Роль и функции государства в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.

Содержание

Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Смешанная эконмика.docx

— 123.91 Кб (Скачать)

     Масштабная  и ступенчатая налоговая реформа 2000-2005 годов направлена не на достижение каких-либо фискальных целей, а на уменьшение бремени предпринимателей, инвесторов и потребителей, чтобы, в конечном счете, стимулировать инвестиционную активность и платёжеспособный спрос. Реформа предусматривает снижение корпорационного и подоходного налогов. Данная реформа важна не только для уменьшения изъятия средств из сферы частного проведения структурных преобразований в экономике. Ведь снижение налогов при одновременной консолидации государственных финансов и сокращения субсидий означает существенное уменьшение вмешательства государства в экономику. Следовательно, это становится важным этапом в качественном изменении роли государства в системе социального рыночного хозяйства – его отходе от патерналистско-перераспределительных функций и укрепления политики формирования и поддержания хозяйственного порядка.

     Кроме того, немалое значение имеет позиция земельных правительств, которых интересуют не только ставки налогов, но и распределение налоговых поступлений между уровнями власти. Межбюджетное выравнивание становится важным полем реформирования, поскольку современная экономика предъявляет новые требования к федеративному бюджетному порядку.

     Традиционный  и основанный на принципе солидарности фискальной федерализм всё явственнее обнаруживает свою недостаточную эффективность, а потому всё больше голосов звучит в пользу «конкурентного федерализма» с тем, чтобы поддержка слабых в финансовом отношении регионов не превращалась в финансовую уравниловку, а у успешно хозяйствующих земель оставался стимул и дальше повышать свою эффективность. Несмотря на вероятные риски, Германия одновременно с налоговой реформой всё же приступила к постепенному реформированию межбюджетных отношений между федерацией и землями, основным направлением которого является дополнение кооперативного федерализма конкурентным, а также начинает реформу местных финансов.

     Действующая в Германии финансовая конституция, прежде всего, определяет правила взаимодействия федерации, земель и общин в процессе проведения бюджетной политики. Нечёткость, непоследовательность или неэффективность  её элементов приводят к тому, что немецкие  налогоплательщики, несмотря на многочисленные налоговые льготы, считают налоговое бремя чрезмерным, тогда как бюджеты всех уровней характеризуются дефицитами, и государственный долг растёт.

     Идеология предстоящей реформы сводится к  тому, что доходы региональных бюджетов должны в большей степени соответствовать  качеству политики региональных властей, а реализуемые последним мероприятия  – финансироваться из собственных  доходов. Иными словами, направление преобразований – повышение самостоятельности федеральных земель при принятии решений о доходах и расходах. С учётом уже  достигнутого высокого материального уровня во всех землях упор в региональной политике предполагается перенести на принципы субсидиарности и многообразия, отказываясь от нивелирования уровня жизни за счёт государственных услуг, но создавая, поддерживая и совершенствуя единые рамочные условия хозяйствования и жизнедеятельности. Более того, «конкурентный федерализм» следует рассматривать не как противоположность «фискального федерализма», а как его дополнение.

     Германское  правительство ищет наиболее приемлемые для всех субъектов пути обновления бюджетного федерализма. Бундестаг  и Бундесрат в середине октября 2003 г. также решили создать совместную комиссию по модернизации федеративного  государственного порядка. Принципы федеративного  устройства и финансовое выравнивание как таковое не ставятся под сомнение, но потребуется усилить к эффективности, улучшить процесс принятия решений  государственными органами и повысить политическую ответственность последних.

     Модернизация  социального рыночного хозяйства  означает его приспособление к требованиям  ХХI в. при сохранении сущностных основ. Экспансия американизма неизбежна, но она наверняка будет удерживаться в определённых рамках ограничительными факторами. В ближайшие 10-20 лет и в Германии, и в объединённой Европе, сформируется новая модель, но скорее всего такая модель, которую по-прежнему можно будет называть «социальное рыночное хозяйство».  

       

     2.1.2 Шведская модель 

  Термин "шведская модель"7 возник в конце 60-х годов, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот имидж успешной безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель превратилась символ наиболее развитой формы государства всеобщего благосостояния.

     Особенности формирования шведской модели. Основными целями политики шведского государства в течение длительного  времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной силой рабочего движения. С 1932 г. по настоящее время у власти находилася Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничало Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ), что усиливало реформистское рабочее движение в стране. Кроме того, шведская модель базировалась на духе компромисса и взаимной сдержанности между рабочим движением с одной стороны, и крупными компаниями и заинтересованными кругами в шведской промышленности с другой. этот дух гармонии основывался на осознании того, что маленькая Швеция может выжить в большом мире с жёсткой конкуренцией только при объединении усилий всех сторон.

      Принципы полной занятости и выравнивания доходов имеют глубокие корни и традиции в рабочем движении. Они стали главными принципами шведской политики в послевоенный период. В программе шведского рабочего дня движения в 1944 г. была выработана идея полной занятости, и эта линия систематически выдерживалась в заявлениях и программах профсоюзов и социал-демократов. Действительно, Швеция отличалась от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной на протяжении длительного времени цели экономической политики, а шведский народ - активный её сторонник.

      Среди общих условий создания шведской модели можно выделить политическую демократию, частную собственность, основные принципы рыночной экономики  и независимые от правительства  профсоюзы и объединения предпринимателей. К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести  неизменный внешнеполитический нейтралитет  с 1814 г., неучастие в мировых войнах, рекордное по продолжительности  пребывания у власти Социал-демократов рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новой  формации, длительные благоприятные  и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем  движении, поиск компромиссов на основе учёта интересов различных сторон, практика социального консенсуса. В послевоенный период развитию Швеции благоприятствовали многочисленные факторы: сохранение своего промышленного потенциала в условиях нейтралитета, устойчивый спрос на экспортную продукцию, квалифицированная рабочая сила, высокоорганизованное и однородное в этническом плане общество и политическая система, где доминировала одна крупная партия, которая сочетала прагматический и ответственный подходы и формировала сильное правительство.

  С 50-х годов успешное экономическое развитие стало ассоциироваться со шведской моделью, которая так никогда и не получила точного определения. Эта модель была воспета апологетами государства благосостояния и стала наилучшей альтернативой социализму с его тоталитарными порядками или либерализму с его социальными недостатками. Её политическая система была основана на широком консенсусе главных политических партий под руководством социал-демократов. Постепенно, в Швеции была создана комплексная система, которая покоилась в крупном государственном секторе, высокой степени гражданского доверия, замкнутом круге частных заинтересованных групп, вовлеченных в принятие государственных решений, доверии к социальным реформам, равномерном распределении национального дохода, добровольном мире на рынке труда и низкой безработице - в дополнение к демократии, процветанию и социальному обеспечению.   

      Основные  принципы функционирования модели. Успешное функционирование модели зависело от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста. Инфляция однозначно расценивалась  как угроза и равенству, и конкурентоспособности  шведской экономики. Следовательно, модель должна была использовать такие методы поддержания полной занятости, которые не приводили к инфляции издержек и противоположному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией стала ахиллесовой пятой шведской модели.

      Шведская модель предусматривала активную роль государства. воплощение в жизнь шведской модели было заслугой социал-демократов, делавших ставку на повышение жизненного уровня посредством постепенных реформ в рамках капитализма при прагматическом отношении как к целям, так и к средствам их достижения с учётом практической целесообразности и трезвого учёта возможностей.  

      Шведская модель исходила из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в деятельность фирм, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Максимальный рост производства в частном секторе и очень широкое перераспределение государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор обеспечивали повышения уровня жизни народа, но без воздействия на основы производства. Упор делался на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

      Это привело к очень большой роли государства в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм".  

      Особенности социальной политики. Следуя цели равенства, социал-демократы построили систему  всеобщего благосостояния, заключавшуюся  в том, что общество отвечало за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде важных областей: образовании, здравоохранении, заботе о детях и пожилых, социальных услугах. Социальное страхование – основной элемент шведской политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождения ребёнка по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине и безработицей. Окончательной гарантией независимо от причины обращения считалось пособие наличными, известное как общественная помощь.

        Система страхования здоровья являлась, прежде всего, инструментом большого социально-экономического равенства. Она давала возможность людям с низкими доходами, нуждавшимися в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционировала как финансовый инструмент и инструмент государственного управления. 

      В настоящее время социальное страхование  в Швеции – продукт различных и во многом не скоординированных усилий по защите населения от различных рисков.

      Развитие  системы социального страхования  прошло длительный путь. На первом этапе, начавшемся с 1880-х годов, главное  внимание уделялось социальной помощи по месту работы: страхование по болезни, меры по охране труда и страхование  от несчастных случаев на производстве. Цель этих мер состояла в снижении для предпринимателей издержек на рабочую  силу. Почти не было помощи безработным, проводились некоторые реформы  для детей и помощь бедным. С 1913 г. осуществлялась первая национальная программа социального обеспечения. Второй этап начался с 30-х годов, с приходом к власти социал-демократов. Стали проводится политика на рынке труда, оказание помощи семьям. Расширились системы социального страхования и здравоохранения. Третий этап начался со вступлением в силу Закона о социальных услугах в 1982 г., включившего все сферы социальной деятельности государства.

      Начало  политике социального страхования  было положено в 1889 г. принятием Закона об охране труда. Сначала она развивалась  через систему обществ взаимопомощи, предоставлявших медицинские услуги, пособия по безработице и болезни. Общества взаимопомощи получали государственную  финансовую поддержку при выполнение определённых условий, в противном  случае им приходилось полностью  опираться на членские взносы, а  членство было не обязательным. В 1955 г. общества взаимопомощи были преобразованы  в государственные учреждения. Они  осуществляют полное или частичное  возмещение медицинских расходов всем гражданам.

      Система социального страхования финансируется  из государственных и местных  налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов  из капитала из различных фондов. Главный  источник – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда  заработной платы. За 70-е годы все  индивидуальные взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися, были заменены взносами с предпринимателей; единственное исключение – взносы на страхование по безработице, которое дополняется также взносами с предпринимателей. 

      В шведской модели сочетание общеэкономических  мер и активной политики на рынке  труда рассматривалось как средство одновременного и долгосрочного  обеспечения полной занятости и  стабильности цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области заработной платы –  составные части шведской модели. Модель развивается в течение  нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области заработной платы, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.

Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике