Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель этой работы – дать целостное представление о теоретических основах роли государства в экономике на макроуровне.
Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута, являются:
- формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций
изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;
- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;
- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике .....................................................................................3
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства ......................................................3
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ..............5
Глава 2. Функции государства в современной рыночной экономике .......7
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ...........................7
2.1.1 Необходимость государственного регулирования.....................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования......................8
2.2 Функции государства в рыночной экономике................................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты .....................................................................................................
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике ...........................................................................................
Глава 3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы......................................................................................................................
3.1 Формы государственного регулирования.......................................................
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика).................................................................................................................
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ......................................
3.2 Методы государственного регулирования ....................................................
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия.....................................
3.3.2 Методы прямого административного воздействия.......................................
3.3 Виды государственного регулирования............................................................
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика ...................................................................
3.2.2 Денежно-кредитная политика......................................................................
3.2.3 Антиинфляционная политика ..........................................................
3.2.4 Антимонопольная политика ......................................................................
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности.......................................
3.2.6 Социальная политика ..............................................................................
Глава4. Роль государства в переходной экономике..............
4.1 Функции государства в переходной экономике ..........
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......
4.3 Государственное регулирование переходной экономики........
4.3.1 Особенности стабилизационной политики............
4.3.2 Особенности структурной политики.............
4.4 Институциональные преобразования ................
Заключение............................
Список использованных источников.................
осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.
Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей. Европейская модель делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют
корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно
административного характера. В последние десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально- экономических последствий их деятельности для общества/1,114/.
3.3.5 Регулирование инвестиционной деятельности
Государственная инвестиционная политика призвана обеспечить устойчивый рост уровня жизни населения на основе мобилизации и рационального использования инвестиционных ресурсов. В выработке национальной инвестиционной стратегии ключевую роль играет установление разумных отношений государства и бизнеса. Оно предполагает не прямое вмешательство государства в дела предприятий и предпринимателей, а координацию, содействие, формирование и наблюдение за
правилами бизнеса. Активная поддержка и снятие административных оков с
предпринимательства всех форм и видов, его развитие составляют сердцевину государственной инвестиционной политики. Государство своим участием в инвестиционном процессе ставит целью создание такой системы условий и форм, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся инвестиционных ресурсов. Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государство может
регулировать инвестиционный процесс. Государственное регулирование
инвестиционного процесса – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста.
Инвестиционная политика государства проводится властными структурами,
подчинена достижению установленной на прочной научной базе цели и рассчитана на определенное время. Она предусматривает направление финансовых средств на воспроизводство в соответствии с интересами государства в данных социально- экономических условиях/1,123/.
3.3.6 Социальная политика
Социальная политика – это совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в основном законе страны социальных гарантий, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача
предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики. Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых
социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины, организация забастовок и др.)/2,544/.
4. Роль государства в переходной экономике
4.1 Функции государства в переходной экономике
Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Ведь переход от высокоцентрализованной и административно управляемой экономики к рынку должен быть целенаправленным, в противном случае революционный слом старого механизма приведет к экономическим разрушениям и стагнации, подрыву государственности. Можно выделить две группы регулирующих функций государства: функции по созданию условий эффективной работы рынка и функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов. К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде, создания и развития рыночной инфраструктуры.
Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике, но если в рыночной экономике обеспечение правовой базы реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то в переходной необходимо заново создавать всю базу хозяйствования, т.к. правовая база переходной экономики, доставшаяся в наследство от командной экономики и ориентированная на директивное, централизованное руководство хозяйством, не соответствует новой рыночной модели экономики. Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации
рынка, характерным для экономики переходного периода, реализация данной
функции приобретает особое значение. Ведь там, где существует
монополистическая власть, механизм цен не может обеспечить эффективное
использование имеющихся у общества ресурсов. Монополия нарушает рыночную конкуренцию, делая ее в ряде случаев несостоятельной. Поэтому, во-первых, нужны законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы; во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков; в-третьих, следует открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей; в-четвертых, должны быть законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие монополистические объединения и соглашения относительно цен. Формирование рыночной системы предполагает обеспечение экономической и политической стабильности. Это необходимо, с одной стороны, для нарождающегося внутреннего бизнеса, а с другой – для привлечения иностранного
капитала. Необходимость реализации государством стабилизационной функции обусловлена кризисным состоянием переходной экономики, для которой характерны снижение экономической активности и спад производства, высокий уровень инфляции, тяжелое финансовое положение предприятий и снижение инвестиционной активности, безработица и падение уровня жизни большей части населения. В таких условиях резкое «сбрасывание» экономических проблем на рыночные механизмы саморазвития на основе рецептов монетаристской доктрины еще более
обострит рыночную ситуацию, кроме того, использование сугубо рыночных форм не представляется возможным, так как система рыночных институтов через которые можно было бы воздействовать на экономическую материю, в переходной экономике отсутствует или находится в эмбриональном состоянии. Государство призвано сыграть существенную роль в становлении рынка и его сегментов, институтов и инфраструктуры. Именно государство институционально формирует структуру рынка: рынок товаров и услуг, финансовый рынок, включающий межбанковский, валютный рынки, рынок ценных бумаг, рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов, рынок труда, активно участвует в создании инфраструктуры рынка: банков, бирж (товарные, сырьевые, фондовые), холдингов, корпораций, бирж труда и т.д.
Ко второй
группе относятся функции
может быть реализовано только с помощью гибкого применения комплекса инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.
Целенаправленная реализация государством функции экономической стабилизации должна обеспечить не только равновесие в сложившихся условиях, но и выход из кризиса. Этого можно достичь на основе разработки и реализации научно обоснованной модели становления и развития рыночной системы, построенной с учетом сложившихся условий, внутренних и внешних факторов экономического развития/12,224/.
4.2 Средства и институты государственного регулирования в переходной экономике
Регулирующие
функции государства
средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В- третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта). По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально- экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно- кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты – ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию/10,646/.
4.3 Государственное регулирование переходной экономики
4.3.1 Переходные процессы в экономике сопровождаются обычно спадом
производства, безработицей, дестабилизацией экономики, что выражается в
дисбалансе совокупного спроса и совокупного предложения, высокой инфляции, значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе и других негативных моментах. Восстановительные процессы в экономике и создание условий для долгосрочного экономического роста в условиях рыночной системы
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике