Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель этой работы – дать целостное представление о теоретических основах роли государства в экономике на макроуровне.
Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута, являются:
- формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций
изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;
- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;
- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике .....................................................................................3
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства ......................................................3
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ..............5
Глава 2. Функции государства в современной рыночной экономике .......7
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ...........................7
2.1.1 Необходимость государственного регулирования.....................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования......................8
2.2 Функции государства в рыночной экономике................................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты .....................................................................................................
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике ...........................................................................................
Глава 3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы......................................................................................................................
3.1 Формы государственного регулирования.......................................................
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика).................................................................................................................
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ......................................
3.2 Методы государственного регулирования ....................................................
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия.....................................
3.3.2 Методы прямого административного воздействия.......................................
3.3 Виды государственного регулирования............................................................
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика ...................................................................
3.2.2 Денежно-кредитная политика......................................................................
3.2.3 Антиинфляционная политика ..........................................................
3.2.4 Антимонопольная политика ......................................................................
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности.......................................
3.2.6 Социальная политика ..............................................................................
Глава4. Роль государства в переходной экономике..............
4.1 Функции государства в переходной экономике ..........
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......
4.3 Государственное регулирование переходной экономики........
4.3.1 Особенности стабилизационной политики............
4.3.2 Особенности структурной политики.............
4.4 Институциональные преобразования ................
Заключение............................
Список использованных источников.................
Осуществление этой причинно – следственной взаимосвязи возможно без
вмешательства властных структур в хозяйственную деятельность товаропроизводителей. А. Смит, в частности, доказывает, что стремление
производителей к достижению своих частных экономических интересов и наличие на рынке конкуренции со стороны контрагентов и составляет главный механизм развития рыночной экономики, который приводит к увеличению богатства каждого товаропроизводителя и общества в целом/13,456;11,138/. Однако разразившийся в 30-х гг. 20 в экономический кризис и Великая депрессия показали, что свободный рыночный механизм имеет недостатки, что рыночная система может долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы и необходимо вмешательство государства, чтобы обеспечить устойчивость данной экономической системы. Так появилась концепция регулирования рыночной экономики государством, получившая название «кейнсианство» по имени автора
книги «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, где изложена ее суть. Кейнс доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнс рассматривает государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества. Слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка. Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно, оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое. Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.
Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное
регулирование
экономики главным образом
сохранения консервативной структуры экономики. Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем денежно – кредитной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры/4,608/.
В 50-е гг. эта теория была взята на вооружение США и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности национальной экономики, но уже в 70–80-е гг. стало очевидно, что кейнсианство, отдававшее предпочтение государству, становится несостоятельным/. Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов – неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек
отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы/5,193/.
В 80-е гг. свою полную несостоятельность продемонстрировала и концепция
всеобъемлющего государственного регулирования (планирования). Сторонники этой концепции, основу которой заложил К. Маркс, считали, что силами государства можно решить все экономические проблемы – создать изобилие жизненных благ, обеспечить полную занятость населения, достичь социальной справедливости и гармонии, обеспечить высокую занятость экономики. Экономическая политика, основанная на этой концепции, проводилась в бывшем СССР и странах социалистического лагеря, которые рассыпались под натиском неразрешимых экономических проблем в конце 80-х гг/11,139/. Критическое сопоставление этих концепций доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов/5,193/.
Глава 2. Функции государства в современной рыночной экономике
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику
2.1.1 Необходимость государственного регулирования
Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической основой
становления и развития рыночных отношений выступает частная собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности само по себе определиться не может, его должно установить государство. Государство необходимо также для ограничения монопольных тенденций в экономике, для выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей. Государственное вмешательство в механизм рыночных отношений иногда вызывается процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не могут быть устранены механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не способен возвратить экономику к рыночному равновесию, но и готов подвергнуть ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей роли государства в этом случае обойтись невозможно. Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений несовершенства рынка, заключающемся:
1. в несостоятельности конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых
отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии;
2. в
наличии многочисленных
3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;
4. в
неполных рынках, одним из типичных
примеров которых является
страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;
5. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства;
6. в безработице, инфляции, экономическом неравновесии, особенно резко
проявляющемся в периоды кризисов и депрессий;
7. в
излишне неравномерном
8. в наличии обязательных товаров (например, начальное образование),
потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок/12,189;10,549/.
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования
Возможности и границы государственного регулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад каждого из трех «слоев» хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно выявить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ
госрегулирования. Государственное регулирование в целом доказало свою высокую эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим рыночно – государственно регулируемый, социально ориентированный современный
капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.
В то же
время эффективность
порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости экономически активного населения.
2.2 Функции государства в рыночной экономике
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели. Вот основные из них:
- Правовое обеспечение экономической деятельности.
- Организация денежного обращения.
- Производство так называемых общественных товаров и
услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это,
например, продукция оборонного назначения, дороги коммуникации, иная
инфраструктура. К этой группе функций можно отнести поддержку государством науки, образования, культуры.
- Минимизация трансакционных издержек.
- Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого бизнеса.
- Оптимизация влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться.
- Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его
стабильности, устойчивости). В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями людей в обществе могут возникать острые социальные противоречия.
- Поддержка
оптимального уровня занятости;
издержек от нее.
-Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.
- Реализация
национальных интересов в
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике