Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель этой работы – дать целостное представление о теоретических основах роли государства в экономике на макроуровне.
Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута, являются:
- формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций
изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;
- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;
- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике .....................................................................................3
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства ......................................................3
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ..............5
Глава 2. Функции государства в современной рыночной экономике .......7
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ...........................7
2.1.1 Необходимость государственного регулирования.....................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования......................8
2.2 Функции государства в рыночной экономике................................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты .....................................................................................................
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике ...........................................................................................
Глава 3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы......................................................................................................................
3.1 Формы государственного регулирования.......................................................
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика).................................................................................................................
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ......................................
3.2 Методы государственного регулирования ....................................................
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия.....................................
3.3.2 Методы прямого административного воздействия.......................................
3.3 Виды государственного регулирования............................................................
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика ...................................................................
3.2.2 Денежно-кредитная политика......................................................................
3.2.3 Антиинфляционная политика ..........................................................
3.2.4 Антимонопольная политика ......................................................................
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности.......................................
3.2.6 Социальная политика ..............................................................................
Глава4. Роль государства в переходной экономике..............
4.1 Функции государства в переходной экономике ..........
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......
4.3 Государственное регулирование переходной экономики........
4.3.1 Особенности стабилизационной политики............
4.3.2 Особенности структурной политики.............
4.4 Институциональные преобразования ................
Заключение............................
Список использованных источников.................
- управление государственным долгом. Сюда относятся ставка процента и срок выпуска облигаций, которые используются вне зависимости от того, есть дефицит бюджета или нет. Их применение может дать положительные антиинфляционные результаты, повлиять на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг. Государство располагает также экономическими методами регулирования воспроизводства и на уровне мировой экономики. Они оказываются тем значимее и эффективнее, чем глубже страна интегрирована в систему мирового хозяйства. Здесь необходимо выделить:
- внешнеторговую политику. Она касается экспорта и импорта товаров и услуг. Государство активно стимулирует экспорт товаров и капиталов. Тем самым оно способствует расширению спроса на национальные товары. Уровень конкуренции в мировой торговле является очень высоким. Поэтому страна, занимающая там передовые позиции, является лидером в области научно-технического прогресса. Государство использует следующие методы стимулирования экспорта: предоставляет экспортерам налоговые льготы, берет на себя гарантии экспортных кредиторов, использует двухсторонние экономические соглашения, а также международные механизмы согласования торговых интересов, развивает и осуществляет социальные целевые программы, предусматривает усиление экспортного потенциала страны, регулирует валютные курсы;
-лицензирование экспортных потоков. Должны быть установлены препятствия вывозу ресурсов, признанных национальным достоянием. Нельзя распродавать имущество, которое необходимо нынешнему и будущему поколениям;
- таможенное налогообложение. Оно представляет метод государственного
регулирования импорта. Уровень таможенных налоговых ставок должен быть достаточен, чтобы обезопасить отечественную экономику от крупномасштабных падений производства и занятости. А они вполне возможны в случае беспрепятственного проникновения на внутренний рынок иностранных конкурентов. В то же время очень высокие таможенные тарифы (протекционистские) создают на внутреннем рынке неестественную обстановку, отгораживают его от мировой торговли.
- нетарифные
методы ограничения импорта.
ассигнования, старается поддерживать спрос, цены и норму прибыли.
- международное движение капиталов. Если имеется в виду экспорт капитала, то государство обеспечивает своим предпринимателям, оперирующим за границей, благоприятный инвестиционный климат, а также гарантии безопасности капиталовложений.
3.3.2 Методы прямого административного воздействия
Есть
области, где административные методы
регулирования экономики
хозяйства в целом. Среди административных методов регулирования экономики следует выделить:
-прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монопольные рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные административные методы воздействия. Например, для науки, образования, медицины, обороны признана естественной государственная монополия. Поэтому здесь может быть осуществлено полномасштабное администрирование. Здесь применимы: долгосрочное и текущее директивное планирование производства, издержек и цен; прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг; гарантированное материально-техническое снабжение, опирающееся на централизованные государственные поставки и закупки. Несколько иного отношения заслуживают технологические олигополии. По отношению к ним применяется мягкое администрирование (индикативное планирование, допустимые пределы колебания цен). В ряде случаев существуют совершенно неестественные монополизированные участки экономики. В этом случае государство может использовать прямые административные методы для постепенной ликвидации экономически нецелесообразных монополий;
-меры превентивного порядка, ограничивающие побочные эффекты рыночных процессов
- разработка стандартов, контроль за их соблюдением;
- определение
и поддержание минимально
населения,
т.е. гарантированный минимум
безработице, социальные выплаты/3,278/.
3.3 Виды государственного регулирования
3.3.1 Бюджетно-налоговая политика
Все многообразие
экономических методов
- регулирование государственных расходов;
- осуществление государственных закупок;
- выпуск
государственных внутренних
- поддержка
и регламентирование
Средствами бюджетной политики осуществляется и прямое государственное
хозяйственное регулирование. Государственный бюджет представляет собой
совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-
территориальных властей, т.е. доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. Налоги в государственном регулировании экономики – это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом
обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые льготы, кредиты, отсрочка уплаты налога и полное освобождение от него/1,59/.
3.3.2 Денежно-кредитная политика
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель – регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией. Денежно-кредитная политика направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д. Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).
К общим методам ДКП относятся:
- учетная (дисконтная) политика. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций
- операции на открытом рынке. Этот метод заключается в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки ЦБ переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже ЦБ списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.
- установление
норм обязательных резервов
стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций.
К селективным
методам ДКП относятся
-контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита.
- Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка/2,426/.
3.3.3 Антиинфляционная политика
Диапазон параметров для проведения этой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой – необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1.Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование –
регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в
соответствии с темпом роста ВВП)
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для
сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Различают прямые и косвенные методы снижения темпов инфляции.
Прямые методы регулирования:
- установление ориентиров для роста заработной платы и цен;
- прямой контроль над ними.
Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами. К косвенным методам воздействия относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики/2,393/.
3.3.4 Антимонопольная политика
Негативные
моменты монополизма в
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике