Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа
Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.
Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы
2.3
Роль государства в
российской экономике
С
ликвидацией Госплана СССР и общенационального
планирования в начале рыночных преобразований
государственная политика основывалась
на принципах монетаристской теории
– исключить влияние
Однако нельзя согласиться с тем, что в период перехода к смешанной экономике государство «ушло» из экономики и не выступало как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом рыночной экономики. Государство в короткий срок сформировало рыночную инфраструктуру, создало правовой механизм новых имущественных отношений.
По определённым направлениям давление государства на экономику возрастало. Государство могло нарушить либеральный принцип равенства возможностей для конкурирующих структур, создавать усилиями бюрократии в индивидуальном порядке для некоторых субъектов рынка или особо благоприятные условия, или неблагоприятные. В России отношения центра и регионов определяются не только объективными экономическими связями, но и факторами политическими, необходимостью подтвердить дружеские связи между субъектами РФ и федеральными властями и другими обстоятельствами.
К настоящему времени в России система государственного регулирования всё ещё не сложилась. Есть некоторые законы по регулированию отдельных сфер экономической деятельности, но научно обоснованной, ориентированной на длительную перспективу концепции или стратегической программы государственного регулирования нет.
Государственному регулированию присущ некомплексный характер, оно было ориентировано до последнего времени на решение текущих задач.
В
1995 г. Был принят Федеральный закон
«О государственном
Согласно
Федеральному закону программы должны
охватывать в комплексе целевые
ориентиры социально-
В
1995 г. Правительство разработало
и утвердило краткосрочную
экономического роста, укрепления финансового положения предприятий;
достичь перелома в борьбе с преступностью, усилить платёжную и финансовую дисциплину;
продолжить приватизацию для повышения инвестиционной активности и эффективности производства, увеличения доходов бюджета;
инвестиций
в высокоэффективные и
жизни народа, проводя активную социальную политику с учётом интересов различных групп населения.
Также
была разработана среднесрочная
программа «Структурная перестройка
и экономический рост 1997-2000 годах».
В этой программе ставились по
тем временам новые цели: структурная
перестройка экономики и
В июне 2000 г. Правительство одобрило «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 г.). В ней сформулированы стратегия развития, главные цели социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу – последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достоинством программы на долгосрочную перспективу является то, что её ключевой момент и исходный пункт – социальная сфера.
Разработка трёх правительственных программ социально-экономического развития, принятие закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» - это позитивные процессы в становлении и развитии государственного регулирования при переходе к рынку.
В
программе развития на краткосрочный
период основным механизмом государственного
регулирования является бюджетное,
налоговое, денежно-кредитное
В
долгосрочный период механизм регулирования
другой, так как здесь должны решаться
стратегические проблемы социально-экономического
развития страны. Переход к рыночной
экономике выдвигает новые
человеческого
фактора. Формирование человеческого
потенциала – долгосрочная стратегия.
Вложения в «человека» становятся самыми
эффективными в долгосрочном плане
инвестициями. Осуществление этой стратегии
связано с демографическим
С
таким демографическим «
техническим прогрессом, интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощенных в современных технологиях в развитых странах, приходится от 70 до 80% прироста ВВП. XXI век – это век науки и высоких технологий, жёсткой международной технологической конкуренции.
С
учётом научно-технических прогнозов
и программ научно-технического развития,
а также наличия
государственного
регулирования на долгосрочный период.
В советское время
Государственное регулирование не распространяется на экономические районы, отсутствует макроэкономическое регулирование, касающееся глобальных территориальных пропорций и межрегиональных связей, не разрабатываются схемы нормальных грузопотоков.
Важным
регулятором территориально-
экономических решений как на региональном и страновом уровнях, так и в масштабах всей планеты. В большинстве стран экологическая безопасность приравнена к стратегическим проблемам и стоит в ряду с национальной безопасностью.
Экологические проблемы современного ресурсоиспользования, экологические ограничения всё более лимитируют экстенсивный экономический рост. Они носят глобальный характер.
Перечисленные
проблемы не исчерпывают всех стратегических
проблем социально-
Долгосрочные
прогнозы, долгосрочные программы социально-
Заключение
В
мировой экономической науке
отсутствует единодушие в понимании
роли и возможностей государства. Экономисты
особо подчёркивают не только «осечки»
рынка, устраняемые правительственной
интервенцией в экономику, но и обращают
внимание на «осечки» государства. Фиаско
государства – ситуация, при которой
правительственное
Концепция фиаско государства менее развита, чем теория рыночного фиаско. В настоящее время выделяются следующие проявления фиаско государства11:
его действия;
растрата ресурсов;
неравенства и дискриминации;
оптимального уровня;
Ограниченность
доступной информации. Государство
обычно лучше справляется с
Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике