Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма функционирования рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть условия существования рынка;
Проанализировать механизм функционирования рынка;
Проанализировать значение конкуренции для рыночной экономики;
Рассмотреть структуру механизма государственного регулирования экономики;
Проанализировать методы и инструменты государственного регулирования экономики;
Рассмотреть тенденцию развития механизма функционирования рыночной экономики в России.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность рыночной экономики 5
1.1. Условия существования рынка 5
1.2. Механизм функционирования рынка 8
1.3. Конкуренция как основа существования рыночной экономики 10
2. Государственное регулирование рыночной экономики 14
2.1. Структура механизма государственного регулирования 14
2.2. Механизмы и инструменты государственного регулирования экономики 16
2.3. Тенденция развития механизма рыночной экономики в России 22
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Глоссарий 32

Работа содержит 1 файл

Механих функционирования рыночной экономики.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение 3
1. Экономическая  сущность рыночной экономики 5
1.1. Условия  существования рынка 5
1.2. Механизм  функционирования рынка 8
1.3. Конкуренция  как основа существования рыночной  экономики 10
2. Государственное  регулирование рыночной экономики 14
2.1. Структура  механизма государственного регулирования 14
2.2. Механизмы  и инструменты государственного  регулирования экономики 16
2.3. Тенденция  развития механизма рыночной  экономики в России 22
Заключение  28
Список  использованных источников и литературы 30
Глоссарий 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Современный этап социально-экономического развития  требует безотлагательных решений  жизненно важных проблем, накопившихся в нашем обществе.

      К наиболее существенным относится: преодоление экономического кризиса, достижение сбалансированности и положительных изменений в экономике на основе последовательного развития предпринимательства и конкуренции, ограничение чрезмерного монополизма.

      Рыночный  механизм не может действовать без  конкурентной среды. Конкуренция - главная движущая сила рыночной экономики. Широкое применение конкуренции особенно необходимо для нашей страны, осуществляющей рыночные реформы, так как именно конкуренция создает действительно мощные стимулы для ускоренного социально-экономического прогресса.

      Особую  сложность представляет собой проблема возрождения рыночной экономики  и конкуренции в России, в которой  на протяжении многих десятилетий было централизованное государственное  планирование деятельности предприятий. Все это в определяющей мере способствовало ослаблению и деформации основ предпринимательства.  В этом состоит актуальность темы курсовой работы.

      Целью курсовой работы является исследование механизма функционирования рыночной экономики.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть условия существования рынка;
  • Проанализировать механизм функционирования рынка;
  • Проанализировать значение конкуренции для рыночной экономики;
  • Рассмотреть структуру механизма государственного регулирования экономики;
  • Проанализировать методы и инструменты государственного регулирования экономики;
  • Рассмотреть тенденцию развития механизма функционирования рыночной экономики в России.

     Теоретической и методологической основой выполнения курсовой работы являются труды зарубежных и российских экономистов в области исследования рыночной экономики: Ансоффа И., Борисова Е.Ф., Власьевича Ю. К., Гельвановского, Данилина Г.Д., Друкера Н. П., Евсеенко, Коно Т., Райзберга и т.д.

      При проведения анализа использовались данные официальных интернет–источников: Государственного комитета по статистике, Правительства РФ, Министерства экономического развития и торговли, Всемирного Банка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Экономическая сущность  рыночной экономики

    1.1. Условия  существования рынка 

      Современная рыночная экономика представляет собой  многообразие смешанных форм и как  любая система является компонентом  другой системы более высокого уровня – национальной, региональной, мировой.

      Рыночная  экономика состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных блоков, подсистем, которые в свою очередь, включают определенные, тесно связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка определяет структуру, или внутренне строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

      Рыночная  система прошла многовековые испытания  и при всех ее недостатках обладает внутренним порядком, развивается по определенным законам, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.

      Подобно любой саморегулирующейся экономической  системе рыночная система имеет  две тенденции в своем развитии. С одной стороны, она стремится  сохранить целостность, подчиняя себе элементы других систем или создавая недостающие ей звенья, то есть создавая некий порядок, укрепляющий ее организованность [11].

      С другой стороны, система, предоставленная  самой себе, движется от состояния  порядка, организованности, системности, к беспорядку, дезорганизованности, бессистемности. Так, неотъемлемый элемент рыночной системы – конкуренция – может вызвать концентрацию и централизацию капитала в руках отдельной фирмы, что приведет к монополизации экономики и подрыву рынка. Поэтому для сохранения целостности рыночной системы государству необходимо регулировать рыночные связи.

      В экономической теории термин «рынок»  имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это  механизм взаимодействия покупателей  и продавцов экономических благ.

      Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения  денег, которые и появились затем  во многом для того, чтобы обслуживать  эти отношения.

      По  мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйствен­ной жизни (экономики).

      Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление.

      Для производства рынок поставляет необходимые  ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным  каналом сбыта и закупок товаров  и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

      Рассмотрим  исторические условия, сделавшие рынок  объективно необходимым [12].

      Первое  условие - разделение труда, которое  ведет к специализации и обмену Первоначально обмен имел примитивные формы и имел форму обмена. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи.

      Только  тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

      Второе  условие - самостоятельность экономических  агентов, или, как часто говорят  экономисты, обособленность хозяйствующих  субъектов. Товарный обмен обязательно  предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

      Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное  регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдерживания и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом чем меньше скован и товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

      Таким образом, рынок является сложным  механизмом, на котором совершаются  сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку ин­формации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль его соблюдения. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не между индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупатель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуумами является одной из главных причин существования фирм вообще» [18]. 

1.2. Механизм  функционирования рынка  
 

      Координацию всех независимо принимаемых решений  осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных  хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через  систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе" прежде всего через цены.

      Цены  выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они  служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут сверять свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются в западной экономической литературе организующей силой.

      Важную  роль в рыночном механизме играет конкуренция, значение которой будет рассмотрено ниже. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.

      К преимуществам рынка западные экономисты относят [13]:

  1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  2. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства;
  3. гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
  4. оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
  5. свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
  6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышения качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

      Чтобы поддерживать конкурентоспособность  своей продукции, фирмы стремятся  расширять свой ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т. д.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики