Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по экономической теории.doc

— 725.00 Кб (Скачать)

22. Рынок земли, особенности рынка земли, цена земли. Абсолютная и дифференциальная цена. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие капитала и труда земля неподвижна и является не мобильным, а специфическим фактором производства. Основными факторами, которые влияют на предложение земли, являются плодородие и географическое положение земли. Предложение земли. Ограниченность земли как раз и заключается в том, что имеется в виду земля определенного качества, расположенная в определенном месте. Безусловно, количество земельных участков хорошего качества с удобным местоположением, как правило, ограничено вполне определенным количеством площадей. Это количество может быть несколько увеличено в случае приложения труда и капитала. Спрос на землю. Спрос на землю не является однородным. Он включает в себя две основных составляющих: спрос сельскохозяйственных и несельскохозяйственных потребителей.

Сельскохозяйственные потребители       все, кто использует плодородие почв для производства сельскохозяйственной продукции любого типа. Для сельскохозяйственных потребителей цена земли определяется ее плодородием и в меньшей мере ее местоположением, от которого зависят климатические условия и вопрос доставки ресурсов и готовой продукции. Несельскохозяйственные потребители - все, кому земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или других целей, не связанных с использованием плодородия почвы. Для несельскохозяйственных потребителей существует два основных фактора формирования цены земли:

подготовленность земельного участка к использованию (наличие электричества, газопровода, телефона и т.п.)

местоположение земельного участка. Соответственно, несельскохозяйственные потребители согласны приобретать удачно расположенные земельные участки с развитой инфраструктурой за большие деньги, чем удаленные земельные площади без дополнительных достоинств в виде телефонной линии или близкой электростанции. Рента. Экономическая рента - это общее название доходов владельцев земли и всех тех ресурсов, количество которых ограничено, а величина предложения фиксирована.Экономическую ренту могут получать обладатели уникальных талантов и способностей (певцы, спортсмены, художники и т.п.). Та экономическая рента, которую получают землевладельцы, называется земельной рентой. Вне зависимости от качества земли и ее местоположения, ее собственник все равно получит доход от ее реализации. Этот вариант земельной ренты называется чистой или абсолютной рентой. Абсолютная (чистая) рента –тот минимальный доход, который получают владельцы всех участков земли независимо от её качества. Дифференциальная рента-это уже добавочный доход, получаемый только собственниками средних и лучших земель. Владельцы худших земель получают лишь абсолютную ренту, обладатели земель более высокого качества-и абсолютную, и дифференциальную.

 

 

 

 

 

 

 

1.       Показатели монопольной власти, антимонопольное законодательство, регулирование естественных монополий.

Регулирование деятельности естественной монополии осуществляется двумя путями:  1.  Установлением «общественно оптимальной цены». Это происходит в том случае, если ставится задача  эффективного распределения ресурсов. «Общественно оптимальная цена» – это цена, соответствующая точке пе- ресечения кривой спроса и кривой предельных издержек (рис 12.8). При установлении такой цены естественная  монополия будет производить больший объем продукции. Однако такая цена может приводить к убыткам для  естественного монополиста. В таком случае государство должно возместить величину убытков.

2.  Установлением «справедливой прибыли». При таком подходе цена устанавливается в точке пересечения  кривой средних валовых издержек и кривой спроса. В подобной ситуации объем производства будет больше чем  в условиях нерегулируемой естественной монополии и ниже чем при установлении «общественно оптимальной  цены». Установление цены на уровне «справедливой прибыли» осуществляется в тех случаях, когда государство  хочет предупредить банкротство естественного монополиста, например коммунальных служб. Антимонопольная политика государства – одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер, направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления. Основные задачи антимонопольного законодательства:

- обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

- снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

- определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушение правил честной конкуренции;

- защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

- создание условий для развития национального хозяйства.

Эффективность применения антимонопольного законодательства и действительность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

 

Показатель монопольной власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.          Монополистическая конкуренция, поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда  много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный  продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:  1) товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является  несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.  Продукт каждого продавца обладает исключительными 

качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы  некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм.  Покупатели, например, будут готовы уплатить высокую цену за туфли, произведенные одним продавцом, если они полагают, что  эти туфли более удобны. Таким же образом некоторые  потребители готовы платить повышенные цены за одежду,   произведенную одним модельером, потому что им нравится ее покрой или  качество отделки. Дифференциация товара означает, что   предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может происходить из-за действительных   качественных отличий между продуктами или из-за 

предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, пре- стаже торговой марки или «имидже», связанным с обладанием  : или использованием этого товара;  2) на рынке существует относительно большое число продавцов*  каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не  микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирмы в общем  превосходят 1%,т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года; 3) продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников,  когда выбирают, какую установить цену на свои товары, или  когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. Эта  особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией.  Например, если отдельный производитель туфель, чтобы продать больше товара, сокращает свою цену на 20% за пару обуви, то, вероятно, что прирост в объеме его продаж происходит за счет многих, а не нескольких продавцов. Как следствие, маловероятно, что какой-то отдельный конкурент понесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения продажной цены любой  другой фирмой. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы  отреагировать на это изменением своей политики, поскольку  решение первой фирмы изменить цену не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыль. Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции  конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам; 4) на рынке есть условия для свободного входа и выхода. При  монополистической конкуренции легко основать новую фирму или  покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с  монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был бы при совершенной  конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и  услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают  способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на  совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается  многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

1.  Особенности рынка монополистической конкуренции, неценовая конкуренция и её основные формы.

Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм. Естественно, в этом случае отдельная фирма производит относительно небольшую часть общей продукции, а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм в отрасли таково, что практически делает невозможным сговор фирм-монополистов, в то же время каждая фирма столь независима, что может не обращать особого внимания на реакцию других конкурирующих фирм на принимаемые ею решения.

Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящему конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером.

Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается относительно свободно.

Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса.

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Сравнение рынка монополистической и совершенной конкуренции. Неэффективность монополистической конкуренции. На начальном этапе капитализма господствовала свободная конкуренция, позднее, с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются. Совершенная конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют и купле-продаже ценных бумаг и пр.). Монополистическая конкуренция предполагает сочетание монополии и конкуренции; конкуренция присутствует в очень значительном объёме, монополия-лишь в небольшом количестве. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и т.п.). Неэффективность монополистической конкуренции. Нерациональное распределение ресурсов. В погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены, навязывают обществу определённые виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции. Связанные с монополистами бизнесы лишаются свободного и более рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических условий и цен, снижают деловую активность, а то и разоряются. В итоге сокращается производство, растут безработица и инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов. Усиление неравенства в доходах в обществе. Связано с монополистическим завышением цен и сверхприбыли, их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. Экономический застой и торможение НТП. Монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению её ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов. Опасность для демократии как в экономике, так и в политике. В экономике монополисты могут подавлять свободную и честную конкуренцию,

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"