Роль государства в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы – дать целостное представление о теоретических основах роли государства в экономике на макроуровне.
Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута, являются:
- формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций
изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;
- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;
- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике .....................................................................................3
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства ......................................................3
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ..............5
Глава 2. Функции государства в современной рыночной экономике .......7
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ...........................7
2.1.1 Необходимость государственного регулирования.....................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования......................8
2.2 Функции государства в рыночной экономике................................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты .....................................................................................................
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике ...........................................................................................
Глава 3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы......................................................................................................................
3.1 Формы государственного регулирования.......................................................
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика).................................................................................................................
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ......................................
3.2 Методы государственного регулирования ....................................................
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия.....................................
3.3.2 Методы прямого административного воздействия.......................................
3.3 Виды государственного регулирования............................................................
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика ...................................................................
3.2.2 Денежно-кредитная политика......................................................................
3.2.3 Антиинфляционная политика ..........................................................
3.2.4 Антимонопольная политика ......................................................................
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности.......................................
3.2.6 Социальная политика ..............................................................................
Глава4. Роль государства в переходной экономике..............
4.1 Функции государства в переходной экономике ..........
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......
4.3 Государственное регулирование переходной экономики........
4.3.1 Особенности стабилизационной политики............
4.3.2 Особенности структурной политики.............
4.4 Институциональные преобразования ................
Заключение............................
Список использованных источников.................

Работа содержит 1 файл

эконом.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

международной конкурентоспособност отечественной экономики/10,645;5,195/.

     2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты

Регулирование рыночной экономики государством проявляется через реализацию его экономических функций, которые довольно многообразны и направлены на следующие экономические цели:

- экономический рост; эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни;

-  экономическая эффективность – требует получения наибольших

результатов при минимальных затратах имеющихся  ограниченных производственных   ресурсов;

-    полная занятость трудоспособного населения – позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;

-    стабильный уровень цен; серьезное повышение или снижение

уровня  дестабилизирует экономику в  целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать;

-   экономическая свобода; предприниматели, хозяйствующие субъекты

рыночной  экономики должны обладать в своей  деятельности высокой степенью свободы;

-    справедливое распределение доходов; с позиции рыночной

экономики доходы, полученные в ходе конкурентной борьбы, справедливы; принцип «на равный капитал – равная прибыль» действует как тенденция; уравнительное распределение недопустимо; в то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна прибывать в нищете, когда другие купаются в роскоши;

-    экономическая обеспеченность – обеспечение номинального

существования за счет средств государственного бюджета  и различных социальных и благотворительных фондов хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев;

-   торговый баланс – предполагает поддерживание разумного

соотношения экспорта и импорта торговли национальной экономикой, а также баланс международных финансовых сделок.

-  создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;

-  непрерывная модернизация производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции;

-    сглаживание экономического цикла;

Во многих научных и учебных публикациях  на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования, объединяемые понятием «магический четырехугольник»:обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели

противоречат  другим. Так, стимулирование  занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно/11,140/.

В условиях развитой рыночной экономики государство  для реализации отмеченных выше и других целей использует целый набор инструментов (средств) как экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие инструменты.

1.  Административно-правовые средства. Они нацелены на формирование основ экономического строя. Административные средства чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не столько центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. К данной категории относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих лицензий) и запреты. Весьма типичный пример – разрешения и запреты на новое промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям. Наконец, к административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы, которые нередко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

2. Экономические средства:

- государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и

использованием  государственного бюджета и централизованных («полугосударственных») фондов социального страхования, через которые

перераспределяется  до ½ ВВП развитых стран. Речь идет о пенсионном,

медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости. Средства расходных статей государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействуя подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и

стимулирования  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ

(НИОКР).

-  денежно-кредитный инструментарий, который включает маневрирование учетной ставкой центрального эмиссионного банка, т.е. изменение процента, взимаемого центральным банком при приобретении коммерческих векселей у частных банков; изменение нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны

отвлекать от проводимых ими операций и хранить  на своих беспроцентных счетах в центральном банке, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках; операции на так называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи государственных ценных бумаг(казначейских векселей, облигаций и др.), совершаемые между центральным банком и частными банками. При помощи денежно- кредитного инструментария государство в лице центрального банка влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента  тем самым– на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

-  государственная собственность, которая также используется для

воздействия на темпы и пропорции экономического развития.

-внешнеэкономический инструментарий. Данный  инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений – торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц/10,554/.

  2.4 Функции современного российского государства в экономике и социальной политике.

Российское  государство выполняет в основном те же экономические функции, что и другие государства с рыночной экономикой, хотя каждая из них отличается своеобразием, определяемым особенностями положения страны. Первая, исходная функция государства в экономике – обеспечение правовой базы ее функционирования. Это создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность и контроль за их исполнением. Речь идет об установлении своего рода правил игры, или юридических принципов, экономического общения. Данная функция реализуется путем издания актов, защищающих права частной собственности, определяющих формы предпринимательской деятельности в условиях функционирования предприятий, их взаимоотношения и отношения с государством. К этой же функции относятся регулирование государством проблем качества продукта, безопасности труда, вопросов взаимоотношений профсоюзов с администрацией. В России этот процесс идет, к сожалению, пока бессистемно: законы часто меняются, противоречат друг другу и, главное, плохо исполняются. Вторая функция государства – антимонопольное регулирование экономики (или защита конкуренции). В России особенность ее реализации состоит не столько в расформировании крупных фирм, сколько в том, чтобы организовать контроль за коммерческими сделками, за внешними формами которых зачастую стоят сговоры о ценах, не говоря уже о чисто криминальных разновидностях деловой активности. Данная функция государства направлена на сохранение конкурентной среды. С этой целью необходимо обеспечить наличие достоверной информации о ситуации на

рынке и состоянии экономики в целом, поскольку предприниматели ориентируются не столько на то, что есть на рынке сегодня, сколько на свои ожидания изменения конъюнктуры. И в этом отношении громадную роль играет реклама. Следующая, третья, функция государства в экономике связана с макроэкономической стабилизацией. Она представлена деятельностью правительства, направленной на обеспечение экономического роста, преодоление чрезмерной безработицы и установление стабильного уровня цен. Равновесие обеспечивается на основе «самонастройки» рынка, однако «самонастройка» не является абсолютной и поэтому необходимо проведение экономической политики (фискальной и денежной), направленной на сглаживание экономических циклов. Четвертая экономическая функция – обеспечение производства так называемых

общественных  товаров. Это производство товаров  оборонного назначения,

обеспечение правоохранительных органов, строительство  и содержание дорог и т.д.

В последние  десятилетия активно развивается  экономическая функция

государства, направленная на принятие мер к виновникам отрицательных

социальных  последствий хозяйственной деятельности, что выражается прежде всего в нарушении экологии. Безусловно заслуживает внимания появившаяся на Западе практика выдачи государством лицензий предприятиям на сброс отходов. Расширяется и такая функция государства, как субсидирование сфер, несущих положительные экстерналии (внешние эффекты). Это относится, в частности, к здравоохранению, образованию, благотворительным программам и т.д. понятно, что от хозяйственной деятельности в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели соответствующих услуг, но и общество в целом/11,158/.

В масштабе мировой экономики экономика  России является сравнительно небольшой (см. приложение А). Поэтому меры по углублению реформирования экономики должны осуществляться в русле всеобщей демократизации социально-политической и экономической жизни российского общества. Сильная экономика всегда вторична по отношению к государству. Только с помощью государства можно будет достичь экономического подъема.

     3. Экономическая политика государства: формы, виды, методы

3.1 Формы государственного  регулирования

3.1.1Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика)

До Второй мировой войны, а во многих странах  до середины 50-х гг. воздействие государства на состояние хозяйственной конъюнктуры осуществлялось от случая к случаю и диктовалось обычно чрезвычайными обстоятельствами, т.е. свершившимися фактами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое регулирование, которое западными учеными и политиками обычно именуется «конъюнктурная политика». Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу. В 50-е – первой половине 70-х гг. в подавляющем большинстве стран Запада антициклическое регулирование осуществлялось преимущественно на базе кейнсианской теории. Высокие государственные расходы на собственные инвестиции (например, в транспортную сеть и прочие отрасли хозяйственной и социальной инфраструктуры), стимулирование частных инвестиций и закупки товаров через государственные заказы увеличивали совокупный спрос и поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская политика во многом способствовала тому, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в истории капитализма, а уровень безработицы 0 самым низким (более того, спрос на рабочую силу, особенно в Западной Европе, превысил ее предложение, что

Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике