Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель этой работы – дать целостное представление о теоретических основах роли государства в экономике на макроуровне.
Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута, являются:
- формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций
изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;
- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;
- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике .....................................................................................3
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства ......................................................3
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ..............5
Глава 2. Функции государства в современной рыночной экономике .......7
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ...........................7
2.1.1 Необходимость государственного регулирования.....................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования......................8
2.2 Функции государства в рыночной экономике................................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты .....................................................................................................
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике ...........................................................................................
Глава 3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы......................................................................................................................
3.1 Формы государственного регулирования.......................................................
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика).................................................................................................................
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ......................................
3.2 Методы государственного регулирования ....................................................
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия.....................................
3.3.2 Методы прямого административного воздействия.......................................
3.3 Виды государственного регулирования............................................................
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика ...................................................................
3.2.2 Денежно-кредитная политика......................................................................
3.2.3 Антиинфляционная политика ..........................................................
3.2.4 Антимонопольная политика ......................................................................
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности.......................................
3.2.6 Социальная политика ..............................................................................
Глава4. Роль государства в переходной экономике..............
4.1 Функции государства в переходной экономике ..........
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......
4.3 Государственное регулирование переходной экономики........
4.3.1 Особенности стабилизационной политики............
4.3.2 Особенности структурной политики.............
4.4 Институциональные преобразования ................
Заключение............................
Список использованных источников.................
положило начало ее массовому импорту из-за рубежа). Такая политика диктовалась не только внутриэкономическими потребностями послевоенного
восстановления
а перестройки народного
Кейнсианское дефицитное финансирование антициклического регулирования и экономического роста способствовало быстрому расширению денежного обращения и развертыванию инфляционных процессов. В том же направлении действовала «мягкая» денежно-кредитная политика государства, нацеленная на обеспечение низкого уровня ссудного процента, благоприятствующего инвестициям. Для этого также различными способами увеличивалась обращающаяся денежная масса, что давало инфляционные эффекты. Такие эффекты сознательно принимались в расчет. Умеренная, ползучая инфляция рассматривалась как неизбежная плата за рост и меньшее зло по сравнению с глубокими циклическими кризисами и массовой безработицей. Кейнсианская политика в целом, безусловно, способствовала созданию высокоразвитой системы социального обеспечения и страхования, ее финансированию, хотя это и было связано со значительными инфляционными издержками. Дефицитное финансирование по рецептам Дж.М.Кейнса постепенно неизбежно вело к глубокому бюджетному кризису и переходу ползучей инфляции в галопирующую. То, что этот кризис действительно разразился, стало очевидным к 1974 – 1975 гг., когда Запад столкнулся (вследствие совпадения по времени последствий целого ряда негативных факторов) с «букетом» кризисов – циклического и структурных
(энергетического, сырьевого, экологического). Бюджетный кризис был обусловлен и тем, что кейнсианское дефицитное финансирование экономического роста и социального обеспечения дополнялось дефицитным финансированием крупных военных расходов, необходимость которых обосновывалась «холодной войной». Кризисы середины 70-х гг. и превращение инфляции из умеренной (при норме 3 – 5 % в год) и социально терпимой в галопирующую и выходящую из под контроля (8 – 10 % и более в год) побудили правящие круги стран Запада, где социал- демократические и либеральные правительства стали одно за другим сменяться правоконсервативными правящими элитами (под руководством М.Тэтчер –
Великобритании, Р.Рейгана – в США и т.д.), к смене экономического курса. В теории и практике госрегулирования на смену «кейнсианской революции» пришла «неоконсервативная революция», нашедшая свое идейное обоснование, прежде всего, в теориях монетаризма и экономики предложения и выразившаяся в «дерегулировании». В 80 – 90-е гг. конъюнктурная политика в целом приобрела более плавный и сдержанный характер. В массированных неокейнсианских мероприятиях по «закачиванию» в экономику дополнительного инфляционного спроса для
антициклического регулирования динамики ВВП и занятости в этот период уже не было необходимости вследствие перехода развитой рыночной экономики к очередному долгосрочному более или менее устойчивому росту, обусловленному технологическими сдвигами (новый этап НТР, прежде всего на базе массового распространения микроэлектроники). Динамика ВВП и занятости стали определяться не столько движением спроса, сколько технологическим развитием и мирохозяйственными факторами. По этой причине конъюнктурная политика сконцентрировалась на ее антиинфляционных аспектах – поддержании сложившихся в первой половине 80-х гг. и характерных также для 90-х гг. низких темпах инфляции и недопущении ее новых скачков в моменты резкого повышения темпов
роста ВВП. Переходу к более сдержанной и непредсказуемой конъюнктурной политике способствовало и значительное усовершенствование, благодаря прогрессу экономической науки, инструментария и методики прогнозирования конъюнктуры, которая применяется различными исследовательскими институтами и центрами.
