Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель этой работы – дать целостное представление о теоретических основах роли государства в экономике на макроуровне.
Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута, являются:
- формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций
изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;
- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;
- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.
Введение...................................................................................................................3
Глава1. Концентрация и монополизация производства и изменение роли государства в экономике .....................................................................................3
1.1 Концентрация и монополизация производства как материальная база
изменения экономической роли государства ......................................................3
1.2 Основные концепции роли государства в рыночной экономике ..............5
Глава 2. Функции государства в современной рыночной экономике .......7
2.1 Государственное вмешательство в рыночную экономику ...........................7
2.1.1 Необходимость государственного регулирования.....................................8
2.1.2 Возможности и границы государственного регулирования......................8
2.2 Функции государства в рыночной экономике................................................9
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и
инструменты .....................................................................................................
2.4 Функции современного российского государства в экономике и
социальной политике ...........................................................................................
Глава 3. Экономическая политика государства: формы, виды и методы......................................................................................................................
3.1 Формы государственного регулирования.......................................................
3.1.1 Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная
политика).................................................................................................................
3.1.2 Среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование…………………
3.1.3 Прямое и косвенное вмешательство государства ......................................
3.2 Методы государственного регулирования ....................................................
3.3.1 Методы косвенного экономического воздействия.....................................
3.3.2 Методы прямого административного воздействия.......................................
3.3 Виды государственного регулирования............................................................
3.2.1 Бюджетно-налоговая политика ...................................................................
3.2.2 Денежно-кредитная политика......................................................................
3.2.3 Антиинфляционная политика ..........................................................
3.2.4 Антимонопольная политика ......................................................................
3.2.5 Регулирование инвестиционной деятельности.......................................
3.2.6 Социальная политика ..............................................................................
Глава4. Роль государства в переходной экономике..............
4.1 Функции государства в переходной экономике ..........
4.2 Средства и институты государственного регулирования .......
4.3 Государственное регулирование переходной экономики........
4.3.1 Особенности стабилизационной политики............
4.3.2 Особенности структурной политики.............
4.4 Институциональные преобразования ................
Заключение............................
Список использованных источников.................
международной конкурентоспособност отечественной экономики/10,645;5,195/.
2.3 Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты
Регулирование рыночной экономики государством проявляется через реализацию его экономических функций, которые довольно многообразны и направлены на следующие экономические цели:
- экономический рост; эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни;
- экономическая эффективность – требует получения наибольших
результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов;
- полная занятость трудоспособного населения – позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;
- стабильный уровень цен; серьезное повышение или снижение
уровня дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать;
- экономическая свобода; предприниматели, хозяйствующие субъекты
рыночной экономики должны обладать в своей деятельности высокой степенью свободы;
- справедливое распределение доходов; с позиции рыночной
экономики доходы, полученные в ходе конкурентной борьбы, справедливы; принцип «на равный капитал – равная прибыль» действует как тенденция; уравнительное распределение недопустимо; в то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна прибывать в нищете, когда другие купаются в роскоши;
- экономическая обеспеченность – обеспечение номинального
существования за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев;
- торговый баланс – предполагает поддерживание разумного
соотношения экспорта и импорта торговли национальной экономикой, а также баланс международных финансовых сделок.
- создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;
- непрерывная модернизация производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции;
- сглаживание экономического цикла;
Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования, объединяемые понятием «магический четырехугольник»:обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели
противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно/11,140/.
В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации отмеченных выше и других целей использует целый набор инструментов (средств) как экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие инструменты.
1. Административно-правовые средства. Они нацелены на формирование основ экономического строя. Административные средства чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не столько центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. К данной категории относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих лицензий) и запреты. Весьма типичный пример – разрешения и запреты на новое промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям. Наконец, к административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы, которые нередко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).
2. Экономические средства:
- государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и
использованием государственного бюджета и централизованных («полугосударственных») фондов социального страхования, через которые
перераспределяется до ½ ВВП развитых стран. Речь идет о пенсионном,
медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости. Средства расходных статей государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействуя подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и
стимулирования
научно-исследовательских и
(НИОКР).
- денежно-кредитный инструментарий, который включает маневрирование учетной ставкой центрального эмиссионного банка, т.е. изменение процента, взимаемого центральным банком при приобретении коммерческих векселей у частных банков; изменение нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны
отвлекать от проводимых ими операций и хранить на своих беспроцентных счетах в центральном банке, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках; операции на так называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи государственных ценных бумаг(казначейских векселей, облигаций и др.), совершаемые между центральным банком и частными банками. При помощи денежно- кредитного инструментария государство в лице центрального банка влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента тем самым– на темпы и пропорции воспроизводства капитала.
- государственная собственность, которая также используется для
воздействия
на темпы и пропорции
-внешнеэкономический инструментарий. Данный инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений – торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц/10,554/.
2.4 Функции современного российского государства в экономике и социальной политике.
Российское
государство выполняет в
рынке
и состоянии экономики в целом,
поскольку предприниматели
общественных товаров. Это производство товаров оборонного назначения,
обеспечение правоохранительных органов, строительство и содержание дорог и т.д.
В последние
десятилетия активно
государства, направленная на принятие мер к виновникам отрицательных
социальных
последствий хозяйственной
В масштабе мировой экономики экономика России является сравнительно небольшой (см. приложение А). Поэтому меры по углублению реформирования экономики должны осуществляться в русле всеобщей демократизации социально-политической и экономической жизни российского общества. Сильная экономика всегда вторична по отношению к государству. Только с помощью государства можно будет достичь экономического подъема.
3. Экономическая политика государства: формы, виды, методы
3.1 Формы государственного регулирования
3.1.1Краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика)
До Второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие государства на состояние хозяйственной конъюнктуры осуществлялось от случая к случаю и диктовалось обычно чрезвычайными обстоятельствами, т.е. свершившимися фактами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое регулирование, которое западными учеными и политиками обычно именуется «конъюнктурная политика». Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу. В 50-е – первой половине 70-х гг. в подавляющем большинстве стран Запада антициклическое регулирование осуществлялось преимущественно на базе кейнсианской теории. Высокие государственные расходы на собственные инвестиции (например, в транспортную сеть и прочие отрасли хозяйственной и социальной инфраструктуры), стимулирование частных инвестиций и закупки товаров через государственные заказы увеличивали совокупный спрос и поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская политика во многом способствовала тому, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в истории капитализма, а уровень безработицы 0 самым низким (более того, спрос на рабочую силу, особенно в Западной Европе, превысил ее предложение, что
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике