Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:36, контрольная работа
Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально вы
Рыночное равновесие и его характеристика. Равновесная цена, ее изменение и последствия для рынка.
Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.
Рыночное равновесие
проявляется в количественном соответствии
спроса и предложения товаров, услуг
и ресурсов и затрагивает интересы
домохозяйств как поставщиков ресурсов
и потребителей товаров и услуг
и предприятий как потребителей
ресурсов и производителей товаров
и услуг. Другими словами, это
оптимальная реализация совокупных
экономических интересов в
Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Под рыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен.
У производителей – продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения — такие предельные минимальные цены, по которым производители − продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количестве товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.
На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Для более подробного раскрытия понятий приведем график.
Допустим, что объем предложения ниже равновесного (Q1 < Qe), тогда цена спроса будет выше цены предложения (Р1 > P4). Это будет побуждать продавцов наращивать объем предложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 > Qe) , то цена предложения превысит цену спроса, то есть P2 > P3, и продавцы станут снижать объем предложения. При равновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения.
Рыночное равновесие по Маршаллу
Модель Маршалла
применима к анализу
Таким образом, равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.
Равновесие —
закон для каждого
Но рыночное равновесие обычно сохраняется не дольше, чем, скажем, находится маятник в каждой из точек своего пути. Оно постоянно нарушается из–за изменений либо спроса, либо предложения. Рынку приходится снова и снова их согласовывать (балансировать), формируя новые равновесные уровни цен и объемы производства.
Достижению равновесия
способствует ценовой механизм. В
результате колебания цен происходит
выравнивание спроса и предложения
товаров: в точке их пересечения
устанавливается равновесная
Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.
Полное экономическое
равновесие – это структурный
оптимум хозяйственной системы,
к которому общество стремится, но никогда
его полностью не достигает в
связи с постоянным изменением самого
оптимума, идеала пропорциональности.
Рыночное равновесие
Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.
Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.
Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис.2.1. и покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.
Рассмотрим подробнее равновесную цену и равновесный объем.
Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:
PE = PD = PS
При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD = QS
Равновесная цена выполняет важнейшие функции:
Чтобы окончательно определить понятие рыночного равновесия нужно рассмотреть его свойства.
Существование и единственность равновесия
Из выше сказанного неявно предполагались следующие допущения:
Однако можно привести примеры, в которых эти допущения нарушаются:
Рассмотрим существование равновесия на рынке. Оно возможно, если имеется одна или более неотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны и неотрицательны. При графическом изображении это означает, что равновесие будет существовать, если линия спроса и предложения имеют, по крайней мере, одну общую точку.
На рис.2.2 изображены две ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек.
На рис.2.2 а) объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене.
На рис.2.2 б) цена спроса меньше цены предложения2 при любом неотрицательном объеме выпуска; сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно.
Рис.2.2.
Объем предложения превышает
объем спроса при любой неотрицательной
цене а); цена предложения превышает
цену спроса при любом неотрицательном
объеме б).
Перейдем к рассмотрению вопроса о единственности равновесия.
На рис.2.3 а) линия спроса имеет нормальный вид, то есть характерный отрицательный наклон. В то же время линия предложения меняет знак наклона при росте цены, что приводит к существованию двух положений равновесия – в точках E1 и E2.