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование
Данная форма нацелена на обеспечение модернизации экономики и ее прогресс. Она предполагает использование в соответствии с избранными государством в каждый период приоритетами структурной политики и политики роста взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей
экономики, а также отдельных отраслей и регионов.
В теории и практике госрегулирования данная форма получила различные
названия: макроэкономическое, рамочное, и индикативное планирование,
планификация, глобальное регулирование и проч. Что же касается
«программирования», то под ним на Западе понимаются по-разному трактуемые
феномены
из области информатики и
В основе рамочного планирования лежит среднесрочное (на 4 – 5 лет) и
долгосрочное прогнозирование экономического развития. Среднесрочные прогнозы,
как правило, разрабатываются по «скользящему» методу, т.е. ежегодно
корректируются и продлеваются на год (скажем, прогноз на 1994 – 1998 гг.
преобразуется в прогноз на 1995 – 1999 гг.). Первоочередное назначение этих
прогнозов
состоит в том, что они служат
отправным пунктом для
доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период. Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один
или производится какой-либо симбиоз из них. В результате формируется целевой прогноз, служащий основой среднесрочного планирования финансов. Предпринимаются попытки более или менее взаимоувязанно использовать для реализации установок такого прогноза весь инструментарий госрегулирования. Достижению макроэкономических целей, которые преследует правительство, служат также отраслевые и региональные программы, содержание которых определяется приоритетами государственной структурной политики. Последняя нацелена на смягчение кризиса, стабилизацию или экономическую экспансию тех или иных отраслей или регионов - «структурно-кризисных» (по каким-либо причинам
слаборазвитых в данной стране или депрессивных) или новых, зарождающихся. Для нужд структурной политики используются такие инструменты, как кредитные гарантии и льготы, субсидии и налоговые послабления. В ЕС национальные отраслевые и региональные программы сочетаются с «коммунитарными», т.е. совместными для стран – членов Союза. Среди отраслей хозяйства подобными льготами длительное, заранее не ограниченное время пользуется, прежде всего, аграрный сектор развитых стран. На его поддержку там затрачивается, как правило, 3 – 4 %, а в Швейцарии – даже 6% национального ВВП. В ЕС содействие сельскому хозяйству всех стран- членов оказывается из единого аграрного фонда (ФЕОГА), на который приходится ¾ всех бюджетных расходов Союза. Такое содействие нацелено на достижение и поддержание как минимум самообеспечения стран – членов ЕС основными продуктами питания умеренного пояса (зерно, мясо, молоко и т.д.) и сохранение достаточно сильной прослойки крестьянства как одной из важных опор социальной стабильности общества.
Кроме того, длительной поддержкой на безвозмездной основе пользуются
структурно-кризисные отрасли промышленности, объем производства которых по тем или иным причинам имеет тенденцию к свертыванию. Так, в Западной Европе к ним относятся угледобыча, текстильная промышленность, черная металлургия и судостроение. Предоставляемая им помощь, прежде всего финансовая, обеспечивает плавное сокращение производства до масштабов, при которых выпускаемая продукция конкурентоспособна и может находить сбыт. Эта помощь смягчает также негативные социальные последствия кризиса указанных отраслей для занятых в них работников, которые переучиваются на новые специальности, получают единовременные пособия или имеют возможность досрочно уйти на пенсию. Типичный пример «коммунитарной» (в рамках интеграционного объединения) программы такого рода – «план Давиньона» для черной металлургии стран – членов ЕС. Новейшие, «устремленные в будущее» отрасли, как правило, получают государственную поддержку на временной основе, до освоения ими рентабельного массового производства принципиально новой продукции. Из регионального фонда ЕС осуществляются «коммунитарные» программы экономического содействия структурно слабым регионам. Вся территория ЕС разделена по уровню экономического развития на пять категорий регионов. Чем ниже уровень экономического развития данного региона и соответственно его категория, тем большую поддержку он получает от ЕС. «Коммунитарные» региональные программы в каждой стране – члене ЕС дополняются национальными.
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства
Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика,
что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.
Прямое вмешательство государства – это и принятие законодательных актов,
призванных
упорядочить и развивать
Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного
регулирования
посредством использования
3.2 Методы государственного регулирования
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия
Экономическое регулирование со стороны государства достигается
многочисленными методами. На макроэкономическом уровне к ним относятся:
-денежная политика. Она охватывает формирование государством обязательных резервов, ставки межбанковского кредита, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Все это позволяет государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки коммерческих банков, инвестиции, производство и занятость, оказывать воздействие на движение курса акций;
- налоговая политика. С ее помощью государство налаживает эффективное
стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов,
распространяет системы прогрессивного налогообложения, освобождает от
налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели.
Государство предоставляет налоговые льготы малому бизнесу, а также
предприятиям, только вступающим на путь рыночной конкуренции;
- политика государственных расходов. Она способствует структурным
преобразованиям производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает остроту проблемы вынужденной безработицы;
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике