Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования экономики и факторов, влияющих на его реализацию.
Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:
• Раскрыть экономические функции государства;
• Рассмотреть инструменты реализации государственного регулирования экономики;
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность и инструментарий государственного регулирования экономики………………………………………………………………………….5
1.1. Экономические функции государства……………………………………....5
1.2.Инструменты государственного регулирования экономики………………9
1.3.Теоретические взгляды на государственное регулирование…………….15
2.Основные сферы государственного регулирования экономики…………..19
2.1.Государственный бюджет…………………………………………………..19
2.2.Налоги и их функции…………………………………………………….….21
2.3.Антимонопольная и антиинфляционная политика ……………………….24
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Сущность
и инструментарий
1.1. Экономические
функции государства……………………………
1.2.Инструменты государственного регулирования экономики………………9
1.3.Теоретические
взгляды на государственное
2.Основные
сферы государственного
2.1.Государственный бюджет…………………………………………………..19
2.2.Налоги
и их функции………………………………………………
2.3.Антимонопольная и антиинфляционная политика ……………………….24
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………….30
Введение
Экономика — это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.
Важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов экономики.1
Государственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.
Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу.
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение
Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования в курсовой работе выступает государственное регулирование в сфере экономики.
Предметом исследования выступают факторы и методы влияющие на реализацию государственного регулирование экономики.
Структура исследования характеризуется
его логикой, целью и задачами работы;
состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка.
1. Сущность и инструментарий государственного регулирования экономики
1.1.
Экономические функции
государства
Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. Таким образом провалы рынка обуславливают содержание экономических функций государства
Рассмотрим сущность экономических функций государства. Саморегулирующаяся рыночная система способствует рождению монополии, а значит уменьшению конкуренции.
Монополия – рынок одного продавца, возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Это имеет негативные последствия, т. к. для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а качество их снизится. Таким образом, вмешательство монополии в рыночную среду ведет к перераспределению богатства в ее пользу. В таких условиях государство вынуждено взять на себя ответственность за обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы. С этой целью применяется антимонопольное законодательство, препятствующее объединениям крупных предприятий.
Не менее сложным вопросом для государства является регулирование так называемых «внешних» или побочных эффектов.2
Внешние эффекты – факторы, которые не учитываются при определении общественного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На микроуровне внешние эффекты» могут быть определены как издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. Наиболее важным примером внешних затрат, которые несет общество, является загрязнение окружающей среды. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания человечество. Ухудшение экологической ситуации привело к необходимости осуществления жестких регламентирующих мер со стороны государства, т. к. только оно способно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.3
К числу недостатков рынка относится проблема, связанная с контролем денежной массы в обращении. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства, поэтому имеет место нехватка или, наоборот, изобилие денег. Решение этих вопросов государство осуществляет в лице Центрального банка. В отличие от других финансовых институтов, руководствующихся соображениями коммерческой выгоды, центробанк страны призван защищать интересы общественные. Его основными задачами являются эмиссия национальной валюты, финансирование правительства, осуществление расчетных операций с коммерческими банками, контроль над деятельностью коммерческих банков, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы и другое.
Особое внимание современное государство вынуждено обращать на существование социальных проблем. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к дифференциации в уровне жизни населения, социальной незащищенности наиболее бедных слоев. Если рыночное распределение не устраивает большинства населения страны, то это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Перемещение части доходов от обеспеченных слоев к нуждающимся возможно двумя путями: через так называемые трансферты и установление фиксированных цен на социально значимые товары и услуги, а также минимального размера оплаты труда.
Трансферты – выплата денег, передача товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке, а не в обмен на товар или деньги. Примером трансфертных платежей служат различные пособия – инвалидам, безработным, стипендии и т. д.
Важнейшей функцией государства остается удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходится без национальной обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми пользуются поровну все граждане страны, они получили название «общественных товаров».4
Общественные товары – товары, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны. Они оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Их главными признаками являются:
Общественные товары имеют очень сложную структуру. Часть из них (например, национальная оборона) потребляется всем населением страны поровну, другая (услуги милиции данного региона) – лишь частью населения, третья (коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населенного пункта) – лишь малым коллективом. При этом общественные блага могут иметь отдельные свойства частных экономических благ. Так, высшее образование имеет черты общественного товара – студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, поскольку студентом становится не каждый желающий, а значит, высшее образование не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основы.
Все рассмотренные функции государства в экономике должны соответствовать трем важнейшим принципам экономической деятельности: эффективности, справедливости и стабильности. Эффективность обозначает, что государство призвано создавать условия, обеспечивающие эффективное функционирование производства. Справедливость предполагает перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций для сглаживания имущественного неравенства, рождаемого рынком. Стабильность требует проведения специальных мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Анализ
экономических функций
1.2.Инструменты
государственного регулирования
экономики
Основные средства государственного регулирования подразделяют на: административные и экономические.
Административные базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.
Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.
Основные экономические инструменты - это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление
и изменение размеров
3) операции
государственных учреждений на
При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики