Роль и функции государства в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.

Содержание

Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Смешанная эконмика.docx

— 123.91 Кб (Скачать)

стран второго эшелона?

    • Правильное ли направление преобразований, избранное кабинетом Шрёдера,

или это  немецкий вариант «перестройки»  с известными нам последствиями?

    • Есть ли шансы на реализуемость программы «Повестка дня – 2010» с учётом

сопротивления не только политической оппозиции, но и левого крыла социал-демократов вкупе с профсоюзами, а также  отсутствия широкой общественной поддержки?

      За  этими конкретно-политическими вопросами  скрывается и фундаментальная проблема: означают ли нынешние реформы демонтаж системы социального рыночного  хозяйства – германской модели развития, ставшей во второй половине ХХ в. не только одной из успешнейших, но и  наиболее привлекательной, ставшей  основой для европейской континентальной  модели, образцом для большинства стран Центральной и Восточной Европы и мечтой для российских политиков.

      Особенности предпринимательской модели. Традиции свободного предпринимательства в  Германии переплетаются не только с  глубоко укоренившимися «обширным» государством, но и с не менее сильными традициями регламентирования, картелирования и образования союзов. Явные следы жёсткой средневековой цеховой регламентации, мощных и высокоорганизованных торговых союзов, доминирования «административных структур» над хозяйственными до сих пор можно обнаружить в социально-экономической системе Германии. Упорядоченность сочетается здесь с ограничениями. Организованный рынок заставляет предпринимателей следовать многочисленным правилам, мешает им действовать свободно, но одновременно сдерживает авантюрный или даже мошеннический тип предпринимательства. Причём это не просто рудименты истории, а превращённые формы регламентации, постоянно воспроизводимые нынешними политическими и экономическими механизмами.

         Было бы, однако, заблуждением думать, что такие регламентации и организации сооружают непреодолимые препятствия для предпринимателей – не бизнесменов или менеджеров, работающих в средних и крупных фирмах, а для тех, кто рискует своим имуществом, создавая собственные фирмы в расчёте на получение весомого дохода от своих инноваций. Тем не менее, барьеры всё-таки существуют и явно не благоприятствуют активному грюндерству. Германская предпринимательская модель характеризуется столкновением мощного предпринимательского духа, сочетающего инновационность и прилежание с расчётом и основательностью, с одной стороны, и строгой системой правил и определением ответственности, в том числе социальной, с другой.

      Такое положение имеет свои плюсы и  минусы. Контроль за предпринимателями  считается необходимым с точки  зрения минимальной защиты потребителей, общества. Однако динамика создания новых  предприятий, а значит, появления  новых товаров и услуг, от этого  страдает. По уровню развития предпринимательской активности, оцениваемой, как грюндерская активность, т.е. создание новых фирм, Германия явно не относится к числу лидеров.

      Вопрос  о степени влияния предпринимательской  активности на экономический рост, кажущийся простым, не столь очевиден, поскольку действует множество  других факторов, и лишь их взаимосвязь  обеспечивает значимость фактора предпринимательства. Многое зависит не только от количества создаваемых фирм, но и от качества их деятельности, нацеленности на внедрение  технологических новшеств. В Германии экономический рост стимулирует  появление множества новых предпринимателей, а спад в экономике тут же приводит к стагнации грюндерства. К наиболее позитивным факторам, благоприятствующим грюндерству в Германии, относят государственные программы содействия, возможности финансирования с помощью собственного или земного капитала, развитую систему венчурных компаний и привлечения частных инвесторов, наличие хорошей инфраструктуры.

      Политика  германского государства в сфере  предпринимательства, в частности  по отношению к созданию новых  фирм, не может быть оценена однозначно. С одной стороны, политики подчёркнуто  позитивно относятся к предпринимательским  процессам и заявляют о необходимости  улучшения условий для более  активного грюндерства. На региональном и коммунальном уровнях  в последнее  время это стало одним из важнейших  политических приоритетов. С другой стороны, сложность получения требуемых  лицензий и разрешений, необходимость  затратить на это много времени, наличии многочисленных предписаний  и инструкций, весьма высокие налоги и социальные отчисления тормозят предпринимательскую  активность.

      Следует отметить, что с точки зрения ценностных норм и отношения общества к предпринимательской  деятельности в Германии климат для  создания новых фирм представляется не очень благоприятным. Культурные особенности Германии не способствуют признанию индивидуальной свободы и самостоятельности в качестве основных ценностей. Социальная справедливость, выравнивание жизненных условий, коллективистские элементы, характерные для модели социального рыночного хозяйства, безусловно, снижают склонность к самостоятельности, риску и использованию индивидуальных способов самореализации и самообеспечения. Развитая система социального обеспечения и защиты приучает к стабильности и гарантиям, а потому, работа по найму для большинства немцев более привлекательна, чем основание собственного дела, которое к тому же рассматривается не как самореализация и творчество, а как тривиальное желание разбогатеть.

      Было  бы преувеличением говорить, что к  удачливым предпринимателям немцы  относятся с презрением, но и большого уважения или восторга им дождаться  трудно. Но ещё хуже, если предпринимателя  постигает неудача. В немецком обществе крах собственного дела связывают с  личностью предпринимателя, игнорируя возможные «объективные обстоятельства». Имидж разорившегося предпринимателя, лишь недавно открывшего своё дело, от этого сильно страдает, его опыт не признаётся, а потому крайне редко он может получить ещё один шанс. Кроме того, «неудача» новообразованной фирмы не укладывается в сознании большинства немцев как «нормальное» явление рыночной экономики. Отсюда и отвращение к риску, стремление всё застраховать и обеспечить гарантии.

      Таким образом, предпринимательская среда  в Германии весьма разнообразна, политика государства не всегда последовательна, но всё же в целом благоприятна для развития предпринимательства, поскольку, несмотря на сбои и отступления ориентирована на конкурентный порядок. При этом государство использует взаимосвязанные меры, и антикартельная политика оказывается действенной лишь в сочетании с целым рядом других решений – от содействия мелкому бизнесу до обеспечения открытости экономики. При всей значимости мирохозяйственной глобализации связанной с ней обостряющейся конкуренции, не открытость рынков, а обширный и устойчивый мелкий и средний бизнес является главным условием конкурентного порядка, а значит, и сохранения эффективности социального рыночного хозяйства.

     Особенности финансовой политики. Среди различных  направлений и форм государственной экономики в качестве наиболее масштабного направления можно выделить финансовую политику. И именно она имеет особое значение для определения характера социально-экономической модели и её эволюции.

           Финансовая политика выполняет три основные функции:

    1. фискальную (наполнение казны доходами, необходимыми для содержания

государственного  аппарата и предоставления общественных благ);

    1. перераспределительную (изъятие определённого «излишка» доходов у

благополучных или просто богатых субъектов  и предоставление помощи неблагополучным, бедным);

    1. регулирующая (использование финансовых рычагов – налогов, субсидий,

трансфертов, встроенных автоматических стабилизаторов – для воздействия на макроэкономические процессы).

     Финансовая  политика в Германии весьма развита, что предопределено высокой долей ВВП, перераспределяемой государством через бюджет и фонды социального страхования. Но именно такое масштабное перераспределение создаёт проблемы не только для хозяйствующих субъектов, у которых изымаются значительные ресурсы, но и для правительства, сталкивающегося с тем, что средств всё равно не хватает для выполнения чрезмерных обязательств.

      Мощная  и хорошо упорядоченная финансовая система в Германии достойно выдерживала  трудности, но в результате снижалась  конкурентоспособность национальной экономики. В хорошо зарекомендовавшем  себя финансовом механизме страны уже  давно заметны слабые места и  износившиеся детали. Выбрасывать весь механизм немецкие политики не рискуют, однако и простым его ремонтом тоже не обойтись. Задача поэтому заключается в постепенной, эволюционной модернизации государственных финансов, их обновления за счёт заимствования некоторых элементов у более динамичной американской системы, но при сохранении устойчивости и ряда других базисных принципов, характерных для германской модели. Проблема долговременной устойчивости обусловлена не только глобализацией, но и прежде всего демографическим фактором: старение населения приводит к тому, что на каждого работающего приходится всё больше неработающих, а это на определённом этапе может привести к краху системы, основанную на финансовой солидарности поколений.

      Слабые, утрачивающие эффективность и пришедшие  в негодность элементы давно известны, способы и характер их модернизации дискутируется уже несколько  лет. Схематически решение проблем  можно свести к трём пунктам6:

    1. оздоровление государственных финансов, включающее постепенную

ликвидацию  дефицита госбюджета и уменьшение госдолга. Проблема стала первостепенной в  связи с нарушением страной уже  в течение трёх лет требований европейского Пакта стабильности и  роста;

    1. проведение налоговой реформы (упрощение налоговой системы и снижение

налоговых ставок);

    1. реформирование межбюджетных и модернизация системы бюджетного

федерализма.

      Одной из важнейших задач германского  государства на протяжении почти 30 последних лет было снижение государственной  квоты, т.е. изъятий из экономики  в государственный и муниципальные  бюджеты, а также социальных отчислений, соотнесённых с валовым внутренним продуктом. Значимость этой задачи обусловлена  возрастающим влиянием чрезмерно высоких изъятий на ухудшение предпринимательского климата в стране и снижение, как глобальной конкурентоспособности Германии, так и конкурентоспособности немецких товаров.

     Свой  негативный вклад в ухудшение  состояния государственной казны  внёс и способ финансирования объединения  Германии: размеры трансфертов в  новые федеральные земли оказались  чрезмерно огромными даже для  германской финансовой системы, а создать  «второе экономическое чудо»  и сделать восточно-германскую экономику  самостоятельно развивающейся и конкурентоспособной К. Аденауэр и Л. Эрхард не смогли. К тому же точные суммы расходов на «Подъём Востока» неизвестны, и эксперты полагают, что они умышленно вуалировались как правительством Коля, так и нынешней коалицией. В 1998 г. речь шла о 1 трлн. марок. По некоторым последним оценкам экспертов, государственные трансферты в восточно-германские земли составили 1,5 трлн. евро. Ещё 156 млрд. евро намечено перевести на восток до 2019 г. в рамках «Пакта солидарности – 2».

     В условиях затянувшейся стагнации германскому  правительству удалось удержаться от финансирования специальных программ стимулирования конъюнктуры по образцу  США. В отличие от американских коллег немецкие эксперты предлагают в качестве выхода из кризиса не специальные программы, а последовательное продолжение политики улучшения рамочных условий для хозяйствующих субъектов и ускорение структурных реформ, имеющих долгосрочное позитивное воздействие. Первостепенное значение здесь имеет продолжение налоговой реформы при параллельном сокращении субсидий любого вида.

     Подавляющая часть расходов федерального и консолидированного бюджетов – это расходы на социальное обеспечение. Очевидно, что при помощи снижения одних лишь налогов при продолжающемся росте социальных взносов финансовую ситуацию улучшить не удастся. Первостепенное значение при этом имеет пенсионная реформа, проведение которой – это не только финансовый, но и демографический императив. Снижение взносов на медицинское страхование и на страхование по безработице также может дать существенный эффект. Но в результате понизятся социальные расходы, что неприемлемо для большинства населения. Поэтому упор делается на снижение налогов – ведь это более приятно для граждан и предпринимателей и не связано столь явно с сужением «социального государства».

Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике