Роль и функции государства в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.

Содержание

Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Смешанная эконмика.docx

— 123.91 Кб (Скачать)

    Формы регулирования современной смешанной  экономики:

    1. конкурентно-рыночная;
    2. корпорационная;
    3. государственная;
    4. межгосударственная.

     Помимо  этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества всё большую значимость в регулировании социально-экономических  процессов приобретают различного рода соглашения, ассоциации – союзы  промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передаёт свои  функции регулирования экономики  современное государство.

     Рассмотрим  методы государственного регулирования экономики. Современное рыночное хозяйство регулируется косвенными (экономическими) и прямыми (административными) методами. Вместе с тем прямые и косвенные методы регулирования существенно различаются. Административные приёмы существенно ограничивают свободу выбора, а иногда вообще сводят его к нулю (это возможно, когда администрирование выходит за экономические обоснованные границы, перерождаясь в административно-командную систему). В подобном случае правительство начинает не просто воздействовать на цены, но и стремится осуществлять контроль над объёмом производства, его структурой, потребительскими качествами продукции, издержками, заработной платой, прибылью и её распределением  и т.д. Но даже в относительно мягком своём варианте административные методы не предполагают материального стимулирования определённой деятельности компаний или неотвратимости нанесения финансового ущерба при игнорировании ими неких общественных потребностей. Применение прямых методов опирается, прежде всего, на силу государственной власти, действующее законодательство и связано с использованием мер запрета, разрешения или принуждения. К административным регуляторам непосредственно примыкают и такие неэкономические средства государственного регулирования, как правительственное убеждение.

     Экономические методы регулирования наоборот расширяют  свободу выбора. Использование каждого  из них оборачивается для компаний дополнительным стимулом. Однако при  всех достоинствах экономических регуляторов  существует несколько областей, в  которых административные приёмы не только достаточно эффективны, но и  обязательны в силу их наивысшей  результативности. Хотя при этом и  подавляется индивидуальная экономическая  свобода, потери отдельных субъектов  оправданы сокращением потерь для  всего рыночного механизма.

     В мировой  хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования экономики:

    1. концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь

признаётся  стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки  экономики, допускающей несбалансированность воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач  обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития;

    1. концепция сбалансированного развития воспроизводства. Задачей

правительства признаётся поддержание равномерного роста производства при максимально  возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается  в качестве самоцели. Проводятся антициклическое, антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия;

    1. концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой

задачей считается достижение устойчивого  превышения совокупного спроса над  совокупным предложением для ускорения  темпов прироста ВВП, обеспечения полной занятости при допущении умеренной  инфляции;

    1. концепция импортозамещения. Применяется в условиях большой зависимости

экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной  конкурентоспособностью отечественной  продукции на мировом рынке;

    1. концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных

отраслей. Основной задачей признаётся повышение  эффективности производства в экспортоориентированных  отраслях с целью обеспечения  высокой конкурентоспособности  экспортной продукции на мировом  рынке и проведения внешнеэкономической  экспансии. Ещё совсем недавно главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня типичной становится иная цель – контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е. безопасный, более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства, однако в ближайшей перспективе будет использоваться более гибкий подход, направленный на поддержание «рациональной несбалансированности».

      Инструментами государственного регулирования являются:

    • налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;
    • государственные инвестиции и субсидии;
    • инструменты центрального банка, посредством которых он регулирует

параметры денежной массы;

    • государственные заказы, размещаемые на конкурсной и договорной основе;
    • государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка

товаров и цен;

    • прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими

государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

    • целевые социально-экономические и научно-технические программы;
    • хозяйственное законодательство и т. п.

         Проблема выбора и сочетания  многообразных форм, методов и  инструментов регулирования –  одна из наиболее важных, сложных  и дисскусионных в экономической  науке. Именно подход к решению  этого коренного вопроса, к  оценке тех или иных звеньев  механизма регулирования экономики,  их роли, эффективности и «дозировки»  разделяет представителей различных  школ. Взгляды в вопросе о роли  и функциях государства в экономике  простираются в диапазоне от  «ночного сторожа» до органа, который практически всё контролирует  и всем распоряжается, в том  числе и как собственник огромных  факторов производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава II. Особенности государственного участия в экономике разных стран 

   2.1 Европейская модель (ЕС) 

   2.1.1 Германская социально-экономическая  модель 

         Германская модель прочно ассоциируется с «социальным  рыночным хозяйством» – системой, возникшей после демонтажа национал-социалистического режима и в результате проведения эффективных реформ под руководством Людвига Эрхарда. Суть нового хозяйственного порядка определялась его создателями как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. На первом месте в этой модели стоит именно свободный рынок и только на втором – социальная справедливость. И хотя реальное социально-экономическое развитие зачастую не вписывалось в рамки избранной модели, в целом в Германии сформировался хозяйственный порядок, который опирается на фундамент этой модели и содержит многие её важнейшие элементы.

     При исследовании германской модели следует учитывать четыре важных обстоятельства5:

    1. в Германии велико значение традиций. Формы и правила, созданные в прежние

эпохи, не отбрасываются при переходе к  новым системам, а максимально  используются и в том или ином виде сохраняются весьма долго.  С одной стороны, это придаёт  новым системам большую устойчивость, но с другой – сдерживает развитие, делает его более осторожным, не допускает радикальных сдвигов или играет негативную роль в хозяйственной деятельности;

    1. модель социального рыночного хозяйства имела много «духовных отцов»,

которые не только были едины в ее понимании, но и зачастую критиковали тех, кто  воплощал ее на практике – прежде всего  Л. Эрхарда и всех канцлеров, каждый из которых в большей или меньшей  степени менял первоначальный замысел. Поэтому следует строго различать теоретическую концепцию социального рыночного хозяйства и реализованный в Германии хозяйственный порядок, даже если он опирается на принципы этой концепции;

    1. в германской модели сочетаются принципы либеральной экономики и

активного вмешательства государства, свобода  и порядок. Роль государства в  экономике всегда была и остаётся весьма высокой, но характер экономической  политики свидетельствует о том, что она сосредоточена преимущественно на регулировании общих условий хозяйствования, а не хозяйственных процессов;

    1. социальное рыночное хозяйство – это открытая система в том смысле, что она

не застыла  в своём развитии, не стала раз  и навсегда сформированным механизмом, а, напротив, подвергалась и подвергается постоянным видоизменениям. Причём если некоторые из них имеют характер частичных улучшений или корректировок, то другие превращаются в довольно глубокие и масштабные модификации, затрагивающие принципиальные элементы системы. 

      Последний аспект весьма важен, поскольку германская модель уже пережила две серьёзные  модификации – попытку внедрить «глобальное регулирование» в конце 60-х – начале 70-х годов и  частичный переход к политике стимулирования предложения в 80-е  годы. Первая модификация связывается  с именем тогдашнего министра экономики  Карла Шиллера, который намеревался соединить неокейнсианские и неолиберальные принципы, но попытка в значительной мере оказалась неудачной, в «глобальном» и инвестиционном регулировании вскоре разочаровался и сам Шиллер, а в настоящее время от этого регулирования осталось лишь среднесрочное финансовое планирование. Вторая модификация, которая наряду с включением в систему государственного регулирования элементов политики предложения характеризовалась и более активным использованием методов монетаристской политики, была весьма осторожной и ограниченной, канцлер Гельмут Коль и его министры не захотели осуществить радикальные преобразования. Последовавшее объединение Германии поставило новые сложные задачи, которые по существу затормозили процесс либерализации хозяйственной жизни.

      Сейчас  мы являемся свидетелями начавшейся третьей модификации социального  рыночного хозяйства в Германии, которая может стать более  масштабной и радикальной, чем две  предыдущие, если только непоследовательность и недостаток воли берлинских политиков  не приведут к компромиссным полумерам.

      Отмечу, что попытки приступить к реформированию социального рыночного хозяйства  предпринимало и правительство  Коля ещё в середине 90-х годов, но поражение на выборах 1998 г. лишило правоцентристскую коалицию возможности продолжить этот процесс. Вместе с тем в стране шла дискуссия о «новом социальном рыночном хозяйстве», которую вели теоретики неолиберального толка. Однако инициативу перехватила «красно-зелёная» коалиция (СДПГ и Союз 90/Зелёные), возглавляемая канцлером Герхардом Шрёдером. Правда, несколько лет было упущено, поскольку они ушли на точечную, фрагментарную политику, попытку минимизировать неизбежные риски при вмешательстве в столь чувствительную сферу, как социальное обеспечение, ожидание благоприятной конъюнктуры и т.д. В марте 2003 г. Шрёдер в специальном правительственном заявлении в Бундестаге провозгласил программу реформ, названную «Повестка дня – 2010». Она носит комплексный характер – от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм, но нацелена, прежде всего, на либерализацию рынка труда, точнее, на смягчение регламентаций найма и на снижение степени социальной защищенности безработных.    

      Несмотря  на слабость партийной, и общественной поддержки, а также собственные  колебания, Шрёдер всё же приступил  к реформам, которые могут поколебать устои германской модели. Откладывать  реформы уже невозможно, так как  внутренние структурные проблемы и  вызовы глобализации могут в недалеком  будущем вызвать неконтролируемое саморазрушение существующей в Германии социально-экономической системы.

      Основные  вопросы, которые следует решить при анализе процессов модификации  социального рыночного хозяйства, можно свести к следующим:

    • действительно ли Германия нуждается в радикальных реформах, настолько ли

плохо дело, что речь идёт о том, что  надо «спасать Германию», или же опасности преувеличены и в случае улучшения мировой конъюнктуры германская модель ещё долго будет демонстрировать свою эффективность?

    • Можно ли ещё спасти Германию или она окончательно скатывается в разряд

Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике