Рынок, цена, эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 07:40, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучение взаимосвязи цены, рынка и эластичности спроса и предложения в теоретическом аспекте.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции рынка;
- охарактеризовать понятие цены;
- изучить ценовую эластичность спроса и предложения;

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность рынка 5
1.1.Сущность и условия возникновения рынка 5
1.2. Функции рынка 9
2. Понятие и функции цены 13
2.1. Сущность и понятие цены 13
2.2. Функции цены 16
3. Эластичность спроса и предложения 20
3.1. Спрос и его эластичность 20
3.2. Эластичность предложения 25
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория Проблема 7 Тема 1 Рынок, эластичность, цены.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

1) повышение цен не всегда  гарантирует увеличение выручки  от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;

2) при определении цены на  свой товар любой коммерсант  обязательно должен прикинуть:  сколько он сможет выручить  при такой цене исходя из  существующей эластичности спроса  на этот товар по цене.

Эластичность спроса представляет собой гибкость спроса по отношению к динамичной внешней рыночной среде.

Эластичность спроса показывает способность  его величины к изменениям вследствие динамики различных факторов, оказывающих  на него качественное влияние. Иными  словами, это принцип определения зависимости величины потребительского  спроса от  рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов.22

Эластичность  показывает,  на  сколько  процентов  изменится одна  переменная  экономическая  величина  при  изменении  другой на  один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая  эластичность  спроса,  которая  показывает,  на  сколько  изменится  в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

Показатель (коэффициент) ценовой  эластичности спроса (EP) находится по формуле 1:

EP = ∆Q/∆P,                                                         (1)

где ∆Q – прирост величины спроса, %;

∆P – прирост цены, %.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех  товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается –  величина  спроса  растет,  и  наоборот.  Однако  для  оценки  эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены  товара на 5 % вызвало увеличение спроса на него 10 %.  Показатель эластичности будет выглядеть следующим образом:

EP = 10/ –5 = –2;    | EP | = 2.

Если  абсолютная величина  показателя  ценовой эластичности  спроса больше единицы, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом.

Иными  словами,  изменение  цены  в  данном  случае  приведет  к  большему количественному изменению  величины спроса.

Если  абсолютная  величина  показателя  ценовой  эластичности  спроса меньше единицы, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном единице говорят о единичной  эластичности. Изменение цены в этом случае приводит к такому же количественному  изменению величины спроса.

Существуют два крайних  случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного  товара (если цена повышается), либо  к неограниченному увеличению  спроса (если  цена  будет  снижена).  Спрос  при  этом  является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной  горизонтальной оси (рис. 8).

Рис. 8 – Абсолютно эластичный спрос

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного  спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. График  абсолютно  неэластичного  спроса  выглядит  как  прямая,  перпендикулярная горизонтальной оси (рис.9).23

Рис. 9. – Абсолютно неэластичный спрос

Спрос на товары бывает неэластичным по одной из нижеследующих причин.

1. Это товары первой необходимости.  Несмотря на изменения в цене, покупатели продолжают приобретать товары первой необходимости. У хлеба, молока, бензина и других аналогичных продуктов неэластичная кривая спроса.

2. Для них трудно найти заменители. У Кока-Колы эластичная кривая  спроса, потому что ее легко  заменить на фруктовый сок,  минеральную воду или другие газированные напитки. Но существует мало заменителей молока.

3. Они относительно недороги. Люди  менее склонны менять свои  покупательские привычки, если изменяется  цена какого-либо недорогого продукта.

4. Безвыходное положение потребителей. Если у вас заканчивается бензин, вы вряд ли будете искать место, где можно заправиться подешевле.24

Важным моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса,  является  наличие  товаров-заменителей. Чем  больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможность для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени.  В  краткосрочном  периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном.

3.2. Эластичность предложения

 

Предложение — это тоже характеристика состояния рынка, а точнее, другой его важнейшей составляющей —  экономической логики поведения продавцов (изготовителей). Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина предложения (объем производства) при разных уровнях цены.25

Предложение — сложившаяся в  определенный период времени зависимость  величин предложения на рынке  определенного товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

На рис. 10 графически изображена зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения.

Каждый из ниже перечисленных факторов может оказать влияние на величину предложения.

1. Изменение себестоимости производства. Если затраты припроизводстве  продукта снизятся, это позволит  производителю выбросить больше товара на рынок. Многие бизнесмены вкладывают деньги в исследования, чтобы усовершенствовать стратегию производства и сконструировать более эффективное оборудование, что позволит снизить затраты на производство.

Рис. 10. – Кривая предложения

2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции. Если цена на продукт, который еще не производился (но может быть запущен в производство), растет, то производители могут переключиться на выпуск этой продукции.

3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.

4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других). Если увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы остается прежней, то предложение пшеницы уменьшается, так как часть посевных площадей, на которых возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.

5. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение.

6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.

7. Перспективные ожидания. Если  производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства.26

Эластичность предложения по цене — масштаб изменения величины предложения ( в процентах) при изменении цены на один процент .

Степень такой эластичности определяют путем деления разницы (в процентах) в величинах предложения до и после изменения цены на величину изменения цены (в процентах). Уровни эластичности предложения также различаются по товарам, и поэтому одинаковые по относительной величине изменения цен могут вызвать неодинаковые приросты предложения различных товаров.27

Форма и наклон кривой предложения  для различных товаров будут  меняться в зависимости от их эластичности точно так же, как и для кривой спроса. Эластичность предложения измеряется пропорционально изменению предложения, последовавшему за изменением цены. Когда изменение цены незначительно влияет на предложение товара или услуги, то предложение неэластичное. И наоборот, если даже небольшое изменение в цене влечет за собой значительное изменение предложения данного товара или услуги, то предложение такого товара или услуги эластичное.

Кроме эластичного и неэластичного  предложений, существуют: предложение  единичной эластичности — это  когда 1%-ное увеличение цены ведет  к 1%-ному увеличению предложения товаров  на рынке; эластичность предложения  в мгновенный период (т. е. период времени мал, и производители не успевают отреагировать на изменения) — предложение фиксировано; эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени достаточен для создания новых производственных мощностей) — предложение наиболее эластично.

Теория  эластичности  спроса  и  предложения  имеет  важное  практическое значение. Например, увеличение производственных издержек толкает  предприятие  на  повышение  цены  продукции.

Эластичность  спроса  является  важным  фактором,  влияющим  на ценовую  политику  предприятия.  Предположим,  что  какое-то  предприятие построило  многоквартирный  дом  и  решает  вопрос,  по  какой  цене  следует предлагать  квартиры  съемщикам.  Расходы  на  эксплуатацию  дома фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано. Если предприятие знает спрос на квартиры и его эластичность, оно может определить, по какой цене следует  сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить  максимальную  выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

Другим примером практического  использования теории эластичности является  государственная  налоговая  политика.  При  введении  косвенных  налогов  государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет. Однако в  зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды  товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по разному между производителями и потребителями продукции.

С понятием эластичности спроса и  предложения связано понятие гибкости цены. Гибкость цены может быть определена как величина обратная эластичности. Она измеряет  влияние изменения  спроса и предложения на изменение цены.28

 

Заключение

 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

Рынок как развитая система отношений  товарного обмена представляет  собой совокупность отдельных рынков. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.

Функции рынка определяются решаемыми  им задачами. Рынок отвечает на  вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.  

Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Основу этого механизма описывает двухфакторная модель ценообразования, объясняющая величину цены как компромисс между издержками производства и полезностью товара.

Важнейшими категориями микроэкономического  анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой. 

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Эластичность спроса по цене - это  степень воздействия изменения  цены на изменение количества продукции  на которую предъявляется спрос или другими словами это чувствительность реагирования спроса в ответ на изменение цены.

Эластичность предложения по цене — масштаб изменения величины предложения ( в процентах) при изменении  цены на один процент .

Теория  эластичности  спроса  и  предложения  имеет  важное  практическое значение

Эластичность  спроса  является  важным  фактором,  влияющим  на ценовую  политику  предприятия.

 

Библиографический список

 

  1. Булатова  А.С  Экономика. Под ред. А.С. Булатовой  -  М.: Изд-во БЕК, 2006, - 831с.
  2. Душенькина Е.А. Экономическая теория. Конспект лекций/ Е.А. Душечкина – М.: Эксмо, 2008 –
  3. Ищенко О.А. Комарова Н.С. Мамедов О.Ю. Современная экономика: Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие (под ред. Мамедова О.Ю.) Изд.10-е – М.:Феникс , 2007 – 352с.
  4. Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа : учебное пособие / Н.С.Косов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144с.
  5. Липсиц И.В Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л, 2006. – 656с.
  6. Рудакова И.Е.Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: Учебное пособие –М.:ИНФРА-М, 2008 - 576с.
  7. Савин К.Н. Экономическая теория: введение в экономический анализ: Курс лекций.Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144с.
  8. Сажина М.А., Чибриков Г.Г Экономическая теория.  .2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. — 672с.
  9. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А.Основы маркетинга: Учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева, С.А.Алиев.— М.: Издательство «Экзамен», 2007 – 448с.
  10. Андрияшин Н.В.Понятие рынка в маркетинге //Экономическая социология, 2007 – т.8.№ 1. –с. 76-86.
  11. Окладников Д. Ценовая политика фирмы// Маркетинг и маркетинговые исследования, 2006 - №4.
  12. Радаев В.В.. Что такое рынок: экономико-социологический подход // Экономическая социология. 2007. - т. 8. № 1. -  с. 9-26.
  13. Радаев В.В.. Современные экономико-социологические концепции рынка // Экономическая социология. 2008. - т. 9. № 1. - с. 20-50

Информация о работе Рынок, цена, эластичность спроса и предложения