообложения;конверсия промышленности;повышение роли местных бюджетов.В экономической теории существует несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита:бюджет должен балансироваться ежегодно;бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла; балансируется не бюджет, а экономика.Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению государственного долга, который может быть внешним и внутренним.Внешний долг – это обязательства перед другими странами.Внутренний долг – задолжность перед гражданами собственной страны. Начиная с 1995 года, в России стали осуществляться внутренние заимствования за счёт государственных краткосрочных обязательств (ГКО), это было вызвано необходимостью выплаты долгов перед внешними кредиторами и таким образом образовалась государственная финансовая пирамида. Уже к апрелю 1998 года обязательства государства были слишком велики и поэтому в августе 1998 года государство фактически оказалось не платёжеспособным и поэтому произошёл обвал рубля. В первую очередь пострадали коммерческие банки, в результате была разрушена вся банковская система страны, которая не оправилась от обвала и по настоящее время.
41. Спрос на деньги в теории Кейнса. Кейнсианская теория спроса на деньги выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:
- трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок),- мотив предосторожности (хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем),- спекулятивный мотив ("намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее"). Спекулятивный спрос на деньги основан на обратной зависимости между ставкой процента и курсом облигаций. Если ставка процента растет, то цена облигации падает, спрос на облигации растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег (меняется соотношение между наличностью и облигациями в портфеле активов), т.е. спрос на наличные деньги снижается. Таким образом, очевидна обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента. Кейнсианская теория спроса на деньги считает основным фактором ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит, тем ниже спрос на наличные деньги.
42. Денежный рынок: равновесное и неравновесное состояние.
Деньги - это не товар, а эквивалент, который измеряет цену товара. Раньше деньги были товаром. Натуральный обмен. Сущность денег проявляется в их функциях:
1.Деньги как мера стоимости. Это приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает количественное соизмерение величины стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.
а) Деньги выступают в идеальном виде (это воображаемые деньги). Прибыль, убыток, цены.
б) Масштаб цен - количество золота.
1 рубль 1961г.=0,9981217. С 1 января 1991г. был отменен золотой паритет рубля. Сейчас роль рубля выполняет доллар.
2.Деньги как средство обращения. Они осуществляют обмен товарами и услугами между людьми, предприятиями, странами. Деньги позволяют избежать неудобства бартерного обмена. Одномоментное расставание с деньгами.
3.Деньги как средство платежа - безналичные деньги.
1)Наличные деньги - уход от налогообложения.
2)Наличные платежи способствуют инфляции.
Деньги являются завершающим этапом в процессе обмена и выступают как самостоятельное воплощение товарной стоимости. Для нас - это наличные и безналичные деньги.
4.Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ.
5.Мировые деньги.
Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, т.е. движение денег в наличной и безналичной формах. Она включает элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране, порядок эмиссии и обращения денег, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.
Виды денег:
1.Наличные деньги:
1)Монеты. Служат в качестве разменных денег. Вводит Центральный Банк.
2)Банковские билеты (банкноты) - национальные деньги. Их эмиссию осуществляет Центробанк.
3)Казначейские билеты - те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно государственным казначейством -министерством финансов.
2.Безналичные деньги - это средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты, государственные ценные бумаги. Эти вклады называются банковскими деньгами. Чек -переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.
3.Электронные деньги. Платежные пластиковые карточки - это денежный документ, удостоверяющий наличие счета ее держателя в кредитном учреждении.
Сколько нужно денег?
Количество, необходимое для обращения денег М является суммой цен реализуемых товаров Р деленной на число оборотов денежной единицы V:
М=Р/V
Подвижная процентная ставка удерживает в равновесии денежный рынок. Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если г слишком высока, то предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и т.п. Высокая процентная ставка, как уже говорилось, соответствует низкому курсу облигаций, поэтому будет выгодно скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения г. Банки и другие финансовые учреждения в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Постепенно через изменение экономическими агентами структуры своих активов и понижение банками своих процентных ставок равновесие на рынке восстановится. При низкой процентной ставке процессы пойдут в обратном направлении. Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Так, изменение уровня дохода, например, его увеличение, повышает спрос на деньги и ставку процента. Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки. Подобный механизм установления и поддержания равновесия на денежном рынке может успешно работать в сложившейся рыночной экономике с развитым рынком ценных бумаг, с устоявшимися поведенческими связями - типичной реакцией экономических агентов на изменение тех или иных переменных, скажем, ставки процента