Роль и функции государства в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.

Содержание

Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Смешанная эконмика.docx

— 123.91 Кб (Скачать)

     Безразличие рынка к проблеме социальной справедливости. Справедливым здесь признаётся любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы потребителей и низкие доходы проигрывающих в конкурентной борьбе. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. В целях противодействия равнодушию рынка к социальным проблемам и поддержки тех членов общества, которые в силу разных причин не могут результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство берёт на себя задачу перераспределения доходов и богатства. Для этого используются система «справедливого» (прогрессивного) налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование, определённая политика в сфере образования, здравоохранения и т.п. Важными направлениями социальной политики государства выступает также введение различных форм индексации доходов в случае повышения цен, относительно высокого не облагаемого налогами минимума заработной платы. Тем самым в той или иной мере государство поддерживает нормы этики и справедливости в обществе.

     Невозможность посредством рыночных механизмов осуществить  прорыв в области фундаментальной  науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики. Рыночный механизм, способствующий эффективному использованию уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, оперативно обеспечивающий через механизм цен стихийную миграцию производственных ресурсов из менее прибыльных на данный момент отраслей в более результативные, не в силах самостоятельно осуществлять стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики. Задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса, проведение промышленной политики и других компонентов политики экономического роста. Основным инструментом реализации такой государственной политики является «предоставление ограниченному числу агентов национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для инвестирования»2.

     Чрезмерная  дифференциация регионов страны. Рынок не обеспечивает

своевременного  разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса  исторических, национальных, демографических  и иных нерыночных факторов. Мировой  опыт подтвердил ошибочность неоклассических  представлений о том, что изначально существовавшие различия в уровне регионального  развития со временем исчезают сами собой. Их преодоление требует от государства  проведения активной региональной политики, нацеленной на сглаживание чрезмерной дифференциации различных регионов страны по уровню социально-экономического развития, показателям бюджетной  обеспеченности, благосостояния населения  и другие. В узком смысле такая  региональная политика создаёт привилегированные  условия для отдельных отраслей и регионов страны, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе.

     Региональная  политика имеет более широкое  содержание, чем простое сглаживание  дифференциации регионов. Её стратегическая цель заключается в обеспечении  территориальной организации воспроизводства ресурсов, поэтому она включает в себя комплекс мер по регулированию процессов размещения производительных сил, проводимых не только федеральными, но и местными органами власти. Согласно современной теории поляризованного развития экономический рост в той или иной стране не происходит сразу во всех его регионах: он начинается в неких точках (полюсах) регионального роста и лишь затем с той или иной интенсивностью распространяется на другие территории, порождая в них разнообразные позитивные сдвиги.

     Необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне. Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне. Проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему т.п.

      Определение выявленных мировым хозяйственным  опытом проявлений рыночного фиаско позволяют зафиксировать минимальную  и максимальную границы государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь. Минимально необходимой границей является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения. Верхней максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. В противном случае неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства. В конечном итоге от подобной деформации страдают те социальные группы, ради которых власти пошли на превышение пределов разумного по своим масштабам регулирования экономики. Осознание этого обстоятельства делает неминуемым разгосударствление экономики, т.е. избавление её от чрезмерной государственной активности.

     Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан.

     К функциям государства относятся3:

    1. экономическая. Состоит в выработке и координации стратегических

направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства  к рыночной экономике;

    1. социальная. Состоит в совершенствовании общественных отношений, в

обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

    1. культурно-воспитательная. Направлена на формирование человека нового

общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

    1. охрана правопорядка. Заключается в неуклонном проведении в жизнь

гарантий  законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан  и организаций;

    1. природоохранительная (экологическая) функция. Направлена на защиту

окружающей  среды.

  Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того

или иного  политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

      Все государственные органы, формируемые  в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды: органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, милиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный аппарат состоит из их представителей и осуществляет свою деятельность при широком их участии.

     Орган государства является, составной  частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

     Теория  рыночного фиаско связывает необходимость  государственного регулирования экономики  с наличием у рыночного механизма  определённых недостатков, несовершенств. Однако не следует абсолютизировать факт ориентации экономической роли государства исключительно на несовершенства или пороки рынка. Ведь подобная постановка вопроса ведет к ошибочному выводу о том, что после отладки рыночного механизма, нахождения его идеальной модели роль государства сводится к нулю. Между тем существуют некие обстоятельства, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а как исполнителя функций, относящихся к его исключительной прерогативе. Помимо этого правительство создает правовую базу и общественную атмосферу, способствующую эффективному функционированию рыночной системы: обеспечивает свободу предпринимательства и выбора, регулирует взаимоотношения между компаниями, между предпринимателями и наемными работниками и тем самым выступает в роли арбитра в хозяйственных спорах.                                                                                        

    1. Государственное управление смешанной  экономикой
 

     Механизм  государственного экономического регулирования  – одна из важнейших подсистем  современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора  и на его соотношение с другими  секторами национальной экономики. Структура данного механизма  не является застывшей, она диктуется  потребностями технологического и  социально-экономического развития, соотношением различных форм собственности, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих  у власти, изменениями в приоритетах  проводимой ими экономической политики, эволюцией научных идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различаются по странам. Он отражает историю, традиции, тип национальной культуры и масштабы страны, её геополитическое, а также многие другие факторы. От адекватности его данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования.

     Необходимо  иметь в виду, что между уровнем  экономического развития страны и объёмом  государственного регулирования не существует линейной обратной связи  по принципу: чем ниже данный уровень, тем выше роль государства в сфере  регулирования. Степень государственной  интервенции в хозяйственную  жизнь подчиняется не вполне ещё  выявленным экономической наукой закономерностям  цикличности. Исследовать экономическую  роль государства следует не по степени  его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия  в обеспечении внутренних и внешних  условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство  может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.

      Механизм  государственного регулирования экономики  включает4:

    1. ресурсы регулирования;
    2. объекты регулирования;
    3. формы регулирования;
    4. методы регулирования;
    5. концепции регулирования;
    6. инструменты регулирования.

    К ресурсам регулирования относятся:

    • государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в

бюджет, а также во внебюджетные фонды);

    • государственный сектор экономики;
    • денежная масса под контролем центрального банка;
    • законодательное право;
    • возможность сбора информации и обработки информации.

    Объектами государственного регулирования экономики являются:

    • экономические циклы;
    • совокупный спрос;
    • совокупное предложение;
    • денежное обращение;
    • уровень цен;
    • занятость, доходы населения;
    • инвестиционная активность;
    • темпы социально-экономического развития, его пропорции;
    • условия конкуренции;
    • внешнеэкономические связи;
    • платёжный баланс;
    • окружающая среда;
    • социальные отношения и т.п.

Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике