Роль и функции государства в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.

Содержание

Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Смешанная эконмика.docx

— 123.91 Кб (Скачать)

2.3 Роль государства в российской экономике 

      С ликвидацией Госплана СССР и общенационального  планирования в начале рыночных преобразований государственная политика основывалась на принципах монетаристской теории – исключить влияние государства  на экономику, целиком подчинив её рынку. Но это не удалось. Государство оказалось  столь слабым, что не только «сдало»  экономику криминалу, но и фактически перестало выполнять свои функции  по обеспечению экономической и  социальной безопасности. Более того, в период преобразований оно постепенно превращалось из фактора порядка  в фактор дезорганизации общества, так как у большинства негативных явлений первых лет – роста  цен, уровня безработицы, задержки зарплат  и пенсий, уровня преступности и  т.п. – одна и та же основа: невыполнение государством своих функций.

      Однако  нельзя согласиться с тем, что  в период перехода к смешанной  экономике государство «ушло» из экономики и не выступало как  регулятор рыночного процесса. В  России государство стало творцом  рыночной экономики. Государство в  короткий срок сформировало рыночную инфраструктуру, создало правовой механизм новых имущественных отношений.

      По  определённым направлениям давление государства  на экономику возрастало. Государство  могло нарушить либеральный принцип  равенства возможностей для конкурирующих  структур, создавать усилиями бюрократии в индивидуальном порядке для  некоторых субъектов рынка или  особо благоприятные условия, или  неблагоприятные. В России отношения  центра и регионов определяются не только объективными экономическими связями, но и факторами политическими, необходимостью подтвердить дружеские связи  между субъектами РФ и федеральными властями и другими обстоятельствами.

      К настоящему времени в России система  государственного регулирования всё  ещё не сложилась. Есть некоторые  законы по регулированию отдельных  сфер экономической деятельности, но научно обоснованной, ориентированной  на длительную перспективу концепции или стратегической программы государственного регулирования нет.

      Государственному  регулированию присущ некомплексный  характер, оно было ориентировано  до последнего времени на решение  текущих задач.  

      В 1995 г. Был принят Федеральный закон  «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в  котором за Федеральным Собранием  и Президентом закреплены функции  обоснования и согласования с  представителями различных слоёв  общества общенациональных целей и  направлений развития России. На исполнительную власть – Правительство РФ –  Федеральный закон возлагает  обязанности по обеспечению разработки долгосрочного прогноза, организации  подготовки концепции социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную  перспективу. Правительство обязано  разрабатывать программы социально-экономического развития на среднесрочную (5 лет) и  краткосрочную перспективы.

      Согласно  Федеральному закону программы должны охватывать в комплексе целевые  ориентиры социально-экономического развития и планируемые государством эффективные пути и средства достижения этих ориентиров. Программы разрабатываются  для того чтобы направлять и координировать экономическую, социальную, научно-техническую, инвестиционную, аграрную, экологическую, внешнеэкономическую финансовую политику в целях решения общенациональных задач развития страны. Разработанные  Правительством программы не соответствовали  требованиям этого закона.

     В 1995 г. Правительство разработало  и утвердило краткосрочную программу  «Реформа и развитие экономики в 1995-1997 годах». В ней были сформулированы главные цели социально-экономической  политики на ближайшие годы9:

    1. обеспечить в основном макроэкономическую стабилизацию к концу 1995 г.;
    2. добиться устойчивости стабилизации объёмов производства и возобновления

экономического  роста, укрепления финансового положения  предприятий;

    1. укрепить институты государственной власти, законность и правопорядок,

достичь перелома в борьбе с преступностью, усилить платёжную и финансовую дисциплину;

    1. улучшить условия для развития предпринимательства и деловой активности,

продолжить  приватизацию для повышения инвестиционной активности и эффективности производства, увеличения доходов бюджета;

    1. активизировать структурную перестройку экономики путём стимулирования

инвестиций  в высокоэффективные и конкурентоспособные  производства, обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

    1. на основе стабилизации производства и борьбы с инфляцией повысить уровень

жизни народа, проводя активную социальную политику с учётом интересов различных  групп населения.

      Также была разработана среднесрочная  программа «Структурная перестройка  и экономический рост 1997-2000 годах». В этой программе ставились по тем временам новые цели: структурная  перестройка экономики и экономический  рост. Программа по основным параметрам не была выполнена, а вскоре про неё  забыли из-за кризиса в 1998 г. Обе эти  программы были направлены на решение  проблем выхода из кризиса, на выживание, а не на развитие.

      В июне 2000 г. Правительство одобрило «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 г.). В ней сформулированы стратегия развития, главные цели социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу – последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достоинством программы на долгосрочную перспективу является то, что её ключевой момент и исходный пункт – социальная сфера.

      Разработка  трёх правительственных программ социально-экономического развития, принятие закона  «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» - это  позитивные процессы в становлении  и развитии государственного регулирования  при переходе к рынку.

      В программе развития на краткосрочный  период основным механизмом государственного регулирования является бюджетное, налоговое, денежно-кредитное регулирование.

      В долгосрочный период механизм регулирования  другой, так как здесь должны решаться стратегические проблемы социально-экономического развития страны. Переход к рыночной экономике выдвигает новые теоретико-методологические и организационные вопросы государственного регулирования в долгосрочной перспективе. Методологическую основу государственного регулирования в долгосрочный период составляют долгосрочные прогнозы и  программы социально-экономического развития. Выделим из них приоритетные стратегические проблемы, решение которых  должно стать объектом государственного регулирования10:

    1. новая концепция развития экономики строится на решающей роли

человеческого фактора. Формирование человеческого  потенциала – долгосрочная стратегия. Вложения в «человека» становятся самыми эффективными в долгосрочном плане  инвестициями. Осуществление этой стратегии  связано с демографическим развитием  России. По прогнозам за 15 лет нового столетия Россия потеряет 12 млн. человек, произойдёт старение генофонда, что уменьшит долю детей и молодёжи, а затем и трудоспособных групп.

      С таким демографическим «раскладом», который имеется сегодня, Россия не будет иметь тот трудовой потенциал, который необходим для решения  стратегических задач социально-экономического развития в XXI в. Это подчёркивает не только первоочерёдность решения демографических проблем, но и необходимость выработки действенной государственной политики, исходя из национальной безопасности России и её стратегических интересов.

    1. Экономический рост сегодня отождествляется с инновациями, научно-

техническим прогрессом, интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых  знаний, воплощенных в современных  технологиях в развитых странах, приходится от 70 до 80% прироста ВВП. XXI век – это век науки и высоких технологий, жёсткой международной технологической конкуренции.

      С учётом научно-технических прогнозов  и программ научно-технического развития, а также наличия производственной, сырьевой базы, высококвалифицированных  кадров, можно ставить и решать задачу приоритетного развития по тем  макротехнологиям, по которым наш  уровень знаний близок к мировому или превосходит его.

    1. Размещение производительных сил – одна из важных стратегических проблем

государственного  регулирования на долгосрочный период. В советское время регулирование  размещения производительных сил было сферой активного государственного воздействия.

      Государственное регулирование не распространяется на экономические районы, отсутствует  макроэкономическое регулирование, касающееся глобальных территориальных пропорций  и межрегиональных связей, не разрабатываются  схемы нормальных грузопотоков.

      Важным  регулятором территориально-хозяйственных  процессов являются целевые программы  социально-экономического развития регионов. Региональное целевое программирование позволяет федеральному центру проводить  дифференцированный подход к проблемным регионам, решать, кроме текущих, стратегические задачи, прежде всего выравнивания региональных уровней социально-экономического развития.

    1. Экологический фактор становится одним из основных при принятии

экономических решений как на региональном и  страновом уровнях, так и в  масштабах всей планеты. В большинстве стран экологическая безопасность приравнена к стратегическим проблемам и стоит в ряду с национальной безопасностью.

      Экологические проблемы современного ресурсоиспользования, экологические ограничения всё  более лимитируют экстенсивный экономический  рост. Они носят глобальный характер.

      Перечисленные проблемы не исчерпывают всех стратегических проблем социально-экономического развития, но даже такой ограниченный перечень свидетельствует о том, что невозможно решить их с помощью инструментов государственного текущего регулирования на краткосрочный период.

      Долгосрочные  прогнозы, долгосрочные программы социально-экономического развития страны, индикативные планы  необходимы для решения важнейших  стратегических проблем. 
 

           

Заключение 

     В мировой экономической науке  отсутствует единодушие в понимании  роли и возможностей государства. Экономисты особо подчёркивают не только «осечки» рынка, устраняемые правительственной  интервенцией в экономику, но и обращают внимание на «осечки» государства. Фиаско государства – ситуация, при которой  правительственное вмешательство  в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также соответствия политики распределения принятым в  данном обществе представлениям о справедливости.

     Концепция фиаско государства менее развита, чем теория рыночного фиаско. В  настоящее время выделяются следующие  проявления фиаско государства11:

    1. ограниченность доступной информации;
    2. неспособность государства полностью контролировать реакцию населения на

его действия;

    1. несовершенство политического процесса;
    2. ограниченность контроля над государственным аппаратом;
    3. завышение объёмов производства общественных благ и связанная с этим

растрата  ресурсов;

    1. образование государством через перераспределительные процессы новых форм

неравенства и дискриминации;

    1. разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата сверх

оптимального  уровня;

    1. отвлечение специалистов от участия в производстве товаров и услуг.

     Ограниченность  доступной информации. Государство  обычно лучше справляется с перераспределением информации, чем с неуклонным наращиванием её объёма. Хронический дефицит характеристик  объекта управления зачастую приводит к задействованию метода проб и ошибок. Между тем каждое конкретное действие властей, прежде чем быть предпринятым, нуждается во всесторонней экспертизе на предмет вероятных выгод и  потерь. Кроме того, при принятии управленческих решений крайне желателен  анализ не одного, а нескольких вариантов  достижения поставленных целей с  выбором среди них варианта оптимального. А это требует не только оперативного получения достоверной информации, но и её обработки методами математической статистике, использования мощных компьютеров с соответствующим программным обеспечением. Необходима подготовка большого количества квалифицированных специалистов в области экономики, математики, статистики, программирования и т.д. В тех же случаях, когда правительству ясно не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты своих регулирующих воздействий на социально-экономическую жизнь, ему следует воздерживаться от чрезмерного расширения зоны своей ответственности.

Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике