Роль государства в рыночной экономике. Способы государственного регулирования рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в рыночную экономику и экономику развития стал известный английский экономист Дж. М. Кейнс. Кейнсианская теория ставит целью контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривает стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а так же через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Кейнсианство исходит из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требует вмешательство государства.

Содержание

1.Введение.
2.Минимальные функции государства, «провалы» рынка.
1.Общественные товары (блага).
2.Внешние эффекты
3.Поддержание естественного порядка и антимонопольная политика.
4.Пресечение ассиметричной информации рынка.
3.Максимальные функции государства.
4.Формы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственное экономическое программирование.
1.Государственное экономическое программирование.
5.Границы эффективности государственного регулирования экономики.
6.Теория общественного выбора. «Провалы» государства.
1.«Провалы» государства.
7.Заключение.
8.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая1.doc

— 171.00 Кб (Скачать)
    1.   Пресечение асимметричной информации рынка.

       Современный рынок характеризуется асимметричностью информации, которой владеют продавцы и покупатели товаров, которая ведет к принятию ими неверных решений, вытеснению товарами низкого качества на рынке высококачественных.

       Государство может уменьшать асимметричность информации  путем контроля качества товаров и услуг, распространения необходимых сведений, препятствуя распространению рекламы и т.д. Отсюда пресечение асимметричной информации становится функцией любого государства. Современные государственные структуры осуществляют общее регулирование условий работы, проверяют и сортируют продукты питания, регулируют внешний вид, безопасность потребительских товаров и требуют, чтобы определенные изделия были снабжены соответствующими этикетками. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т.д. Из-за асимметричной информации частные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство.

       Предоставляя  потребителям информацию о качестве товаров, степени рисков в сферах инвестирования и страхования и т.п., государство создает тем самым общественную информацию, которой бесплатно пользуются все экономические субъекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Максимальные  функции современного государства.

       Если  обратиться к реально существующей экономике в мире, то обнаружатся  новые области хозяйственной  жизни, где проявляется ограниченность рынка, что делает необходимым более  широкое участие государства  в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику и отсюда его максимальные функции. К ним относятся смягчение так называемых «хронических болезней рынка», а именно цикличности развития экономики с помощью антициклической политики, инфляции и использования антиинфляционной политики, безработицы при помощи социальной политики.

       Суть  государственной антициклической политики или регулирования хозяйственной конъюнктуры состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – сокращения товарных запросов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на труд предложением и отсюда необоснованные рост заработной платы и цен. В такой ситуации государство стремиться притормозить рост спроса, инвестиций и производства, чтобы притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов, что не характерно для экономики России и стран с «переходной экономикой».

       Особое  внимание государство в рыночной экономике уделяет регулированию денежного обращения. Во-первых, потому, что сам рынок не может обеспечить себя деньгами, поэтому эмиссия (выпуск) денег – это функция государственного или центрального банка. Во-вторых, регулирование денежного обращения преследует цель борьбы с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизирую курс национальной валюты.

       Социальная  функция государства направлена не только на удовлетворение общественных потребностей в здравоохранении, образовании, поддержки неимущих и т.д., но и на регулировании рынка труда с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Расширение системы социальной защиты может осуществляться в трех направлениях:

    1. Рост социальной сферы.
    2. Расширение состава социально защищенных групп.
    3. Увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

          Не менее важной является функция, связанная  с перераспределением доходов. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг – как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение не гарантирует получение прожиточного минимума. Потребовалось определенной время, чтобы общество осознало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а так же поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, государство должно позаботиться не только о безработных, но и о занятых, гарантирую им минимальный уровень потребления через минимальную заработную плату. Государством должны финансироваться программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи.

          В современных условиях стремительно меняющегося мира, которые  характеризуют сильнейший технологический  «взрыв», развитие фундаментальных научных исследований, стимулирование развития новых отраслей с неясными перспективами, таких направлений НТП, которые требуют крупных инвестиций с длительным сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли – все это становится функцией государства, которую оно реализует при помощи инвестиционной политики. Государство в этом случае, с одной стороны, само вкладывает средства в приоритетные области экономики развития,  с другой – выступает в роли регулятора, обеспечивающего максимально благоприятные  экономические и фискально-правовые условия, способствующие притоку средств частных внутренних и внешних (иностранных) инвесторов,  и следит за соблюдением  гарантий инвесторам.

          Функцией государства  остается деятельности его в  качестве субъекта имущественных отношений.

          Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не выступающее объектом купли-продажи и не приносящие прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

          Значительный вес  в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль над деятельностью компании.

          Источником  формирования государственной собственности  выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Эти предприятия остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

          Государство представляет собой систему, которая поддерживает общепринятые правила (например, кодекс поведения в обществе или правила ведения бизнеса) либо создает институты, деятельность которых ориентируется на поддержание и сохранение институтов как определенного порядка в экономике.

          Прежде всего на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а так же контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения «экономических агентов», юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. Механизм реализации этой функции может служить институциональная политика.

          Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

          Реализация  национальных интересов  в мировой экономике  предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и мн.др.

          По мере развития глобализации функции и роль государства  меняются. Говоря о роли государства  в условиях глобализации, следует  выделить два аспекта: роль института  государства в мировом сообществе и внутри отдельной страны.

          В отношении первого  преобладает мнение, что интеграционные процессы в экономике, глобализация финансового рынка ведут к  «стиранию» государственных границ, к ослаблению государственного суверенитета в финансовой сфере. По оценкам Р. Аллена, менее 30% рынка ценных бумаг семерки наиболее развитых стран контролируются государством или подчинены государственным интересам. Мировой финансовый рынок перемещает свыше 3 трлн. Долл. В месяц из страны в страну. Из них 2 трлн. долл. не контролируются государством или другими официальными институтами. Частный капитал имеет больше ресурсов, чем центральные банки даже таких стран, как США. Не национальные правительства, заключает Аллен, а частный капитал определяет ситуацию на мировом финансовом рынке.

          Сегодня проявляется  тенденция к перенесению части  государственных функций по регулированию  валютно-финансовой сферы экономики  на надгосударственный уровень. Так, события  последних лет показывают, что  существующих инструментов регулирования  мирового финансового рынка явно недостаточно. Отсюда – лихорадочные поиски новых идей и концепций. Например, идеи о создании мировой валютной системы и морового центрального банка.

          Развитие процессов  глобализации подталкивает государства  ко все большей координации их политики в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием.

          Не  менее важные изменения происходят в функциях государства внутри страны. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, социальным расселением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Отсюда – усиление исторической роли государства как гаранта социальной стабильности, призванного обеспечить прежде всего необходимую помощь наиболее нуждающимся категориям населения и защищать общество от волны насилия, преступности и террора, приобретающего глобальные масштабы.

          Инновационная функция государства оказывается в числе важнейших функций в условиях глобализации. И действительно, участие государства в инновационном процессе приобрело такие масштабы, что в США появился специальный термин «полугосударственная (semipublic) экономика», отражающий тесные связи между частными фирмами и органами власти на федеральном уровне и на местах. Западные исследователи глобализационных процессов в экономике подчеркивают, что формирование национальных конкурентных преимуществ зависит не столько от ТНК и внешних инвестиций, сколько от политики государства как  в национальном, так и на региональном уровнях. Возрастает роль местных органов власти, которые обеспечивают необходимую правовую и финансовую поддержку малому и среднему бизнесу, созданию институциональной основы для инновационного развития своих регионов, их успеха на мировом рынке.

          Промышленная  политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики, направленной на развитие главного ресурса экономики – человека, отсюда значительное увеличение во всех передовых странах затрат на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. 
 

    1. Формы и инструменты  государственного регулирования экономики. Государственное экономическое программирование.

       Генеральной целью государственного регулирования  экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за границей, адаптация его к новым условиям.

       Государство воздействует на экономику с помощью  целой системы форм, методов и  инструментов, и регуляторов, которая  представлена на схеме (см. учебник «Экономическая теория» В.И Видяпина, Г.П Журавлевой, 4-е издание, Москва ИНФРА-М, 2004 г., с. 165.)

       Обычно  выделяют три главные формы воздействия  государства на экономику:

  1. Экономические регуляторы являются основным в рыночной экономике. Здесь нет прямого вмешательства государства в деятельность субъекта рынка. Цели, которые стравит перед собой государство, достигаются не принуждением, а созданием (посредством определенной экономической политики) такой экономической среды, которая заставляет предпринимателей действовать в желательном для государства русле.
  2. Административные регуляторы. Их применение в рыночной экономике необходимо, но они носят подчиненный характер по сравнению с экономическими регуляторами.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике. Способы государственного регулирования рыночной экономики