Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:05, курсовая работа
Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в рыночную экономику и экономику развития стал известный английский экономист Дж. М. Кейнс. Кейнсианская теория ставит целью контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривает стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а так же через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Кейнсианство исходит из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требует вмешательство государства.
1.Введение.
2.Минимальные функции государства, «провалы» рынка.
1.Общественные товары (блага).
2.Внешние эффекты
3.Поддержание естественного порядка и антимонопольная политика.
4.Пресечение ассиметричной информации рынка.
3.Максимальные функции государства.
4.Формы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственное экономическое программирование.
1.Государственное экономическое программирование.
5.Границы эффективности государственного регулирования экономики.
6.Теория общественного выбора. «Провалы» государства.
1.«Провалы» государства.
7.Заключение.
8.Список используемой литературы.
Административные регуляторы связаны с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Это, например, директивное регулирование цен, зарплаты, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование. Однако административные регуляторы следует использовать осторожно, так как чрезмерное их применение опасно перерождением рыночной экономики в административно-командную.
На практике административные и экономические методы не только противоположны, но и взаимосвязанные. Преобладание тех или иных методов зависит от исторической обстановки и от тех задач, которые необходимо решать.
При этом используют прямые и косвенные методы.
Прямое вмешательство означает прежде всего существование государственного сектора экономики, его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Прямое вмешательство государства выражается и в принятии законодательных актов, призванных упорядочить отношения между рыночными субъектами. Сюда относятся самые различные законы, ограничивающие деловую активность, Гражданский и Налоговый кодексы и др. К прямому вмешательству можно отнести и систему государственных закупок, гарантирующих нужным государству фирмам сбыт продукции и выгодную цену. Государство может напрямую и полностью финансировать региональные программы в депрессивных районах и т.д.
Косвенное
вмешательство предполагает проведение
государством определенной экономической
политики: бюджетно-налоговой, денежно-кредитной,
амортизационной, валютной, таможенной
и т.д.
4.1 Государственное экономическое программирование.
Высшей формой государственного регулирования рыночной экономики является государственное экономическое программирование. Эго задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, определять порядок их достижения и органы, ответственные за исполнение, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.
Объектом таких программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.
Программы бывают национальные среднесрочные, чрезвычайные и целевые. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления значительное место занимают средства административного регулирования.
Уровень развития государственного программирования в различных странах разный. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. К самым старым целевым программам относятся регионально-энергетическая программа по освоению бассейна р. Тенесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции, программа хозяйственного развития юга Италии. Успешно выполняется международная долгосрочная целевая программа научных исследований «Эврика», в которой участвует Россия.
Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и приватизации в Восточной Германии после присоединения ГДР к ФРГ.
На базе опыта составления целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х гг. в ряде стран перешли общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие показатели народного хозяйства; пионерами в этой области стали Франция, Нидерланды, Скандинавские страны, южная Корея. Общеэкономическое среднесрочной программирование в настоящее время получило сильное развитие также в Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции, Кувейте, Ряд стран Латинской Америки. В цитадели рыночного хозяйства – США – общенационального программирования нет, но широко применяются целевые и чрезвычайные программы. Различия в степени развития программирования в отдельных странах зависит от характера и масштабов задач, которые экономическая и социальная ситуация ставят перед государством.
Субъекты экономического программирования – государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если такого нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским органом. При этом министерство экономики, как правило, готовит проект самой программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущие ответственность за исполнение. Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов; создаются различные комиссии и советы экспертов.
Программа и финансовый план
ежегодно утверждаются
Государственное экономическое программирование оказалось достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее, даже если государственные программы часто и не реализовались полностью, они все-таки обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Не менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет синтетически использовать все средства государственного регулирования экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных учреждений.
Государственное финансовое стимулирование, заказ и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались ущемленными. Поэтому на государственные программирующие органы постоянно оказывается разносторонне влиянии, отражающее противоречивые интересы отдельных групп, общественных групп, политических партий.
Экономическое программирование в отдельных государствах Западной Европы развивается в направлении все большей взаимной координации экономической политики стран – членов ЕС.
Применяя различные методы при выполнении своих функций, государство не должно забывать о требованиях, которые предъявляет к этим методам рыночная система хозяйствования, а именно:
5. Границы эффективности государственного регулирования экономики.
Однако возможности государственного регулирования экономики не безграничны. Экономической основой государственного регулирования экономики является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственная собственность. Но у государственных доходов и ГС есть относительные границы роста.
В 50-х, 60-х и частично 70-х гг. государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается обратная тенденция, так как дальнейший рост налогообложения прибыли и капитала подрывает мотивацию предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для бегства капитала.
Повышение налогов и сборов работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий так же не может продолжаться беспредельно. Налоги не могут забирать у населения основную часть доходов. Государственные доходы могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема, когда увеличивается база налогообложения.
Итак, существуют определенные относительные границы роста государственных доходов:
Ограниченны и возможности государственной собственности. ГС не может расти, захватывая все новые и новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной собственности. Не случайно в конце 80-х годов и в 90-е года во многих развитых странах, в частности в США, Великобритании, ФРГ, Италии, проводилась широкая приватизация объектов ГС.
Главная граница государственного регулирования экономики – возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.
Частный
капитал участвует в
Механизм
государственного регулирования экономики
совершенствуется, независимо от того,
ориентируется правительство на монетаристские
принципы экономической политики или
склонны к использованию более жестких
бюджетных инструментов регулирования.
В современных условиях практика государственного
регулирования экономики оказалась достаточно
результативной, чтобы не допустить
всеобщих кризисов и социально опасных
масштабов безработицы.
Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
Эта теория сформировалась в экономической науке в конце 1960-х годов. Американский экономист К. Эрроу и шотландский ученый Д. Блэк применили принципы экономического анализа к процессам принятия политических и экономических решений правительством. Поэтому нередко термин «политическая экономия» или «новая политическая экономия» на Западе используется применительно к теории общественного выбора. Для развития этой теории много сделали Дж.Бьюкенен, Д.Норт, М.Олсон и др.
Суть этой теории в том, что сама политическая сфера рассматривается как разновидность рынка. Отсюда поведение государственного чиновника определяется законами рынка, и он не обязательно будет руководствоваться соображениями общественного благополучия своих избирателей. Если потребитель в рыночной экономике заинтересован в максимизации полезности приобретаемых товаров, то бизнесмен – в максимизации прибыли в хозяйственной деятельности, то представитель государственных органов – в максимизации своей частной выгоды. Поэтому в процессе принятия каких-либо политических и экономических решений государственные чиновники непременно будут учитывать свои личные интересы.
На этом графике отражена важнейшая идея теоретиков общественного выбора: государственное должностное лицо, так же как и другие субъекты рыночной экономики, стремиться уравнять свои личные предельные издержки и предельные выгоды, или же MC должны быть равны MR. Общественные же интересы не обязательно могут при этом приниматься во внимание.