Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:43, реферат
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.
Государственное регулирование рыночной экономики
Любая рыночная
экономика не может существовать
и функционировать без
Роль регулирующего центра может выполнить
только государство – институт, представляющий
всё общество и обладающий правом внеэкономического
вмешательства в экономические отношения.
Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную
меру и наиболее эффективные формы государственного
регулирования экономики, которые, не
разрушая её рыночную природу, в то же
время обеспечили бы рыночной экономики
максимальную социальную эффективность.
Понятно, что бесконечное изменение конкретных
обстоятельств превращают эту задачу
в «вечную» проблему.
Как правило, в государственном регулировании
рыночной экономики проявляется два разных
аспекта. С одной стороны, это необходимое
для самого рынка, представляющее неотъемлемое
условие для надёжной работы организующее,
упорядочивающее воздействие. Оно проявляется
в государственном формировании свода
правил и ограничений рыночной деятельности,
его поддержке и обновлении, контроле
за соблюдением. Организуя рыночные отношения,
государственные органы способствуют
их органичному встраиванию в систему
общественных отношений, без чего рынок
был бы отторгнут политической и социальной
структурами. Государственное регулирование
рынка осуществляется посредством законодательства,
через государственное планирование,
на основе выпускаемых правительством
нормативных актов.
С другой стороны, государственное воздействие
на рынок проявляется посредством изъятия
части прибыли, дохода, через действия
системы налогообложения, путём обязательных
платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые
для общегосударственных нужд и определённым
образом распределяя их, государство осуществляет
свою финансовую политику таким образом,
чтобы одновременно оказать влияние на
рынок и рыночные отношения.
Понятие государственного регулирования экономики.
Государственное
регулирование экономики (ГРЭ) в
условиях рыночного хозяйства
По мере развития рыночного хозяйства
возникали и обострялись экономические
и социальные проблемы, которые не могли
быть решены автоматически на базе частной
собственности. Появилась потребность
значительных инвестиций, малорентабельных
или нерентабельных с точки зрения частного
капитала, но необходимые для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах;
отраслевые и общехозяйственные кризисы,
массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция
на мировых рынках требовали государственной
экономической политики (ГЭП).
Теоретически понятие ГЭП шире понятия
ГРЭ, т. к. первая может основываться и
на принципе невмешательства государства
в хозяйственную жизнь. В современных
условиях невмешательство государства
в социально-экономические процессы немыслимо.
Уже давно споры идут не о необходимости
ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности.
Поэтому термины «государственное регулирование
экономики» и «государственная экономическая
политика» в наше время идентичны.
Объективная возможность ГРЭ появляется
с достижением определённого уровня экономического
развития, концентрации производства
и капитала. Необходимость, превращающая
эту возможность в действительность, заключается
в нарастании проблем, трудностей, с которыми
и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной
частью процесса воспроизводства. Оно
решает различные задачи, например, стимулирование
экономического роста, регулирования,
занятости, поощрения в прогрессивных
сдвигах в отраслевой и региональных структурах,
поддержки экспорта.
Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно
охарактеризовать его субъекты, объекты,
цели, инструменты или средства, а также
этапы развития.
Субъектами экономической политики являются
носители, выразители и исполнители хозяйственных
интересов.
Исполнителями хозяйственных интересов
(субъектами ГРЭ) являются органы трёх
ветвей власти, построенные по иерархическому
принципу, а также центральный рациональный
банк.
Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты ГРЭ
– это сферы, отрасли, регионы, а
также ситуации, явления и условия
социально-экономической жизни
Основные объекты ГРЭ:
· экономический цикл;
· секторальная, отраслевая и региональная
структура хозяйств;
· условия накопления капитала;
· занятость;
· денежное обращение;
· платёжный баланс;
· цены;
· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы);
· условия конкуренции;
· социальные отношения, включая отношения
между работодателями и работающими по
найму, а также социальное обеспечение;
· подготовка и переподготовка кадров;
· окружающая среда;
· внешнеэкономические связи.
Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства.
Административные
средства не связаны с созданием
дополнительного материального
стимула или опасности
Административные средства регулирования
в развитых странах с рыночной экономикой
используются в незначительных масштабах.
Их сфера действия в основном ограничивается
охраной окружающей среды и созданием
минимальных бытовых условий для относительно
слабо социально защищённых слоёв населения.
Однако в критических ситуациях их роль
сильно возрастает, например, во время
войны критического положения в экономике.
Самыми крупномасштабными государственными
административными акциями по регулированию
экономики в послевоенных Западной Германии
и Японии были денежная реформа и разукрупнение
ведущих концернов.
Наряду с административными средствами
следует отметить ещё одно неэкономическое
средство регулирования – правительственные
убеждения. Сама по себе формулировка
долгосрочных целей ГЭП является средством
регулирования, т. к. она оказывает воздействие
на принятие экономических решений хозяйственных
субъектов. В ряде случаев правительство
обращается с призывами к населению проявлять
сдержанность в расходах, покупать больше
отечественных и меньше импортных товаров,
активнее участвовать в жилищном строительстве,
покупать облигации государственного
целевого займа. Как правило, такие призывы
находят отклики у населения, тем более
что за ними часто следуют стимулирующие
меры.
Экономические
Экономические
средства государственного регулирования
подразделяются на средства денежно-кредитной
и бюджетной политики.
Основные средства денежно-кредитной
политики – это:
· регулирование учётной ставки (дисконтная
политика, осуществляемая Центральным
Банком);
· установление и изменение размеров минимальных
резервов, которые финансово-кредитные
институты страны обязаны хранить в Центральном
Банке;
· операции государственных учреждений
на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия
государственных обязательств, торговля
ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство
стремится изменить соотношение спроса
и предложения на финансовом рынке в желаемом
направлении. По мере относительного снижения
роли рынков свободных капиталов в финансировании
капиталовложений и, особенно в связи
с уменьшением роли фондовой биржи и ростом
самообеспечения крупных компаний финансовыми
средствами действенность этих инструментов
в наиболее развитых странах несколько
ослабело.
Прямое государственное хозяйственное
регулирование осуществляется средствами
бюджетной политики. Государственный
бюджет – это доходы и расходы центрального
правительства и местных властей.
Главным инструментом мобилизации финансовых
средств для покрытия государственных
расходов являются налоги. Они также широко
используются для воздействия на деятельность
субъектов хозяйства и социальной стабилизации.
В первую очередь интерес представляет
не фискальная, а регулирующая роль налогов.
Государственное регулирование при помощи
налогов зависит от выбора налоговой системы,
высоты налоговых ставок, а также видов
и размеров налоговых льгот.
Налоги в ГРЭ – это, с одной стороны, главный
источник финансирования государственных
расходов, материальная основа бюджетной
политики, а с другой стороны, это инструмент
регулирования. Задача государственных
бюджетных органов состоит не в простом
обложении налогами тех или иных источников
поступления средств, а в создании тонко
настраиваемого механизма воздействия
на хозяйственное поведение юридических
и физических лиц. Для этого используются
временно или селективно предоставляемые
налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики