Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа
Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.
Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы
стран второго эшелона?
или это немецкий вариант «перестройки» с известными нам последствиями?
сопротивления не только политической оппозиции, но и левого крыла социал-демократов вкупе с профсоюзами, а также отсутствия широкой общественной поддержки?
За
этими конкретно-политическими
Особенности предпринимательской модели. Традиции свободного предпринимательства в Германии переплетаются не только с глубоко укоренившимися «обширным» государством, но и с не менее сильными традициями регламентирования, картелирования и образования союзов. Явные следы жёсткой средневековой цеховой регламентации, мощных и высокоорганизованных торговых союзов, доминирования «административных структур» над хозяйственными до сих пор можно обнаружить в социально-экономической системе Германии. Упорядоченность сочетается здесь с ограничениями. Организованный рынок заставляет предпринимателей следовать многочисленным правилам, мешает им действовать свободно, но одновременно сдерживает авантюрный или даже мошеннический тип предпринимательства. Причём это не просто рудименты истории, а превращённые формы регламентации, постоянно воспроизводимые нынешними политическими и экономическими механизмами.
Было бы, однако, заблуждением думать, что такие регламентации и организации сооружают непреодолимые препятствия для предпринимателей – не бизнесменов или менеджеров, работающих в средних и крупных фирмах, а для тех, кто рискует своим имуществом, создавая собственные фирмы в расчёте на получение весомого дохода от своих инноваций. Тем не менее, барьеры всё-таки существуют и явно не благоприятствуют активному грюндерству. Германская предпринимательская модель характеризуется столкновением мощного предпринимательского духа, сочетающего инновационность и прилежание с расчётом и основательностью, с одной стороны, и строгой системой правил и определением ответственности, в том числе социальной, с другой.
Такое положение имеет свои плюсы и минусы. Контроль за предпринимателями считается необходимым с точки зрения минимальной защиты потребителей, общества. Однако динамика создания новых предприятий, а значит, появления новых товаров и услуг, от этого страдает. По уровню развития предпринимательской активности, оцениваемой, как грюндерская активность, т.е. создание новых фирм, Германия явно не относится к числу лидеров.
Вопрос
о степени влияния
Политика
германского государства в
Следует отметить, что с точки зрения ценностных норм и отношения общества к предпринимательской деятельности в Германии климат для создания новых фирм представляется не очень благоприятным. Культурные особенности Германии не способствуют признанию индивидуальной свободы и самостоятельности в качестве основных ценностей. Социальная справедливость, выравнивание жизненных условий, коллективистские элементы, характерные для модели социального рыночного хозяйства, безусловно, снижают склонность к самостоятельности, риску и использованию индивидуальных способов самореализации и самообеспечения. Развитая система социального обеспечения и защиты приучает к стабильности и гарантиям, а потому, работа по найму для большинства немцев более привлекательна, чем основание собственного дела, которое к тому же рассматривается не как самореализация и творчество, а как тривиальное желание разбогатеть.
Было бы преувеличением говорить, что к удачливым предпринимателям немцы относятся с презрением, но и большого уважения или восторга им дождаться трудно. Но ещё хуже, если предпринимателя постигает неудача. В немецком обществе крах собственного дела связывают с личностью предпринимателя, игнорируя возможные «объективные обстоятельства». Имидж разорившегося предпринимателя, лишь недавно открывшего своё дело, от этого сильно страдает, его опыт не признаётся, а потому крайне редко он может получить ещё один шанс. Кроме того, «неудача» новообразованной фирмы не укладывается в сознании большинства немцев как «нормальное» явление рыночной экономики. Отсюда и отвращение к риску, стремление всё застраховать и обеспечить гарантии.
Таким образом, предпринимательская среда в Германии весьма разнообразна, политика государства не всегда последовательна, но всё же в целом благоприятна для развития предпринимательства, поскольку, несмотря на сбои и отступления ориентирована на конкурентный порядок. При этом государство использует взаимосвязанные меры, и антикартельная политика оказывается действенной лишь в сочетании с целым рядом других решений – от содействия мелкому бизнесу до обеспечения открытости экономики. При всей значимости мирохозяйственной глобализации связанной с ней обостряющейся конкуренции, не открытость рынков, а обширный и устойчивый мелкий и средний бизнес является главным условием конкурентного порядка, а значит, и сохранения эффективности социального рыночного хозяйства.
Особенности финансовой политики. Среди различных направлений и форм государственной экономики в качестве наиболее масштабного направления можно выделить финансовую политику. И именно она имеет особое значение для определения характера социально-экономической модели и её эволюции.
Финансовая политика выполняет три основные функции:
государственного аппарата и предоставления общественных благ);
благополучных или просто богатых субъектов и предоставление помощи неблагополучным, бедным);
трансфертов, встроенных автоматических стабилизаторов – для воздействия на макроэкономические процессы).
Финансовая политика в Германии весьма развита, что предопределено высокой долей ВВП, перераспределяемой государством через бюджет и фонды социального страхования. Но именно такое масштабное перераспределение создаёт проблемы не только для хозяйствующих субъектов, у которых изымаются значительные ресурсы, но и для правительства, сталкивающегося с тем, что средств всё равно не хватает для выполнения чрезмерных обязательств.
Мощная
и хорошо упорядоченная финансовая
система в Германии достойно выдерживала
трудности, но в результате снижалась
конкурентоспособность
Слабые, утрачивающие эффективность и пришедшие в негодность элементы давно известны, способы и характер их модернизации дискутируется уже несколько лет. Схематически решение проблем можно свести к трём пунктам6:
ликвидацию дефицита госбюджета и уменьшение госдолга. Проблема стала первостепенной в связи с нарушением страной уже в течение трёх лет требований европейского Пакта стабильности и роста;
налоговых ставок);
федерализма.
Одной
из важнейших задач германского
государства на протяжении почти 30
последних лет было снижение государственной
квоты, т.е. изъятий из экономики
в государственный и
Свой
негативный вклад в ухудшение
состояния государственной
В
условиях затянувшейся стагнации германскому
правительству удалось
Подавляющая часть расходов федерального и консолидированного бюджетов – это расходы на социальное обеспечение. Очевидно, что при помощи снижения одних лишь налогов при продолжающемся росте социальных взносов финансовую ситуацию улучшить не удастся. Первостепенное значение при этом имеет пенсионная реформа, проведение которой – это не только финансовый, но и демографический императив. Снижение взносов на медицинское страхование и на страхование по безработице также может дать существенный эффект. Но в результате понизятся социальные расходы, что неприемлемо для большинства населения. Поэтому упор делается на снижение налогов – ведь это более приятно для граждан и предпринимателей и не связано столь явно с сужением «социального государства».
Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике