Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа
Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.
Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы
Такое регулирование исходило из теоретических установок Дж. Кейнса и было в основном нацелено на воздействие на совокупный спрос, на потребление. Предполагалось, что совокупный спрос вызовёт соответствующее совокупное предложение, т.е. обеспечит соответствующий уровень производства.
Иными
словами, идея состояла в том, чтобы
стимулировать расходы
Проводимая
в соответствии с этими установками
антикризисная политика послевоенных
десятилетий способствовала некоторому
смягчению циклических
Однако наряду с этим ускорение темпов при помощи стимулирования спроса в 1960-е годы способствовало возникновению и обострению целого ряда проблем и противоречий, которые накапливаясь, со всей остротой проявились в последующий период. Действия правительства Л. Джонсона во второй половине 1960-х годов дали сильный толчок развитию инфляции, которая продолжалась и ещё больше усиливалась в ходе кризисов 1970-х годов. Быстрый рост цен в условиях кризиса и высокого уровня безработицы, создав феномен стагфляции, перечеркнул одну из основных установок кейнсианской концепции государственного регулирования, а именно существование обратной зависимости между уровнем безработицы и темпами роста цен – одновременно высокий (или низкий) уровень этих показателей был несовместим. С позиций кейнсианства явление стагфляции объяснить было очень трудно.
Становилось ясно, что однобокий упор на спрос, а вместе с ним и регулирующие механизмы, складывавшиеся все послевоенные десятилетия и использовавшиеся правительством, не только не в состоянии избавить экономику от кризисов, но и способны породить новые проблемы и противоречия. Кейнсианский вариант государственного вмешательства исчерпал себя.
Таким
образом, сложившиеся ещё в начале
30-х годов и успешно
В экономике США развивались процессы, на которые не действовали изменения совокупного спроса. Это породило разочарование в кейнсианской модели государственного регулирования. Рецепты Кейнса, используемые и демократами, и республиканцами, уже больше не обеспечивали растущего процветания. В этих условиях многие американские экономисты и политики стали критиковать кейнсианские установки государственного регулирования. Для них становилось всё более очевидно, что оно не может ограничиваться лишь регулированием совокупного спроса, что сама политика либо достигла пределов возможного, либо вовсе изжила себя.
Экономическая
«теория предложения». Теория и практика
рейганизма как одного из вариантов
современного американского консерватизма
внесли серьёзные коррективы в сложившуюся
за десятилетия социально-
Консерватизм самого Рейгана, считавшегося когда-то рузвельтовским демократом и постепенно дрейфовавшего в сторону правоконсервативной части политического сектора, был изначально ориентирован, прежде всего, на «саморегулирующуюся рыночную экономику» и ограниченное вмешательство государства в социально-экономическую жизнь общества.
Содержание
многочисленных выступлений и статей
Рейгана в американской прессе свидетельствует
об очень важной особенности рейгановского
антиэтатизма, которая состояла в
том, что он не был узко направлен
только лишь по линии оздоровления
экономики страны, а очень тесно
увязывался с вечными идеалами и
непреходящими ценностями американской
нации, американского образа жизни.
Усиление регулирующих функций государства
рассматривалось Рейганом и его
единомышленниками как
Этим
принципам соответствовала
Большое влияние на формирование философии рейганизма, а позже и на политический курс администрации Рейгана оказали взгляды известного экономиста Милтона Фридмена. Он был сторонником идеи свободного выбора в любой сфере жизнедеятельности общества, считая его важнейшим правом личности. Главным препятствием в реализации этого права, по его убеждению, являлись государственное регулирование, вмешательство государства в политическую, экономическую и социальную сферы.
Считая,
что экономическая активность напрямую
связана с воздействием со стороны
денежного предложения, Фридмен
полагал, что беспорядочная денежная
политика Центрального банка США
является главной угрозой экономической
стабильности. М. Фридмен выступал против
больших государственных
В
чём же заключается главный смысл
экономической «теории
Ключевой
проблемой всякой экономики рыночного
типа является достижение благоприятного
баланса между спросом и
«Сеплай-сайдеры» доказывали, что налоговые ставки на доходы в США слишком высоки и оказывают тормозящее воздействие на предложение рабочих мест, сбережения и инвестиции, динамику производительности труда, рост ВНП и экономическую деятельность в целом, что налоговая система в стране ориентирована на потребление и против инвестиций и сбережений. По их мнению, целенаправленное сокращение налогов может оказать стимулирующее воздействие на производственную активность. Оно представлялось панацеей от всех бед и болезней, средством, воздействующим на американскую экономику сразу несколькими направлениями. При этом в пользу снижения налогов выдвигались следующие аргументы. Сокращение налоговых ставок увеличивает стимулы к сбережениям для отдельных лиц, так как повышает норму прибыли, получаемой ими от своих активов. Увеличение сбережений в свою очередь понижает процентные ставки и стимулирует инвестиции. Снижение налогов на прибыли корпораций или либерализация амортизационных отчислений, увеличивая долю прибыли, остающуюся после уплаты налогов, прямо и непосредственно способствует увеличению инвестиций, что ведёт к росту производительности, т.е. производству большого количества товаров и услуг на единицу затрат. В свою очередь, всё это ведёт к тому, что замедляется рост издержек на единицу продукции, а, следовательно, замедляется инфляция, давно ставшая для Америки проблемой № 1.
Теоретики
«экономики предложения» исходили также
из того, что процесс сокращения
налогов неизбежно будет
Сторонники «теории предложения» стремились доказать, что доходы государства действительно будут расти, так как большая прибыль, остававшаяся после уплаты налогов, будет вкладываться в производство, стимулируя процесс его обновления и являясь важным источником сбережений, инвестиций, экономической активности и роста производительности. Предполагалось, что расширение выпуска продукции приведёт к увеличению базы для сбора налогов. Поэтому государственные доходы, несмотря на снижение налоговых ставок, сокращаться не будут, и проблема пополнения бюджета не возникнет.
«Теория предложения» имела под собой вполне объективную экономическую основу: быстрое развитие НТР и наукоёмких производств с «высокими» технологиями, в больших масштабах сосредоточенных в «солнечном поясе» страны. Она в первую очередь была ориентирована на те предприятия и тех бизнесменов, которые уже проявили свою высокую предпринимательскую активность, за короткий срок, создав компании, успешно конкурировавшие на американском и мировом рынках.
В
Соединённых Штатах создана своя
национальная социально-экономическая
модель, свой тип социальной политики,
особенность которой –
Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике