Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа
Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.
Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы
Неспособность
государства полностью
Несовершенство политического процесса. Парламентская демократия – далеко не идеальная форма правления. Представители законодательной власти, принимая судьбоносные для страны решения, зачастую в первую очередь преследуют интересы не страны и миллионов её жителей, а свои собственные, нередко корыстные.
Ограниченность контроля над государственным аппаратом. Наивно полагать, что государственный аппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества. Отстаивающая именно такой взгляд традиционная теория не принимает в расчёт возможность того, что какая-то предприимчивая группа людей может использовать институт государства для реализации своих частных интересов при ущемлении интересов общественных. Между тем всё шире распространяющийся в современной науке альтернативный подход склонен объяснить вмешательство государства в экономику не только провалами рынка, но и так называемой политической игрой, т.е. попытками организованных общественных групп использовать ресурсы государства для увеличения своей доли в национальном доходе. Например, представители определённых отраслевых и региональных лобби, стремясь максимизировать свой доход, могут добиться в «коридорах власти», например, определённых налоговых преференций, осуществления государством протекционистской политики и тем самым ослабить конкурентную среду.
Завышение объёмов производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Нерыночный провал может проявиться в чрезмерной милитаризации экономики, в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств на амбициозные проекты по укращению столиц и чиновничьих кабинетов ит.п.
Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. В результате бесконтрольного нарастания объёма налоговых и иных льгот различным социальным группам главным механизмом обогащения может стать сам бюджетный процесс, изначально направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения.
Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня. В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному росту расходов бюджета на управление экономикой.
Отвлечение специалистов от участия в производстве товаров и услуг. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда, а также другими различными льготами и привилегиями, квалифицированные работники охотно «перетекают» в стране в аппарат государственного управления, что приводит к нарушению неких оптимальных пропорций в использовании трудовых ресурсов страны.
В реальной жизни типичны ситуации, когда одновременно дают знать о себе и изъяны рынка, и изъяны государства, причём попытки общества ослабить влияние одних зачастую сопровождается усилением других. Неустанный, но зачастую безуспешный поиск обществом оптимального баланса подобных несовершенств экономической системы находит отражение в определённых показателях – в удельном весе работников, занятых в государственном секторе и производимой в нём продукции, доле активов, находящихся в государственной собственности, соотношении доходов бюджета с ВВП и др.
В
настоящее время необходима роль
государство в экономике в
связи с мировым финансовым кризисом.
Мировой финансовый кризис, о котором
сейчас много рассуждают, по существу
является кризисом экономическим. Он означает
кризис воспроизводства и
Ещё одна особенность современного финансового кризиса, часто недооцениваемая – военно-политическая его составляющая. Энергетика и сырьё составляют основу развития и высокого уровня жизни. Только на этой базе развёртывается так называемый человеческий или интеллектуальный потенциал. Тем самым изобилие, пусть и относительное, ресурсов, обеспечивает дальнейшую основу для развития знаний и их применения. К тому же область применения знаний – это те или иные виды ресурсов, способы их обработки, переработки, создания продуктов, услуг и т.д. и именно энергосырьевые ресурсы ограничены и сильно влияют на мировую динамику цен. Поэтому контроль их является стратегической задачей благополучных государств, условием поддержания высокого уровня жизни. А эффективный контроль невозможен без военной составляющей. Причём военная мощь в сильной степени определяется наличием и эффективным распоряжением ресурсной базой. Таким образом, военные и геостратегические задачи напрямую связаны с потребностью обеспечения высокого уровня жизни и богатства, а с другой стороны, в определённой степени задаются этим уровнем.
При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниям и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платёжеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное представление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия. Напротив, такая политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех рисков. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берёт всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передаёт средства налогоплательщиков владельцам компаний.
Отдельного
обсуждения заслуживает вопрос об увеличении
доли государственной собственности
в финансовом секторе в мировом
масштабе. В рамках антикризисных
программ значительная его часть
перешла от частных владельцев под
контроль государства. К концу 2008 года
в большинстве развитых стран
правительства стали
Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов. Об этом говорится в Декларации саммита «Группы 20» по финансовым рынкам и мировой экономике. В декларации содержится поручение правительствам стран «Группы 20» и экспертному сообществу подготовить предложения по совместным действиям, направленным на преодоление мирового кризиса.
Среди мер, которые необходимо осуществить в среднесрочной перспективе, следует выделить следующие:
требований к макроэкономическим параметрам развития стран;
настоящее
время недостаточных для
которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики.
Сейчас рассмотрим, какие меры будет предпринимать правительство в борьбе с кризисом в различных странах.
Россия будет предпринимать следующие стратегические мероприятия12:
рентабельность реального производства продукции конечного спроса и снижать рентабельность трансакционных видов деятельности, включая снижение рентабельности промежуточных производств;
отраслей и восстановление вертикально интегрированных структур в промышленности и национальном хозяйстве;
функционирования воспроизводственных контуров хозяйственной системы России;
инвестиций в инфраструктуру, фундаментальную науку и развитие базовых технологий, подчинив эти составляющие необходимости создания высокоэффективных вертикально интегрированных структур при обеспечении такого уровня диверсификации экономики, который бы создавал и поддерживал необходимую конкуренцию;
равнозначной задачи структурной политики.
Одними
финансовыми манипуляциями
Антикризисные меры, предпринятые американским правительством. В первые дни своего президентства главный упор Б. Обама был обязан сделать на вопросах внутренней политики, принятии пакета чрезвычайных мер по стимулированию экономики. Как в своё время Ф.Рузвельт, он должен предложить Америке «новый курс», спасая рынок резким усилением прямой и косвенной роли государства.
Администрация Дж. Буша в начале нынешнего десятилетия осуществила крупнейшее в американской истории сокращение федеральных налогов, что привело к существенному увеличению государственного долга. Кроме того, было завершено дерегулирование финансового рынка. Дж. Буш был вынужден реагировать. Ещё в 2008 году был принят ряд антикризисных законов, направленных на стабилизацию рынка, в том числе налоговые скидки и государственное финансирование мер по спасению банковской системы. Однако антикризисные действия администрации Дж. Буша оказались неэффективными. Они не привели к увеличению внутреннего спроса и восстановлению деятельности банковской системы, где прекратил своё существование ряд крупнейших инвестиционных и коммерческих банков. Вместе с тем произошла частичная национализация финансовой системы, когда государство оказалось владельцем крупнейших пакетов акций в ведущих банках США и фактически установило прямой контроль над основными страховыми компаниями.
В
переходный период экономическая команда
Б. Обамы разработала новый
Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике