Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь – экономическая роль государства велика.

Работа содержит 1 файл

Анар курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследуемой темы. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной  рыночной  экономике  осуществляется  в  меньших масштабах,  чем  в  административно-командной  системе,   но   и   здесь – экономическая роль государства велика.

Государственное регулирование экономики  (ГРЭ)  в  условиях  рыночного хозяйства  представляет  собой   систему   типовых   мер   законодательного, исполнительного и  контролирующего  характера,  осуществляемых  правомочными государственными  учреждениями  и  общественными   организациями   в   целях стабилизации и приспособления существующей  социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

По  мере  развития  рыночного  хозяйства   возникали   и   обострялись экономические,  социальные  проблемы,   которые   не   могли   быть   решены автоматически  на  базе   частной   собственности.   Появилась   потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки  зрения частного  капитала,  но  необходимых  для  продолжения   воспроизводства   в национальных масштабах; отраслевые  и  общехозяйственные  кризисы,  массовая безработица, нарушения в денежном обращении,  обострившаяся  конкуренция  на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ  появляется  с  достижением  определенного уровня  экономического  развития,  концентрации  производства  и   капитала.

Необходимость, превращающая эту возможность в действительность,  заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В  современных  условиях  ГРЭ  является  составной   частью   процесса воспроизводства.  Оно  решает  различные  задачи,  например   стимулирования экономического  роста,  регулирования  занятости,  поощрения   прогрессивных сдвигов  в  отраслевой  и  региональной  структурах,   поддержки   экспорта.

Конкретные  направления,  формы,  масштабы  ГРЭ  определяются  характером  и остротой экономических  и  социальных  проблем  в  той  или  иной  стране  в конкретный период.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах  Западной  Европы  (во  Франции,  ФРГ,  Нидерландах,   Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся  стран  Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в  США,  Канаде,  Австралии,  где  в отличие от Европы не было  социально-экономических  потрясений,  аналогичных последствиям Второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а  затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями.  Тем не менее ГРЭ и в этих странах  играет  заметную  роль,  особенно  в  периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших  социалистических  странах,  осуществляющих  переход  от планового  хозяйства  на  базе  государственной  собственности  к  рыночному хозяйству на базе частной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.              ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА: НЕОБХОДИМОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, ПРЕДЕЛЫ

 

1.1 Система свободной конкуренции (идеальная экономическая модель).

 

Вопрос о  границах  и  формах  вмешательства  государства  в  рыночные процессы имеет длинную историю. Были времена, когда его  экономическая  роль оставалась  малозаметной.  В  30-е   годы   произошел   серьезный   поворот: государство    приступило     к     систематическому     макроэкономическому регулированию, значительно расширило свое влияние на хозяйственную жизнь.  В 80-е годы наметилось обратное движение, началось  дерегулирование  экономики развитых стран. Что  касается  России,  то  она  переживает  крайне  сложный период восстановления рыночных  отношений  и,  соответственно,  радикального изменения экономической роли государства.

Рассмотрим  в  начале  абстрактную  экономическую  систему  -  систему свободной конкуренции. На практике эта система никогда не  существовала.  Но обобщенная ее модель все же довольно близка к реальности.

В совокупность признаков системы свободной конкуренции  входят:  очень большое число участников, свобода их доступа на рынки, наличие у каждого  из них полного объема  коммерческой  информации,  абсолютная  мобильность  всех видов ресурсов, свободное ценообразование, отсутствие инфляции,  вынужденной безработицы  и  монополизма.  Поэтому  в  такой  экономике  государству  нет никакой  нужды  проводить   антиинфляционное   регулирование,   подстегивать инвестиции, беспокоиться о безработице.

Рынок может многое. Но даже в «стерильной» экономике свободного  рынка существуют  три  проблемы,  решение   которых   оказывается   вне   пределов досягаемости рыночных механизмов.

1. Система свободного  предпринимательства  не  в  состоянии  снабдить экономику нужным количеством центральных денег (рублей,  долларов  и  т.п.).

Везде есть и не могут не существовать центральные  банки  и  государственная денежная политика. Государство, выправляя известное несовершенство  рыночной системы, берет на себя  организацию  предложения  центральных  денег.  Рынок центральных денег выглядит своеобразно: государственный  монополист-продавец противостоит множеству покупателей, предъявляющих спрос на деньги. Уже  одно это обстоятельство показывает, сколь велика экономическая роль  центрального банка и сложна проблема контроля за его деятельностью.

2.  Проблема  потребления  товаров  и  услуг,  не  имеющих  выраженной денежной меры. В этом случае имеются несколько обстоятельств.

Обстоятельство  первое:  располагая  деньгами,   человек   не   станет предъявлять спрос  на  необходимый  ему  товар  только  тогда,  когда  будет абсолютно уверен,  что  получит  его  в  любом  случае,  независимо  оттого, заплатит или нет. Второе обстоятельство —  товар  должен  поступать  данному потребителю в том же количестве, что  и  любому  другому.  Иначе  он  начнет задумываться о том, сколько  же  товара  ему  надо,  закупать  побольше  или поменьше, стало быть, формировать  спрос.  А  в  такой  ситуации  включается рыночная система, и государство  выходит  из  игры.  Третье  обстоятельство: товары (услуги) потребляются людьми коллективно. Встает  вопрос:  совместимы ли  второе   и   третье   обстоятельства,   т.е.   равенство   количеств   и коллективность  потребления?  Да,  но  только  при   условии,   что   каждый потребляет столько товара, сколько достается  всем  вместе,  иными  словами, объем индивидуального потребления  равен  совокупному.  Это  есть  четвертое обстоятельство.

Те блага и услуги, которые удовлетворяют  всем  четырем  перечислены требованиям, в мировой экономической науке именуются  чистыми  общественными товарами;  это  национальная  оборона,  государственное  управление,  охрана общественного порядка, единая энергетическая система, фундаментальная  наука и т.п.

Частных  товаров,  производство  и  продажа   которых   обеспечиваются рыночной системой (хлеб, одежда и т.д.), гораздо  больше.  Немало  и  таких, которые имеют признаки и общественных, и частных  товаров.  Один  из  многих возможных в данной связи примеров — высшее  образование.  С  одной  стороны, его  услуги  по  их  характеру  близки  к  общественному  товару   (студенты потребляют  эти  услуги  коллективно  и  поровну),  с  другой  стороны — к частному, ибо  не  отвечают  принципу  неисключаемости  из  потребления:  не каждый становится студентом, а оказавшись  таковым,  может  в  любой  момент выпасть из сферы высшего образования.  Получается,  что  государству  стоит, наверное, воздерживаться  как  от  тотальной  национализации  сферы  высшего образования,  так  и  от  ее  развития  на  чисто  рыночной   основе.   Куда эффективнее   промежуточный   вариант,    отвечающий    общественно-частному содержанию этой услуги:  доступные  для  всех  университеты  сосуществуют  с частными,  пользующимися  государственной  поддержкой   в   виде   льготного налогообложения, финансирования  фундаментальных  исследований,  субсидий  и т.п.

Потребители общественных товаров обладают разными денежными  доходами.

А потому они по-своему оценивают полезность одних и тех  же  денежных  сумм. Скажем, у миллионера оценка полезности тысячи рублей будет куда меньше,  чем у  обладателя  десяти тысячного дохода.  При  равенстве  в   налогообложении получится так: обретая одни и те же объемы общественных  товаров  и  отдавая бюджету одинаковые налоги,  богачи  и  бедняки  несут  разные,  часто  очень весомо разные, потери. Малоимущие в такой  ситуации,  бесспорно,  проиграют, что несправедливо.

Поэтому необходимо  делать  так,  чтобы  налоговые  ставки  на  доходы богатых были побольше, а на доходы бедных поменьше.  Речь  идет  о  разумной прогрессивной шкале подоходного  налогообложения.  Используя  ее,  можно  не только обеспечить поступления  в  бюджет,  но  и  в  той  или  иной  степени устранить несправедливости в распределении доходов. Именно  такой  подход  к делу существует в развитых странах, и он себя оправдывает.

Государство  определяет  объемы  предложения  общественных  товаров  и принудительно назначает  налоги  независимо  от  того,  каковы  потребности, хотят ли люди иметь производимые за счет этих  налогов  товары  и  услуги  в таких количествах или нет.

3. Экономическое поведение  производителей  и  потребителей  порождает внешние по отношению к рынку эффекты. Хотя последние уже не  имеют  денежной меры, они реально влияют на жизнь  каждого  человека  и  общества  в  целом.

Сугубо теоретически самые сильные внешние эффекты  даст  потребление  чистых общественных  товаров:  стоит  только  приступить  к  нему  хотя  бы  одному человеку, как вовлеченным в это оказывается все остальное население.

Рассмотри  промышленное  предприятие,  которое,  участвуя  в  рыночной конкуренции, в ходе своей деятельности загрязняет окружающую  среду,  нанося ущерб благосостоянию окрестных жителей. Качество их  жизни  может  снизиться так, будто эти люди  лишились  части  заработной  платы  или  столкнулись  с внезапным подорожанием товаров и услуг. Оставаясь внутри  рыночной  системы, они еще имеют какие-то шансы  выправить  положение  —  побольше  заработать, изменить структуру спроса  и  т.п.  С  внешними  эффектами  ничего  поделать нельзя. Механизмы рынка устроены так, что  не  генерируют  стимулы,  которые вынудили бы предпринимателей беречь природу и невоспроизводимые ресурсы.

Реальность внешних эффектов  дает  основания  разграничить  частные  и социальные затраты и результаты производства. Частные затраты  и  результаты характеризуют рыночное пространство, а их равенство —  рыночное  равновесие.

В зависимости от знака внешних эффектов (положительного или  отрицательного) социальные  затраты  и  результаты  могут  быть  либо  больше,  либо  меньше частных.  Их  равенство  отразит  уже  не   рыночное,   а   какое-то   иное, псевдо рыночное, равновесие. По своему экономическому смыслу оно  существенно шире   рыночного:   устанавливается   совместными   усилиями    государства, реагирующего на внешние эффекты с помощью  бюджетных  или  иных  методов,  и обычного механизма спроса и предложения. За  таким  псевдо равновесием  стоит не только согласование интересов  участников  свободной  конкуренции,  но  и баланс между их интересами и интересами общества.

Двинуть экономику в сторону псевдо рыночного равновесия способно только государство. Например, оно может взять на себя измерение ущерба,  наносимого природной среде,  специальное  налогообложение  тех,  кто  в  этом  повинен, перераспределение финансовых ресурсов в пользу пострадавших через  бюджетный механизм.   Допустимы    и    административные    приемы:    предварительная государственная  экспертиза  инвестиционных  проектов  на  их  экологическую безопасность,  прекращение  применения  технологий,  опасных  для   здоровья человека, закрытие вредных производств и т.п. И это отнюдь  не  противоречит устоям рыночной  экономики,  ибо  позволяет  сделать  то,  что  неподвластно механизмам рынка, но в чем нуждаются люди.

Обозначенные выше функции  определяют  то,  что  отмерено  государству системой свободного предпринимательства.

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Рынок несовершенной конкуренции

 

В действительности существует вовсе не свободное  предпринимательство, а несовершенная конкуренция, делающая безусловно  необходимым  разнообразное государственное регулирование.

Чисто рыночное распределение отнюдь не гарантирует реализацию  первого и неотъемлемого права человека — права на жизнь. Точнее — на доход,  который обеспечил бы стандарт благосостояния, гарантирующий достойное  существование вне  зависимости  от  наличия  фактора  производства,  форм  и   результатов хозяйственной  деятельности.  Такой  подход  к  рынку  и  свойственному  ему способу  распределения  получил  ныне   широкое   распространение,   и   это оправданно.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики