Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель этой работы – дать целостное представление о теоретических основах роли государства в экономике на макроуровне.
Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута, являются:
- формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций
изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;
- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;
- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике .....................................................................................3
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства ......................................................3
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ..............5
Глава 2. Функции государства в современной рыночной экономике .......7
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ...........................7
2.1.1 Необходимость государственного регулирования.....................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования......................8
2.2 Функции государства в рыночной экономике................................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты .....................................................................................................
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике ...........................................................................................
Глава 3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы......................................................................................................................
3.1 Формы государственного регулирования.......................................................
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика).................................................................................................................
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ......................................
3.2 Методы государственного регулирования ....................................................
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия.....................................
3.3.2 Методы прямого административного воздействия.......................................
3.3 Виды государственного регулирования............................................................
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика ...................................................................
3.2.2 Денежно-кредитная политика......................................................................
3.2.3 Антиинфляционная политика ..........................................................
3.2.4 Антимонопольная политика ......................................................................
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности.......................................
3.2.6 Социальная политика ..............................................................................
Глава4. Роль государства в переходной экономике..............
4.1 Функции государства в переходной экономике ..........
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......
4.3 Государственное регулирование переходной экономики........
4.3.1 Особенности стабилизационной политики............
4.3.2 Особенности структурной политики.............
4.4 Институциональные преобразования ................
Заключение............................
Список использованных источников.................
связывают обычно со стабилизационной и структурной политикой государства. Но в переходной экономике данные направления экономической политики имеют специфику по сравнению с развитыми рыночными системами. Специфика проявляется в том, что в странах с переходной экономикой стабилизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска, цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платежного баланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь стабилизация подразумевает прежде всего достижение полной занятости ресурсов, т.е. восстановление потенциала экономики. Обычно выделяют два главных варианта стабилизационной политики: ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации. Ортодоксальная программа ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов – либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически всех сфер хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия
государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что
связывается
с ограничениями
участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксальная стабилизационная политика также предполагает возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается постепенным переходом от монетизации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг).
Разумная политика управления государственным долгом предполагает, что
формирование рынка государственных ценных бумаг не блокирует рост инвестиций частного сектора через резкое повышение процентных ставок и доходности государственных облигаций. В процессе координации фискальной и денежной политики решается сложная задача сдерживания инфляции и роста дефицита бюджета на фоне создания в формирующейся рыночной экономике финансового рынка. Постепенная либерализация в рамках данного типа политики не приводит к резкому всплеску инфляции, а значит не требует ответных жестких ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление макроэкономического равновесия в этих условиях создает возможности для будущего роста экономики. Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходного периода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни формированием собственных основ рыночной экономики, т.е. одновременно с переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства по проведению программ стабилизации.
4.3.2 Особенности структурной политики
Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах касались реформы финансовых рынков: сокращения государственного регулирования внутренних товарных рынков и стимулирования конкуренции, в том числе путем осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направленных на совершенствование рынков труда, увеличение их гибкости. В переходных экономиках структурная политика государства решает более широкий круг проблем. Она включает в себя как формирование институциональных основ деятельности экономических агентов, создание условий для долгосрочного экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффективности использования факторов производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями
применения. Среди основных направлений структурной политики следует выделить: приватизацию и формирование целого спектра различных отношений собственности; преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание условий для формирования новых стоимостных пропорций в экономике, в том числе системы относительных цен, соответствующих современному состоянию НТП,
стимулирующих
прогрессивные направления
импортом.В переходной экономике возрастает роль промышленной политики. В условиях необходимости преобразования прежней структуры народного хозяйства и еще не сформировавшихся рыночных механизмов и институтов отсутствие такой политики может привести к разрушению накопленного богатства страны и целых отраслей экономики. Спад производства, характерный для переходной экономики, усиливает ее отставание от передовых стран как по уровню дохода на душу населения, так и по производительности труда, по освоению новых направлений НТП. Отсутствие у государства достаточного объема средств для поддержки всех отраслей народного хозяйства требует их концентрации в передовых высокотехнологических, наукоемких производствах, несмотря на обусловленное текущими выгодами стремление оказать поддержку сохранившимся экспортным (чисто сырьевым) отраслям. В этом плане структурная политика, в отличие от стабилизационной, должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации экономики. Важнейшей задачей структурной политики государства в переходной экономике, как в плане текущего регулирования совокупного предложения, так и в плане долгосрочного экономического роста, является создание финансовой системы, которая соединяла бы потоки сбережений и инвестиций в экономике. Это предполагает реформирование банковской сферы и фондового рынка для мобилизации сбережений и направления их в инвестиционные проекты. Очевидно, что все перечисленные направления структурной политики требуют активной деятельности государства, т.к. без действий правительства по долгосрочной реконструкции потенциально сильных промышленных предприятий угроза массовых банкротств и фактическая утрата части потенциала экономики становятся реальностью/9,481/.
4.4 Институциональные преобразования
Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности ( создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также
создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены
административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и
налоговыми). Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:
- права собственности;
- договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
- порядок
начала и окончания
- поддержание конкурентной среды.
В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).
В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов. При этом, однако, могут возникать социально нецелесообразные институты (вроде «уполномоченных банков», получавших – в нарушение принципов конкуренции – особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных. Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные черты.
Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е.
отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.
Другой институциональной лакуной, характерной для всех стран с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики. Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных
сегментов рынка. Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса/10,653/.
Государство должно активно участвовать в создании основ рыночной экономики, выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение.
Заключение
Государственное
регулирование экономики
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике