Эластичность спроса по цене

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:37, контрольная работа

Описание работы

Рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи, благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя.
Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений.

Содержание

1. Закон спроса
2. Понятие эластичности и неэластичности спроса...................
3. Единичная эластичность. Совершенно эластичный и неэластичный спрос
4. Особенности эластичности спроса по цене..

Работа содержит 1 файл

КР по экономике.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Эластичность спроса по цене

1. Закон спроса 

2. Понятие эластичности  и неэластичности спроса...................

3. Единичная эластичность. Совершенно эластичный и неэластичный  спрос 

4. Особенности эластичности  спроса по цене..

 

 

 

1. Рыночная цена и законы ее динамики

 

1.1. Рыночная цена и ее виды

 

 Рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи, благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.

Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной договоренности продавца и покупателя.

Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений.

Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).

Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.

2. В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен.

Оптовые, по которым большие массы товаров реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.

Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.

Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.

3. Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.

4. Цены мирового рынка - цены, которые:

а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке;

б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.

В странах с открытой рыночной экономикой знание мировых цен имеет очень важное значение для правильной ориентации в хозяйственной деятельности производителей товаров, торговых посредников и покупателей. Изменение цен на мировом рынке сильно влияет на внутренние цены в той или иной стране. В еще большей мере уровень мировых цен определяет выгодность или убыточность внешней торговли.

Большинство цен в той или иной мере имеют общее свойство - они изменяются под воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров. Проанализируем это взаимодействие.

 

1.2. Закон спроса

 

Спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия.

На спрос воздействует ряд рыночных факторов – ценовых и неценовых. Рассмотрим количественную зависимость спроса от уровня цен.

Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса (табл. 1).

Таблица 1

Шкала спроса

Цена 1 кг яблок, руб.

Покупатели готовы купить, т

2

25

5

15

8

9

10

6

15

4

20

2


 

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от цены.

Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (Q) от цены (P): Q = f(P), где f – показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Такая количественная зависимость  представлена в виде графика (рис. 1). Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат указаны цены на яблоки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос.

Рис. 1. Кривая спроса (по цене)

Кривая Q1-Q2 на графике показывает, что при повышении рыночной цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос отдельных покупателей на продукты увеличивается [1, с. 68-70].

 

Эластичность спроса по цене

 

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. В частности эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер  равен:

где Q – изменение величины спроса, %; Р – изменение цены, %;

“Р” в индексе означает, что  эластичность рассматривается по цене [2, с. 187].

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается).

Например, снижение цены стирального  порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

,               

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

На рис. 2 изображены два варианта графиков спроса.

На рис. 1, а: снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (30010) до 6000 руб. (20030), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Рис. 2, б: графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (30010) до 2400 руб. (20012). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов [5, с. 89].

Рис. 2. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос

Существует два крайних случая. Первый случай – существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 3, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Рис. 3. Крайние случаи эластичности: а – спрос абсолютно эластичен, б – спрос абсолютно неэластичен

 

Другой крайний случай – изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 3, б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. [4, с. 101].

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

  — спрос эластичен;

  — спрос неэластичен;

         — спрос с единичной эластичностью.

Измерение эластичности спроса

 

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и  объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 2), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

Есть еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

Пример 1. Допустим, что небольшая  булочная выпекает батоны и продает  их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 2). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа [2, с. 191].

Таблица 2

Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса

Количество проданных батонов, шт.

Цена, руб.

Выручка, руб.

Коэффициент

эластичности

500

3,5

1750

1000

3,0

3000

4,3

1500

2,5

3750

2,2

2000

2,0

4000

1,3

2500

1,5

3750

0,8


Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал – от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.

Изменение величины спроса в интервале  от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).

В общем виде формула для определения  процентного изменения величины спроса  ∆Q  будет выглядеть:

где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.

Аналогично для определения  процентного изменения цены ∆P в выбранном интервале получаем:

где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:

Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 2), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале – неэластичен [2, с. 191-192].

На участках эластичного  спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей  выручки от реализации продукции  фирмы, на участке неэластичного спроса – к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

 

Факторы, влияющие на эластичность спроса

 

Важным моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос  на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как  с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может  перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше [3, с. 137].

Информация о работе Эластичность спроса по цене