Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, курсовая работа
Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;
проанализировать особенности государственного участия в разных странах;
показать роль государства в Германии и Швеции;
рассмотреть Американскую модель;
показать роль государственного участия в России.
Введение 3
1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4
1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4
1.2 Государственное управление экономикой 10
2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15
2.1 Европейская модель (ЕС) 15
2.1.1 Германская модель 15
2.1.2 Шведская модель 24
2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28
2.3 Роль государства в российской экономике 38
Заключение 43
Список литературы
Масштабная
и ступенчатая налоговая
Кроме того, немалое значение имеет позиция земельных правительств, которых интересуют не только ставки налогов, но и распределение налоговых поступлений между уровнями власти. Межбюджетное выравнивание становится важным полем реформирования, поскольку современная экономика предъявляет новые требования к федеративному бюджетному порядку.
Традиционный и основанный на принципе солидарности фискальной федерализм всё явственнее обнаруживает свою недостаточную эффективность, а потому всё больше голосов звучит в пользу «конкурентного федерализма» с тем, чтобы поддержка слабых в финансовом отношении регионов не превращалась в финансовую уравниловку, а у успешно хозяйствующих земель оставался стимул и дальше повышать свою эффективность. Несмотря на вероятные риски, Германия одновременно с налоговой реформой всё же приступила к постепенному реформированию межбюджетных отношений между федерацией и землями, основным направлением которого является дополнение кооперативного федерализма конкурентным, а также начинает реформу местных финансов.
Действующая в Германии финансовая конституция, прежде всего, определяет правила взаимодействия федерации, земель и общин в процессе проведения бюджетной политики. Нечёткость, непоследовательность или неэффективность её элементов приводят к тому, что немецкие налогоплательщики, несмотря на многочисленные налоговые льготы, считают налоговое бремя чрезмерным, тогда как бюджеты всех уровней характеризуются дефицитами, и государственный долг растёт.
Идеология
предстоящей реформы сводится к
тому, что доходы региональных бюджетов
должны в большей степени
Германское
правительство ищет наиболее приемлемые
для всех субъектов пути обновления
бюджетного федерализма. Бундестаг
и Бундесрат в середине октября
2003 г. также решили создать совместную
комиссию по модернизации федеративного
государственного порядка. Принципы федеративного
устройства и финансовое выравнивание
как таковое не ставятся под сомнение,
но потребуется усилить к
Модернизация
социального рыночного
2.1.2
Шведская модель
Термин "шведская модель"7 возник в конце 60-х годов, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот имидж успешной безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель превратилась символ наиболее развитой формы государства всеобщего благосостояния.
Особенности формирования шведской модели. Основными целями политики шведского государства в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной силой рабочего движения. С 1932 г. по настоящее время у власти находилася Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничало Центральное объединение профсоюзов Швеции (ЦОПШ), что усиливало реформистское рабочее движение в стране. Кроме того, шведская модель базировалась на духе компромисса и взаимной сдержанности между рабочим движением с одной стороны, и крупными компаниями и заинтересованными кругами в шведской промышленности с другой. этот дух гармонии основывался на осознании того, что маленькая Швеция может выжить в большом мире с жёсткой конкуренцией только при объединении усилий всех сторон.
Принципы полной занятости и выравнивания доходов имеют глубокие корни и традиции в рабочем движении. Они стали главными принципами шведской политики в послевоенный период. В программе шведского рабочего дня движения в 1944 г. была выработана идея полной занятости, и эта линия систематически выдерживалась в заявлениях и программах профсоюзов и социал-демократов. Действительно, Швеция отличалась от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной на протяжении длительного времени цели экономической политики, а шведский народ - активный её сторонник.
Среди
общих условий создания шведской
модели можно выделить политическую
демократию, частную собственность,
основные принципы рыночной экономики
и независимые от правительства
профсоюзы и объединения
С 50-х годов успешное экономическое развитие стало ассоциироваться со шведской моделью, которая так никогда и не получила точного определения. Эта модель была воспета апологетами государства благосостояния и стала наилучшей альтернативой социализму с его тоталитарными порядками или либерализму с его социальными недостатками. Её политическая система была основана на широком консенсусе главных политических партий под руководством социал-демократов. Постепенно, в Швеции была создана комплексная система, которая покоилась в крупном государственном секторе, высокой степени гражданского доверия, замкнутом круге частных заинтересованных групп, вовлеченных в принятие государственных решений, доверии к социальным реформам, равномерном распределении национального дохода, добровольном мире на рынке труда и низкой безработице - в дополнение к демократии, процветанию и социальному обеспечению.
Основные принципы функционирования модели. Успешное функционирование модели зависело от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. Инфляция однозначно расценивалась как угроза и равенству, и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, модель должна была использовать такие методы поддержания полной занятости, которые не приводили к инфляции издержек и противоположному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией стала ахиллесовой пятой шведской модели.
Шведская модель предусматривала активную роль государства. воплощение в жизнь шведской модели было заслугой социал-демократов, делавших ставку на повышение жизненного уровня посредством постепенных реформ в рамках капитализма при прагматическом отношении как к целям, так и к средствам их достижения с учётом практической целесообразности и трезвого учёта возможностей.
Шведская модель исходила из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в деятельность фирм, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Максимальный рост производства в частном секторе и очень широкое перераспределение государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор обеспечивали повышения уровня жизни народа, но без воздействия на основы производства. Упор делался на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
Это привело к очень большой роли государства в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм".
Особенности
социальной политики. Следуя цели равенства,
социал-демократы построили
Система страхования здоровья являлась, прежде всего, инструментом большого социально-экономического равенства. Она давала возможность людям с низкими доходами, нуждавшимися в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционировала как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.
В настоящее время социальное страхование в Швеции – продукт различных и во многом не скоординированных усилий по защите населения от различных рисков.
Развитие
системы социального
Начало
политике социального страхования
было положено в 1889 г. принятием Закона
об охране труда. Сначала она развивалась
через систему обществ
Система
социального страхования
В
шведской модели сочетание общеэкономических
мер и активной политики на рынке
труда рассматривалось как
Информация о работе Роль и функции государства в смешанной экономике