Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по экономической теории.doc

— 725.00 Кб (Скачать)


1.       Рынок: спрос и величина спроса, неценовые факторы спроса.

Сущностное определение: рынок есть совокупность экономических отношений, посредством которых осуществляется обмен между обособленными производителями товаров.

Практическое определение: рынок - это механизм, приспособление, с помощью которого осуществляется контакт между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товара и услуги).

Основными признаками, характеризующими различные типы рынка, являются: - количество продавцов и покупателей; - объем товаров, предъявляемых ими к обмену; - степень сходства или отличий товаров разных товаровладельцев; - легкость входа товаровладельцев на рынок и выхода с него; - доступность информации о ценах и условиях торговли.

В настоящее время существует следующая классификация типов рынка.

Чистая конкуренция - рынок, на котором действует множество мелких товаровладельцев, продающих однородную продукцию, обладающих полной свободой своих решений и равным доступом к информации. Основной особенностью чистой конкуренции является то, что никто из отдельных его участников не может своими действиями повлиять на величину рыночной цены.

Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных продавцов, способных влиять на уровень рыночных цен. Олигополисты, несмотря на конкурентную борьбу друг с другом, склонны входить в соглашения против других участников рынка, ограничивать их доступ к рыночной информации и затруднять вступление на рынок новых продавцов.

Монополией называется рынок, на котором действует единственный продавец определенного товара, не имеющего субститутов. В зависимости от происхождения различают три вида монополий: закрытая (защищенная юридическими запретами от конкуренции); естественная (обладающая исключительной возможностью использовать определенный природный ресурс); открытая (не имеет специальной защиты от конкуренции).

Монопсония - рынок, на котором действуют много продавцов, но только один покупатель.

Двусторонняя монополия - рынок, на котором действует один продавец и один покупатель. Этот тип рынка является исторически первой формой рыночных отношений, потому что две первобытные общины, обменивающиеся время от времени излишками своего труда, являются по отношению друг к другу никем иным как монополистами.

Помимо реальных типов рынка в экономической теории существуют условные модели рынка совершенной конкуренции и чистой монополии.

Рынок совершенной конкуренции - это теоретическая модель рынка, абстрагированная от нововведений, творческих поисков предпринимателей, рекламной деятельности и иных форм конкурентной борьбы за выживание и развитие предприятий. Продукция предприятий, действующих на рынке совершенной конкуренции, по определению, идентична как по существу, так и по восприятию потребителей. Предприятия не производят сколько-нибудь сложных рыночных стратегий в области ценообразования, а принимают рыночные цены как данность.

Чистая монополия - теоретическая модель монополии, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего заменителя, и не подверженной влиянию ни конкурентов, ни государства.

Субъектами рынка по современной классификации являются домашние хозяйства, частное предпринимательство (бизнес) и государство. Домашнее хозяйство - основная экономическая единица, которая осуществляет функцию переработки приобретаемых на рынке товаров и услуг для собственного потребления и обеспечивает воспроизводство основного фактора общественного производства - рабочей силы. Частные предприниматели (бизнес) - организаторы и руководители негосударственных предприятий, функционирующих с целью получения прибыли. Государство (правительство) - совокупность главным образом бюджетных учреждений и организаций, выполняющих функции государственного управления и некоммерческих социальных услуг. Выделяют следующие виды рынков: - рабочей силы; - финансовый (рынок ссудных капиталов); - средств производства; - технологий; - потребительский; - услуг; - духовных благ.

Спрос-желание и способность покупателя приобрести какие-либо количества товара или услуг по данной цене, в данное время. Необходимо четко разграничивать спрос и предложения. Спрос это не всякая потребность в данном товаре а только платежеспособность. Спрос. количественно не совпадает с потребностью. «Закон спроса»:Чем выше цена тем меньше величина спроса. Факторы влияющие на изменение спроса*Изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и т.д.*Число покупателей*Изменения в денежных доходах населения(рост доходов увеличивает спрос на дорог.виды товаров)*Изменение цен на другие товары(товары заменители, например рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин)*Изменение структуры населения(Например старение-вызовет спрос на лекарства) Величина спроса зависит от цены.

 

1.  Закон рыночного предложения, предложение и величина предложения, неценовые факторы предложения.

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени по определенной цене. Минимальная цена называется ценой предложения.

На очень коротких промежутках времени резкое уменьшение цены может обусловить уменьшение продаж, но ее увеличение скорее всего не вызовет увеличения продаж, потому что прежде чем продать товар, его надо сначала произвести и доставить на рынок, что требует известного времени. Но если отвлечься от фактора времени и ограниченности ресурсов, то можно заключить, что рост цены товара на рынке в конечном счете вызывает рост его производства, а, следовательно, и предложения. Эта связь и называется в экономической теории законом предложения. Он показывает, что повышение цены товара стимулирует производителей к продаже большего количества своего продукта.

Объем предложения зависит от цены товаров.

Неценовые детерминанты предложения

1. Цены на ресурсы. Цены на средства труда, сырье, материалы, рабочую силу прямым образом влияют на издержки производства товара в денежном выражении, и значит, на его цену. При наличии определенной суммы денег товаропроизводитель вынужден приобрести меньше ресурсов, поднявшихся в цене, следовательно, произвести меньше продукции.
2. Технология производства. Совершенствование технологии позволяет производить единицу продукции с меньшей затратой ресурсов. При неизменных рыночных ценах снижение затрат на единицу продукции ведет к увеличению прибыли от продажи товара.
3. Налоги и дотации. Налоги, непосредственно взимаемые с предприятия, повышают издержки производства товаров, а следовательно, и их цену. Косвенные налоги, включаемые в цены, отражают общественные издержки производства и тоже повышают цену товаров. Дотации, субсидии, трансферты, представляемые предприятию государством, понижают издержки предприятия и тем самым цену товара.
4. Число продавцов. Рост числа продавцов товара при условии, что объемы продаж с участием прежнего количества продавцов не меняются, увеличивает предложение и уменьшает рыночную цену.
5. Цены на другие товары. Изменение рыночных цен на одни товары может заставить товаропроизводителей изменить производство других товаров, причем в обратном направлении. Это явление имеет место как во внутриотраслевом, так и межотраслевом масштабах. Так, повышение цен на зерно при полном использовании земельной площади ведет к уменьшению производства технических культур и наоборот. Точно также повышение цен на рыбные товары может вызвать перелив капитала в рыбную отрасль из мясной.
6. Ожидания изменения цен. Ожидания изменения цен на продукты в ту или другую сторону тоже могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынок в настоящее время. В качестве примеров можно привести их стремление придержать зерно осенью, чтобы дороже продать зимой, или постараться сбыть запас товаров в ожидании снижения цен на него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Рыночное равновесие, нарушение рыночного равновесия.

Рыночным равновесием называют ситуацию, в которой при данной цене величина спроса равна величине предложения. Цена товара, при которой достигается рыночное равновесие, по маржиналистской терминологии называется равновесной ценой, что соответствует марксистскому понятию рыночной цены товара.

Какова величина равновесной цены, люди, выносящие на рынок свои товары, заранее не знают и не могут знать, поэтому она образуется в результате колебаний индивидуальных цен, устанавливаемых покупателями и продавцами посредством того же механизма, который приводит величину меновых стоимостей товаров к их стоимостям. Такое утверждение правомерно, поскольку деньги, если отвлечься от их специфических функций, являются не чем иным, как товаром, обмениваемым на другой товар.

Очевидно, что при любом спросе на товар нижним пределом его рыночной цены являются издержки производства товара, т. е. его стоимость. Продавать товар ниже его стоимости у товаропроизводителя нет ни субъективных оснований, ни объективных возможностей.

Столь же очевидно, что верхним пределом цены товара является наличие у покупателя денежного или иного товара, который он может предложить в обмен продавцу. В этих пределах и происходит колебание рыночной цены.

В реальной жизни рыночная цена не может долгое время оставаться неизменной, поэтому для рыночного равновесия характерна динамическая модель. Такие модели в XIX в. были предложены Л. Вальрасом и А. Маршаллом. 1. Суть модели Л. Вальраса заключается в том, что поиск рыночного равновесия происходит в краткосрочном периоде: производители уменьшают выпуск продукции, а покупатели предъявляют прежнюю величину спроса. Покупатели начинают соперничать, что приводит к росту цены. Стимулируется выпуск товаров, а дефицит исчезает. 2. Модель А. Маршалла описывает рыночное равновесие в долгосрочном периоде, т. е. объем предложения в состоянии реагировать на высокую рыночную цену спроса. Таким образом, происходит анализ состояния дефицита товаров. Взаимодействие спроса и предложения на рынке ведет к установлению рыночного равновесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара.

При изменении спроса или предложения, либо того и другого одновременно происходит изменение рыночной (равновесной) цены.  Вмешательство внешних сил (в таком качестве могут выступать государство и монополии) приводит к нарушению установленного состояния экономического равновесия: 1) утверждение государством «потолка» цены (ниже равновесной) приводит к формированию стойкого дефицита товаров или услуг, устранить который не под силу государству, так как цена ниже равновесной не заинтересовывает производителей увеличивать производство; 2) установление государством (монополией) цены выше равновесной ведет к формированию излишка товаров (затовариванию), который государству приходится закупать на деньги налогоплательщиков

 

1.                      Эластичность спроса и предложения, виды эластичности, применение эластичности в экономическом анализе.

Эластичностью называют способность одной переменной величины реагировать на изменение другой. Измеряется она числом, которое показывает выраженное в процентах изменение одной переменной в зависимости от выраженного в процентах изменения другой переменной.

Показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие однопроцентного изменения цены за единицу товара. Методика этого измерения представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.

Эс =  % изменение объема продаж / % изменения цены

Эластичность спроса по доходу – влияние дохода на спрос, перекрестная эластичность спроса по цене – эластичность на разные товары.

Варианты эластичности спроса: - спрос может быть эластичным – при незначительных понижениях цены возрастает объем продаж; - единичная эластичность – 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж; - спрос неэластичен – при весьма существенных снижениях цен, объем продаж незначительно изменяется; - спрос бесконечно эластичен – когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар. - спрос совершенно не эластичен – когда потребители приобретают фиксированное количество товара независимо от их цены.

Эластичность предложения. Понятие характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого количества. Интенсивность этих изменений различна. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими %-ное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.

Варианты эластичности предложения: - единичная эластичность – 1%-ное увеличение цены товара вызывает 1%-ное увеличение их предложение. При этом наблюдается равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров; - эластичное предложение – 1%-ное увеличение цены способно вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%; неэластичное предложение – увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.  

Факторы, влияющие на эластичность: наличие хороших заменителей товаров удельный вес в бюджете потребителя

размер дохода качество товаров размеры запаса

 

2.          Бюджетные ограничения, равновесие потребителя.

Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"