Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:25, курсовая работа
Целью моей работы является характеристика основных рыночных элементов и их функций, как они взаимодействуют, а также изучение механизма установления рыночного равновесия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Определить понятие рынка
Ознакомиться с законами спроса и предложения
Рассмотреть как спрос и предложение влияют на равновесную цену и равновесный объём
Установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
Разобрать равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде
Введение 3
Глава 1. Рыночный механизм 5
1.1. Рынок 5
1.2. Рыночный спрос: кривая спроса, функция спрос 6
1.3. Рыночное предложение: кривая предложения, функция предложения 8
Глава 2. Эластичность 10
1.1. Эластичность спроса по цене 10
1.2. Эластичность предложения по цене 12
Глава 3. Рыночное равновесие 14
1.1. Равновесная цена и равновесный объём 16
1.2. Устойчивость равновесия 17
1.3. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу 18
1.4. Паутинообразная модель 20
1.5. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде 22
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»
Общеэкономический
факультет
Кафедра
Экономической теории
по дисциплине «Микроэкономика»
Выполнил
студент группы 9101
очной формы обучения
общеэкономического факультета
Макинян Ваагн Самвелович
Научный руководитель:
Дрышлюк Е.М.
Москва - 2010
Стр.
Глава 1. Рыночный механизм
1.1. Рынок
1.2. Рыночный спрос: кривая спроса, функция спрос 6
1.3. Рыночное
предложение: кривая предложения, функция
предложения
Глава 2. Эластичность
1.1. Эластичность спроса по цене 10
1.2. Эластичность
предложения по цене
Глава 3. Рыночное равновесие 14
1.1. Равновесная цена и равновесный объём 16
1.2. Устойчивость равновесия 17
1.3. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу 18
1.4. Паутинообразная
модель
1.5. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде 22
Заключение 26
Список литературы 27
Изучение рыночного механизма и рыночного равновесия является важной задачей экономистов и в наши дни. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. С задачами, которые рассматриваются в данной теме, сталкиваются достаточно часто. Понимание и решение данных проблем в целом дает возможность правильной оценки ситуации на конкретном рынке. Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы является очевидной. Рассмотрение таких вопросов как цена, спрос и предложение помогут нам глубже понять те процессы, которые протекают на современном рынке.
Целью моей работы является характеристика основных рыночных элементов и их функций, как они взаимодействуют, а также изучение механизма установления рыночного равновесия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
В данной курсовой работе предстоит рассмотреть сущность и действие механизма функционирования рынка или рыночного механизма. Для этого необходимо раскрыть, как действует механизм спроса и предложения, законы рынка, как рыночная цена достигает своего рыночного равновесия.
Данная работа состоит из
Первая глава посвящена
Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Этот процесс Адам Смит назвал механизмом "невидимой руки" в своей книге “Исследование о природе и причинах богатства народов”. А. Смит говорит о том, что участники экономического процесса мотивированы собственными интересами и что «невидимая рука» рынка направляет их собственные интересы во благо общего экономического процветания.
В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла. Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был французский экономист Мари Эспри Леон Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания.
В свою очередь
Итак, в последующих главах будет подробно рассмотрено рыночное равновесие и механизм его установления.
Глава 1. Рыночный механизм
Для понимания рыночного механизма необходимо сначала определить понятие рынка, охарактеризовать элементы его функционирования – спрос и предложение, рассмотреть отдельно каждый из элементов, а также проанализировать их изменения в зависимости от определенных факторов.
1.1.Рынок и его основные элементы
Рынок — это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Одно из них формулируется следующим образом: рынок1 – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трёх основных элементах: цене, спросе и предложении. На рынке покупатели и продавцы заключают между собой сделки, т. е. покупают и продают товары по определенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки.
Итак, основой рынка является товарное производство. Появился рынок очень давно. Возникнув в период разложения родовой общины, рынок эволюционировал в течение нескольких тысяч лет. Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации.
1.2.Рыночный спрос: кривая спроса, функция спрос
Спрос2 – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него.
Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.
Далее, когда говорят про спрос, всегда имеют в виду определенный промежуток времени, в течение которого будет предъявлен этот спрос. Количество блага, которое потребители захотят купить в эту некоторую единицу времени по определенной цене, называется объемом спроса.
Ценой спроса3 называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
Рис.1.Рынок покупателя; Кривая спроса.4
На рис. 1. показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1. видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос.
Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W)5,
где QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.
Если допустить, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены: Q = f (P)6
Эта зависимость объема спроса от цены представлена на рис.2.
Рис.2. Кривая спроса7
Обратную зависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот) часто называют законом спроса8.
1.3.Рыночное предложение: кривая предложения, функция предложения
Предложение9 – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени.
Объемом предложения10 называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.
Аналогично спросу существует
индивидуальное предложение
Ценой предложения11 называют минимальную цену, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Существует зависимость между ценой товара и количеством товара, которое производители готовы предложить. Эту зависимость показывает кривая предложения на рис.3.
Рис.3. Рынок продавца; Кривая предложения.12
Из рис.3. видно, чем выше цена товара, тем больше предъявляется предложение. Продавцу выгодно продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней.
Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид: QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z)13,
где QS – объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), оставить неизменными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены: Q = f (P)14
Эта зависимость объёма предложения от цены представлена на рис.4.
Рис.4. Кривая предложения.15
Цене P2>P1 соответствует объем предложения Q2>Q1. Чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.
Обратную зависимость между
Глава 2. Эластичность
Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора. Степень реакции на эти факторы можно измерить с помощью коэффициента эластичности. Существуют различные коэффициенты эластичности, в этой главе рассмотрим некоторые из них, а именно эластичность спроса по цене и эластичность предложения по цене.
2.1.Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса16 относительно цены показывает относительное изменение объёма спроса под влиянием изменения цены на 1 %.
Рассчитывается она по формуле: ED = ∆QD%/∆p%17
где E - коэффициент эластичности предложения; S - предложение; Р - цена.
Существуют следующие основные формы эластичности спроса по цене: