Роль государства в рыночной экономике. Способы государственного регулирования рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в рыночную экономику и экономику развития стал известный английский экономист Дж. М. Кейнс. Кейнсианская теория ставит целью контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривает стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а так же через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Кейнсианство исходит из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требует вмешательство государства.

Содержание

1.Введение.
2.Минимальные функции государства, «провалы» рынка.
1.Общественные товары (блага).
2.Внешние эффекты
3.Поддержание естественного порядка и антимонопольная политика.
4.Пресечение ассиметричной информации рынка.
3.Максимальные функции государства.
4.Формы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственное экономическое программирование.
1.Государственное экономическое программирование.
5.Границы эффективности государственного регулирования экономики.
6.Теория общественного выбора. «Провалы» государства.
1.«Провалы» государства.
7.Заключение.
8.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая1.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

       Особенность подхода теории общественного выбора к политическим процессам заключается  в том, что личный интерес рассматривается  как основной побудительный мотив  не только в повседневной жизни и  в бизнесе, но и в общественной жизни.

       В общественной жизни люди ведут себя исходя исключительно из личных интересов, что не всегда в итоге приводит к результатам, отвечающим интересам общества в целом. Небольшие шансы реализовать через официальное лицо свои экономические интересы имеют хорошо организованные группы давления, или лобби. Лоббисты стремятся получить политическую ренту.

       Политическая  рента – это получение экономической ренты через политические институты путем политического процесса. Например, выигрыш от введения импортных пошлин, выделение огромных средств на закупку военной продукции и т.д.

       Теория  общественного выбора утверждает, что  реализация общественных интересов  переплетается с реализацией  личных интересов бюрократии, что  не означает, будто государственный  чиновник непременно преследует свою личную выгоду.

       Широкое распространение в условиях демократии получил процесс под названием  «логроллинг» - это торговля голосами, когда один индивид (или партия) обещает поддержку другому индивиду в голосовании по какому-либо вопросу в обмен на поддержку при голосовании по другому вопросу.

       Согласно  теории общественного выбора утверждается, что в силу экономических причин существует политическое неравенство  между отдельными группами населения  и возможно принятие неэффективных  решений («провалы») государства. Кроме того, разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы» рынка дополняются, а иногда и усиливаются провалами государства. 

       6.1 «Провалы» государства:

  1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации.
  2. Несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.
  3. Ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему.
  4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений, потому что конечные результаты действий государства зависит не только от него самого.

       Деятельность  государства, направленная на устранение «провалов» рынка, сама оказывается  далекой от совершенства. Необходимо строго следить за последствиями  его деятельности. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Заключение.
  1. Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного,  исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Государственная система регулирования экономики является реакцией  на трудности и противоречия в социально-экономическом развитии. Поэтому уровень развития формы государственного регулирования экономики в разных странах различные.
  1. Субъектами  государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители экономических интересов. Между субъектами, с одной стороны, целями и средствами государственного регулирования экономики, с другой стороны, существуют многообразные прямые и обратные связи.
  2. Основные объекты государственного регулирования экономики – экономический цикл, хозяйственная структура, условия накопления, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.
  3. Важным элементом государственного регулирования экономики является дерево целей, постоянно изменяющееся в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны.
  4. Средства государственного регулирования экономики подразделяются  на административные и экономические; последние, в свою очередь, - на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики, государственного сектора в экономике. Наиболее широко используемые и эффективные средства бюджетного регулирования – изменения налоговых систем, налоговые скидки, льготы и т.д.
  5. Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.
  6. В своем развитии государственное экономическое регулирование прошло ряд этапов: от создания общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала путем разработки законодательных норм до осуществления мер по межгосударственному согласованию среднесрочных общеэкономических программ и участию в составлении и выполнении международных целевых программ.
  7. Важнейшие относительные границы эффективности государственного регулирования экономики:
    • границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;
    • социальные границы налогообложения;
    • границы прироста ВВП.

       Пределы эффективности государственного регулирования  при помощи государственного бюджета  зависят от того, насколько резко  потребности в финансировании государственных регулирующих мер возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.

       Границы экономического программирования также  зависят от финансовых возможностей государства обеспечить частному капиталу достаточную прибыль в качестве мотивации для деятельности в  соответствии с государственными программами.

  1. Несмотря на существующие границы эффективности государственного регулирования экономики, оно продолжается развиваться и позволяет разрешать или смягчать многие серьезные проблемы, возникающие в рыночной экономике.
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы.

    1. «Экономическая теория», учебник,  ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой, М.: ИНФРА-М., 2004 г., 640 с.
    2. «Экономика», учебник, ред.  А.С. Булатов, 2-е издание, М.: Издательство БЕК, 1997 г., 785 с.
    3. «Основы рыночной экономики», В.М. Колтунова, ч.2, Новгород, 2000 г, 385 с.
    4. «Государственное регулирование рыночной экономики», уч. пособие, М.: Дело, 2003 г., 445 с.
    5. «Социальная рыночная экономика», Т.В. Юрьева, М.: Русская деловая литература, 2003 г.
    6. «Макроэкономика», В.Н. Костюк, М.: Центр,1998 г, 523 с.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике. Способы государственного регулирования рыночной экономики