Роль государства в формировании современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы- представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории, тесно увязав теоретический экскурс с белорусской практикой.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
- дать понятие государственного регулирования экономики;
- проследить основные этапы эволюции теории государственного регулирования рыночной экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты роли государства в рыночной экономике………...6
2 Анализ социально-экономического положения Республики Беларусь…...12
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованных источников…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 2.62 Мб (Скачать)

Учреждение образования

''Белоруский государственый  аграрный технический университет''

Факультет:Предпринимательства и управления

Кафедра: Экономическая теория и право

 

 

 

 

Курсовая работа

Роль государства в  формировании современной рыночной экономики. Экономическая роль государства в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса, 78эи группы

Ма Тэньюэ

Научный руководитель:

Липницкая Валентина Владимировна

  Доцент: Кафедра Экономическая теория и право

 

МИНСК.2011.

 

 

 

Курсовая работа: 40с., 23 рис., 15 источников.

 

АНАЛИЗ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Объект исследования – экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования – роль государства в рыночно экономике РБ.

Цель работы:представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории, тесно увязав теоретический экскурс с белорусской практикой.

Методы исследования: общенаучный, экономические методы,  такие как, метод группировки, сравнительного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.

 

Исследования  и разработки: изучены теоретические основы и понятия роли государства в рыночной экономике, проведен анализ социально-экономического положения Республики Беларусь. 

Технико-экономическая  и социальная значимость:представить направления совершенствования механизмов государственного регулирования экономики Белоруссии.

 

Область возможного практического  применения: научные результаты, рекомендации и предложения могут быть использованы белорусскими предприятиями с целью совершенствованияэкономического механизмагосударственного регулирования экономики.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_____________

(подпис студента) 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение…………………………………………………………………………4

1 Теоретические аспекты  роли государства в рыночной экономике………...6

2  Анализ социально-экономического  положения Республики Беларусь…...12

Заключение………………………………………………………………………36

Список использованных источников…………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по всей видимости, одной из основных для любого современного государства, причем независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере  экономики не отрицает никто. Однако, по таким вопросам, как соотношение  государственного и рыночного регулирования  и границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений  и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что  эффективной может быть только экономика  в условиях ничем не ограниченного  частного предпринимательства. Между  этими крайними вариантами есть ряд  промежуточных, например китайский  вариант сочетания рыночных и  государственных регуляторов, так  называемое социально ориентированное  рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики  и т.д.

Разновидность хозяйства, в  котором существовала крайне высокая  степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и  что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в  каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и  т.д. Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.Такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.

В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений  в рыночной системе, иначе она  превратится из эффективного стабилизатора  и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Актуальность рассматриваемых  в данной работе проблем обусловлена  следующими факторами:

- в условиях мирового  кризиса механизмы функционирования  экономки работают с искажениями,  что приводит к деформации, возникновению  противоречий и столкновения  интересов субъектов рыночной  экономики, и первейшая задача  государства- смягчить последствия,  не допустить социальных катаклизмов  на фоне углубления кризисных  процессов;

- роль государственного  регулирования в экономике стран  с формирующейся рыночной экономикой, к которым относится республика Беларусь, особенно велика;

- проблемы совершенствования  государственных механизмов вмешательства в экономику на сегодняшний день перестают быть предметом теоретических исследований, они приобретают прикладной характер.

Цель данной работы- представить  теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе  экономической теории, тесно увязав теоретический экскурс с белорусской практикой.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:

- дать понятие государственного  регулирования экономики;

- проследить основные  этапы эволюции теории государственного  регулирования рыночной экономики;

- проанализировать важнейшие  направления практического осуществления  государственного регулирования  в Республике Беларусь, основываясь на последних инициативах руководства страны в этой области;

- представить направления  совершенствования механизмов государственного  регулирования экономики Белоруссии.

В процессе разработки данной темы основной акцент был сделан на разработку практической части работы, так как экономическая ситуация диктует необходимость применения разнообразных механизмов государственного регулирования экономики.

Для написания работы были изучены и систематизированы  материалы учебников и монографий по экономической теории, официальные материалы Правительства РБ, аналитические статьи, опубликованные в периодике.

 В работе приведены  данные за период 2006-2010 гг., что придает исследованию характер предельной актуальности.

Таким образом, данная работа представляет собой попытку соединения теоретических основ проблемы государственного регулирования экономики с их практическим воплощением в Республике Беларусь на современном этапе. 

 

1 Теоретические  аспекты роли государства в  рыночной экономике

 

 

Природа государства многогранна  и многоаспектна, его роль и экономические  функции, адаптирующиеся к требованиям  времени, зависят от характера реальных проблем развития национального  и мирового хозяйства. Государство  развивается вместе с обществом  и экономикой, поэтому не случайно, что институту государства вообще, и его хозяйственной деятельности в частности, уделяется пристальное  внимание исследователей. В последние  годы появилось немало работ зарубежных и казахстанских авторов, анализирующих  эволюцию экономической роли государства  в динамично меняющемся мире.

Среди многочисленных подходов к исследованию экономической роли государства в современной рыночной системе можно выделить два наиболее значимых.

Во-первых, это рассмотрение проблемы с позиций мирового хозяйства, его тенденций и закономерностей  развития.

Во-вторых, анализ на национальном уровне, то есть на уровне отдельной  страны.

Для нас крайне важен процесс  и конечные позиции движения от всеобщего  огосударствления к оптимальному государственному хозяйству. Основным содержанием системной  трансформации хозяйства и общественной жизни в современном Казахстане является реализация таких главных  и взаимосвязанных процессов, как  развитие рыночных отношений, структур и становление нового государства, отвечающего по всем параметрам требованиям  рыночной модели социально-экономического устройства.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  общегосударственной экономической  политики.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50-80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

Государственное регулирование  экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот  или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование  занятости, поощрение прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесияпутем активизации или  сдерживания экспорта либо импорта  разных товаров или капитала.

Поскольку рынок не гарантирует  право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать  меры по сокращению безработицы. В целом  государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно  активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста.

 Особо следует выделить  функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

Информация о работе Роль государства в формировании современной рыночной экономики