Роль и функции государства в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.

Содержание

Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Смешанная эконмика.docx

— 123.91 Кб (Скачать)

          Такое регулирование исходило из теоретических установок Дж. Кейнса и было в основном нацелено на воздействие на совокупный спрос, на потребление. Предполагалось, что совокупный спрос вызовёт соответствующее совокупное предложение, т.е. обеспечит соответствующий уровень производства.

      Иными словами, идея состояла в том, чтобы  стимулировать расходы потребителей в ущерб сбережениям и создать  обширные рынки, которые стимулировали  бы инвестиции. В случае если по каким-либо причинам спрос со стороны частного сектора ослабевает, он должен быть дополнен большими расходами государства. В соответствии с этой концепцией увеличение государственных расходов может оказать на экономику более  сильное воздействие, чем эквивалентное ему сокращение налогов. Взгляд на государство как на главный инструмент при решении социальных проблем со времени «Нового курса» стал традиционным не только для демократов, но и для республиканцев.

      Проводимая  в соответствии с этими установками  антикризисная политика послевоенных десятилетий способствовала некоторому смягчению циклических колебаний, уменьшению разрушительной силы кризисов. Так, определённые результаты дало регулирование  совокупного спроса в 1960-е годы, особенно в их первой половине, когда был  достигнут высокий уровень потребительских  расходов.

      Однако  наряду с этим ускорение темпов при  помощи стимулирования спроса в 1960-е годы способствовало возникновению и обострению целого ряда проблем и противоречий, которые накапливаясь, со всей остротой проявились в последующий период. Действия правительства Л. Джонсона во второй половине 1960-х годов дали сильный толчок развитию инфляции, которая продолжалась и ещё больше усиливалась в ходе кризисов 1970-х годов. Быстрый рост цен в условиях кризиса и высокого уровня безработицы, создав феномен стагфляции, перечеркнул одну из основных установок кейнсианской концепции государственного регулирования, а именно существование обратной зависимости между уровнем безработицы и темпами роста цен – одновременно высокий (или низкий) уровень этих показателей был несовместим. С позиций кейнсианства явление стагфляции объяснить было очень трудно.

      Становилось ясно, что однобокий упор на спрос, а вместе с ним и регулирующие механизмы, складывавшиеся все послевоенные десятилетия и использовавшиеся правительством, не только не в состоянии  избавить экономику от  кризисов, но и способны породить новые проблемы и противоречия. Кейнсианский вариант  государственного вмешательства исчерпал себя.

      Таким образом, сложившиеся ещё в начале 30-х годов и успешно применявшиеся  в период мирового кризиса традиционные механизмы государственного регулирования  экономики, исходившие из кейнсианских рецептов, оказались в конце 70-х  годов недейственными. Они стали  давать сбои, так как на этот раз не спрос, а производственные возможности стали проблемой.

      В экономике США развивались процессы, на которые не действовали изменения совокупного спроса. Это породило разочарование в кейнсианской модели государственного регулирования. Рецепты Кейнса, используемые и демократами, и республиканцами, уже больше не обеспечивали растущего процветания. В этих условиях многие американские экономисты и политики стали критиковать кейнсианские установки государственного регулирования. Для них становилось всё более очевидно, что оно не может ограничиваться лишь регулированием совокупного спроса, что сама политика либо достигла пределов возможного, либо вовсе изжила себя.

      Экономическая «теория предложения». Теория и практика рейганизма как одного из вариантов  современного американского консерватизма  внесли серьёзные коррективы в сложившуюся  за десятилетия социально-экономическую  модель США. Рейганизм представляет собой явление достаточно сложное  и многомерное, внутренне противоречивое и неоднородное. Его вряд ли можно  ограничить какими-то строгими рамками, поскольку он соединил разнообразие взглядов и теорий, общественных настроений и поведение масс.

        Консерватизм самого Рейгана, считавшегося когда-то рузвельтовским демократом и постепенно дрейфовавшего в сторону правоконсервативной части политического сектора, был изначально ориентирован, прежде всего, на «саморегулирующуюся рыночную экономику» и ограниченное вмешательство государства в социально-экономическую жизнь общества.

      Содержание  многочисленных выступлений и статей Рейгана в американской прессе свидетельствует  об очень важной особенности рейгановского  антиэтатизма, которая состояла в  том, что он не был узко направлен  только лишь по линии оздоровления экономики страны, а очень тесно  увязывался с вечными идеалами и  непреходящими ценностями американской нации, американского образа жизни. Усиление регулирующих функций государства  рассматривалось Рейганом и его  единомышленниками как посягательство на права и свободы личности, среди  которых особо выделялись права  «равных возможностей» и свободного предпринимательства, присущие естественной природе человека.

      Этим  принципам соответствовала экономическая  «теория предложения», которая и была положена в основу экономической философии рейганизма, оказавшей существенное воздействие на уже сложившуюся социально-экономическую модель США. В той форме, в которой она преподносилась американцам в конце 1970-х – начале 1980-х годов, «экономика предложения» была, прежде всего, связана с именем Артура Лэффера. К числу наиболее влиятельных идеологов рейганизма следует отнести Джорджа Гилдера, выпустившего книгу «Богатство и бедность». В своей книге Гилдер обосновывал преимущества «экономики предложения», критикуя уходящий в прошлое либерализм и особенно государственную систему вспомоществования, которая ставит одних американцев в унизительное положение зависимости от подачек, а других – в положение работающих на «лентяев и бездельников». Тем самым эта система лишь способствовала процветанию морального паразитизма. По мнению учёного, чем человек беднее, тем упорнее ему следует трудиться. Раскрыть же способности личности помогает система частного предпринимательства, которая скрывает неисчерпаемые возможности экономического процветания, «показывая на практике свою способность преодолевать непреодолимые препятствия». Гилдер доказывал, что только богатые люди имеют достаточно капитала, чтобы стимулировать быстрый экономический рост, что только обоснованные налоговые ставки могут заставить их инвестировать, а не тратить свои деньги непродуктивно.

      Большое влияние на формирование философии  рейганизма, а позже и на политический курс администрации Рейгана оказали  взгляды известного экономиста Милтона  Фридмена. Он был сторонником идеи свободного выбора в любой сфере  жизнедеятельности общества, считая его важнейшим правом личности. Главным  препятствием в реализации этого  права, по его убеждению, являлись государственное  регулирование, вмешательство государства  в политическую, экономическую и  социальную сферы.

      Считая, что экономическая активность напрямую связана с воздействием со стороны  денежного предложения, Фридмен  полагал, что беспорядочная денежная политика Центрального банка США  является главной угрозой экономической  стабильности. М. Фридмен выступал против больших государственных расходов на образование и систему здравоохранения, которые, по его мнению, привели лишь к ухудшению их качества и финансовым убыткам. Но главным негативным результатом  государственной социальной политики он считал не столько прямые денежные потери, сколько её развращающее влияние  на развитие общества в целом. Социальные программы правительства лишь подавляют  побудительные мотивы к труду, к  сбережениям, к накоплению капитала, ослабляют семью. Он считал, что государственное  регулирование подрывает фундаментальные  устои американского образа жизни  – опору на собственные силы, частную инициативу, бережливость и  усердие, твёрдые моральные принципы, т.е. всё то, что когда-то принесло Америке процветание и обеспечило лидирующие позиции в мире.

      В чём же заключается главный смысл  экономической «теории предложения», носивший приоритетный характер во всей стратегии рейганизма?

      Ключевой  проблемой всякой экономики рыночного  типа является достижение благоприятного баланса между спросом и предложением. Экономисты и политики, руководствовавшиеся  рецептами Кейнса и доминировавшие на протяжении всех послевоенных десятилетий, стремились к этому главным образом  путём воздействия на спрос, за счёт «накачивания» спроса, т.е. через  значительные федеральные расходы, распределявшиеся между низкодоходным  группами населения в виде государственных  выплат, пенсий, пособий и программ. При этом они исходили из того, что  в соответствии с уровнем спроса будет автоматически возрастать и предложение, что обеспечит  устойчивый экономический рост. Длительное время после второй мировой войны  эта схема не плохо работала, но в конце 1970-х годов кейнсианская политика завела американскую экономику в тупик. Государственные налоги в слишком больших количествах изымались из растущего частного производства и тратились чаще всего в виде непроизводительных расходов, но не способствовавших, ни достижению баланса между спросом и предложением, ни решению проблем безработицы и инфляции.

      «Сеплай-сайдеры» доказывали, что налоговые ставки на доходы в США слишком высоки и оказывают тормозящее воздействие  на предложение рабочих мест, сбережения и инвестиции, динамику производительности труда, рост ВНП и экономическую  деятельность в целом, что налоговая  система в стране ориентирована  на потребление и против инвестиций и сбережений. По их мнению, целенаправленное сокращение налогов может оказать стимулирующее воздействие на производственную активность. Оно представлялось панацеей от всех бед и болезней, средством, воздействующим на американскую экономику сразу несколькими направлениями. При этом в пользу снижения налогов выдвигались следующие аргументы. Сокращение налоговых ставок увеличивает стимулы к сбережениям для отдельных лиц, так как повышает норму прибыли, получаемой ими от своих активов. Увеличение сбережений в свою очередь понижает процентные ставки и стимулирует инвестиции. Снижение налогов на прибыли корпораций или либерализация амортизационных отчислений, увеличивая долю прибыли, остающуюся после уплаты налогов, прямо и непосредственно способствует увеличению инвестиций, что ведёт к росту производительности, т.е. производству большого количества товаров и услуг на единицу затрат. В свою очередь, всё это ведёт к тому, что замедляется рост издержек на единицу продукции, а, следовательно, замедляется инфляция, давно ставшая для Америки проблемой № 1.

      Теоретики «экономики предложения» исходили также  из того, что процесс сокращения налогов неизбежно будет сопровождаться переводом ресурсов из государственного сектора в частный, способствуя  тем самым увеличению общих темпов роста производительности труда. Предполагалось, что более низкие налоговые ставки приведут и к более скромным требованиям о повышении зарплаты, так как благодаря им увеличатся реальные доходы населения. Снижение налоговых ставок, рассчитывали «сеплай-сайдеры», создаст дополнительные стимулы к труду, приведёт к снижению темпов инфляции, станет условием ускоренного обновления основного капитала и будет способствовать улучшению торгового баланса и усилению позиций доллара на мировом рынке.

      Сторонники  «теории предложения» стремились доказать, что доходы государства действительно  будут расти, так как большая  прибыль, остававшаяся после уплаты налогов, будет вкладываться в производство, стимулируя процесс его обновления и являясь важным источником сбережений, инвестиций, экономической активности и роста производительности. Предполагалось, что расширение выпуска продукции приведёт к увеличению базы для сбора налогов. Поэтому государственные доходы, несмотря на снижение налоговых ставок, сокращаться не будут, и проблема пополнения бюджета не возникнет.

      «Теория предложения» имела под собой  вполне объективную экономическую  основу: быстрое развитие НТР и  наукоёмких производств с «высокими» технологиями, в больших масштабах  сосредоточенных в «солнечном поясе» страны. Она в первую очередь была ориентирована на те предприятия и тех бизнесменов, которые уже проявили свою высокую предпринимательскую активность, за короткий срок, создав компании, успешно конкурировавшие на американском и мировом рынках.          

      В Соединённых Штатах создана своя национальная социально-экономическая  модель, свой тип социальной политики, особенность которой – максимальное использование прежде всего рыночного  механизма в процессе решения  социальных проблем. Только после этого  начинает действовать государство  – как составная часть и  гарант всей национальной системы социального  страхования и обеспечения. Очевидно, у этой системы свои недостатки, но в какой мере обоснованны упрёки в жестокости этой системы – это  вопрос дискуссионный. Социальная политика, как и сама социально-экономическая  модель американского государства, постоянно трансформируется, происходит смена экстенсивного её типа на интенсивный. Будущее покажет, произойдёт ослабление принципа универсализма вплоть до приватизации отдельных звеньев системы социальных услуг или нет.  

Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике