Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти.
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятия естественной монополии………………….
1.1. Причины возникновения и существования естественных монополи………………………………………………………………
1.2. РАО ”ЕЭС России” как пример естественной монополии……………….
2. Основные аспекты реформы РАО ”ЕЭС России”
2.1. Основные причины, цели и задачи реформирования энергетической отрасли
2.2. Реструктуризация РАО ”ЕЭС России” в рамках концепции ”5+5”
2.3. Завершающий этап – реорганизация РАО ”ЕЭС России”
2.4. Принципы формирования рынка электроэнергии
2.4.1. Конкурентный оптовый рынок
2.4.2. Конкурентный розничный рынок
3. ОАО ”Костромаэнерго” в зеркале реформ РАО ”ЕЭС России”
В структуре ОАО «Костромаэнерго» четыре производственных отделения: Центральное, Галичское, Нейское и Шарьинское.
Главная задача производственных отделений – развитие, реконструкция и техническое перевооружение электрических сетей, транспорт и распределение электрической энергии, электроснабжение сельскохозяйственного производства, промышленности и населения Костромской области.
Производственные отделения оснащены специальной техникой, необходимой для выполнения ремонтно-эксплуатационного обслуживания электрических сетей от 0,4 до 110 кВ. Производственный потенциал ОАО «Костромаэнерго».
Общая протяженность электрических сетей составляет 28 147 километра., в том числе 26 755 километров воздушных линий электропередачи 0,4-110 кВ и 1 392 километра кабельных сетей 0,4-10 кВ.
Общая установленная мощность трансформаторных подстанций 6-110 кВ составляет 3 044 МВА[17].
Реорганизация ОАО «Костромаэнерго» проходила по базовому варианту. Начало преобразованиям положило постановление правительства РФ № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации. С 1 апреля 2003 года вступил в действие пакет федеральных законов об электроэнергетике.
В соответствии с этими документами в региональных АО-энерго начались крупные перемены, связанные, прежде всего с разделением энергокомпаний по видам деятельности.
С 1 июля 2003 года стало действовать Костромское региональное диспетчерское управление. На исходе 2003 года из «Костромаэнерго» выделились ремонтно-сервисные виды деятельности – были учреждены и зарегистрированы новые акционерные общества: ОАО «Костромаэнергоремонт» и ОАО «Костромасетьремонт».
31 мая 2004 года состоялось внеочередное собрание акционеров акционерного общества энергетики и электрификации «Костромаэнерго», принявшего решение о реформировании Общества в форме выделения. За это решение проголосовали 93,7% акционеров.
В соответствии с Проектом реформирования ОАО «Костромаэнерго», одобренного Комиссией Правительства РФ по реформированию электроэнергетики под председательством Христенко и утверждённым Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России», а так же в соответствии с решением Внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Костромаэнерго», состоявшегося 31 мая 2004 года, с 1 января 2005 года ОАО «Костромаэнерго» было реорганизовано путём выделения следующих компаний: ОАО «Костромская генерирующая компания» (в неё вошли активы и персонал филиалов: Костромская ТЭЦ-1, Костромская ТЭЦ-2, Шарьинская ТЭЦ), ОАО «Костромская сбытовая компания» (в неё вошли активы и персонал филиала «Энергосбыт», за исключением технического персонала, выполняющего функции эксплуатации и обслуживания АСКУЭ и приборов учёта электроэнергии).
1 января 2005 года состоялась государственная регистрация новых энергокомпаний, выделившихся из «Костромаэнерго», – ОАО «Костромская генерирующая компания» и ОАО «Костромская сбытовая компания».
Во исполнение решений собрания акционеров из ОАО «Костромаэнерго» выделилось еще одно структурное образование. 31 августа 2005 года состоялась государственная регистрация вновь созданного ОАО «Костромские магистральные сети».
Новой компании отошли высоковольтные объекты: пять электроподстанций 220 кВ («Мотордеталь», «Кострома-2», «Галич», «Мантурово», «Борок») и 572 километра ЛЭП-220 кВ, относящиеся к ЕНЭС.
Все активы выделенных компаниям были переданы в соответствии с утвержденным разделительным балансом ОАО «Костромаэнерго».
Таким образом, некогда естественно-монопольное ОАО «Костромаэнерго» разделилось по видам деятельности: генерация, сбыт, транспорт электроэнергии.
С выделением ОАО «Костромские магистральные сети» ОАО «Костромаэнерго» закончило в рамках реформирования электроэнергетики разделение по видам деятельности и сейчас выполняет функции распределительной сетевой компании, входящей в состав Межрегиональной распределительной сетевой компании Центра и Северного Кавказа.
С 1 января 2007 года в исполнительном аппарате ОАО "Костромаэнерго" действует новая организационная структура. Вместо должностей заместителей генерального директора введены должности директоров, которые консолидировали работы по направлениям: директор по экономике и финансам, директор по информационным технологиям, технический директор, директор по реализации услуг, директор по управлению персоналом и общим вопросам, директор по инвестициям, логистике и хозяйственному обеспечению. Данная структура направлена на повышение эффективности работы. Каждый из директоров осуществляет руководство деятельностью отделов и служб по направлениям в пределах своих полномочий. В ОАО "Костромаэнерго" выпущен приказ "О распределении функциональных отношений руководителей высшего звена в ОАО «Костромаэнерго»" с распределением функциональных обязанностей руководителей. Создан ряд принципиально новых отделов и служб в области информационных технологий, реализации услуг, менеджмента качества, перспективного развития и технических присоединений. Функциональные отношения между операционными подразделениями ОАО "Костромаэнерго" прописаны в Положениях об отделах и службах Общества.
С 2005 года на основании договора доверительного управления акциями МРСК, заключенного между ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС», Федеральная сетевая компания осуществляет стратегическое управление распределительным сетевым комплексом. В 2006 году в ОАО «ФСК ЕЭС» была разработана Стратегия развития распределительного сетевого комплекса России до 2015 года, главной целью которой является привлечение масштабных частных инвестиций в распредсетевой сектор в связи с невозможностью обеспечить необходимые вложения из средств государственного бюджета.
Цели реформы РСК по энергетической безопасности:
К 2015 году снизить износ сети до уровня развитых стран: 40% - 50% (в настоящее время 70%);
К 2015 году создать резерв электрических мощностей в объеме, опережающем развитие экономики на 3-5 лет;
К 2010 году ввести экономическую ответственность РСК за выполнение гарантированных стандартов надежности и качества обслуживания потребителей.
Цели реформы РСК по эффективности:
К 2015 году довести показатели операционной эффективности РСК до уровня РСК развитых стран за счет экономических стимулов;
К 2015 году увеличить долю долгосрочного заемного капитала до 50% от задействованного в РСК капитала. В развитых странах эта доля составляет до 70 процентов, в России в среднем по отрасли не более 5 процентов (у лидера в области заимствований – ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» - не более 20 процентов);
К 2010 году вывести РСК на стабильную рентабельность на уровне компаний РФ с сопоставимыми рыночными рисками.
Цели реформы РСК по долгосрочной инвестиционной привлекательности:
До 2015 году привлечь млрд. (в ценах 2007 года) для выполнения целей по эффективности и энергетической безопасности;
К 2015 году довести рыночную стоимость капитала для РСК до уровня стоимости капитала для РСК стран с сопоставимым экономическим развитием;
К 2010 году увеличить капитализацию РСК до уровня РСК стран с сопоставимым экономическим развитием.
Для достижения этих целей в 2007-2009 годах предполагается реализовать ряд изменений в работе распределительного сетевого комплекса. Во-первых, это создание квазирыночной конфигурации отрасли для объективного регулирования (11 сопоставимых по размерам операционных МРСК ) вместо 4 МРСК, которые ранее планировалось создавать в качестве холдингов). Во-вторых, это разработка и внедрение системы регулирования на основе международного опыта (RAB регулирование ). В-третьих, это создание более эффективных механизмов государственного контроля над такими параметрами работы сетевых компаний как надежность и качество сервиса[15, 16, 17].
Заключение
Электроэнергетика ‑ важнейшая инфраструктурная часть экономики, обеспечивающая производство электроэнергии; сложнейшая техническая система с жесткими законами функционирования и высокой централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами производства и передачи электроэнергии; а также – это большая экономическая система, объединяющая множество хозяйственных субъектов различных форм собственности. Электроэнергетика – почти стратегическая отрасль, так как от её эффективности в частности зависит и эффективность экономики в целом. Любые просчеты в этой области имеют тяжелые, непоправимые последствия. Электроэнергетика страны испытывает сегодня ряд серьезных проблем, обусловленных негативным влиянием экономичечских и политических факторов и это побуждает к необходимости реформирования всей энергетической отрасли. Вот уже несколько лет идет реформа важнейшей отрасли экономики нашей страны. Старт преобразованиям был дан 11 июля 2001 года постановлением правительства №526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Основными целями реформы в российской электроэнергетике стали создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций и, как логическое следствие, повышение эффективности предприятий электроэнергетики в целом.
Подводя итоги курсовой работы можно сделать вывод, что существующую стратегию реформирования электроэнергетики вряд ли можно назвать до конца проработанной, ее реализация в итоге может свести к минимуму предполагаемый положительный эффект. Государству следует усилить свою регулирующую роль в ходе происходящей организационной трансформации в энергетике страны. Тем не менее, государство предпочло самоустраниться от процесса реформирования, отдав все на откуп одной компании – РАО ЕЭС. С момента начала реформы прошло уже 6 лет, а руководство РАО до сих пор не определило ключевые вопросы развития энергетики: где и что надо строить, какие мощности на действующих электростанциях выработали свой ресурс и подлежат замене, каков потенциал оптимизации энергопотребления в каждом регионе. Ведь прежде чем начинать действовать, требуется фундаментальная проработка основных направлений развития (если же подобная программа существует, почему и ней ничего не известно). Но, к сожалению, у компании до сих пор нет ясной программы реформирования электроэнергетики.
Первый опыт организации рынка электроэнергии показал, что конкурентная модель не работает, потому что конкуренция возможна только в условиях избытка предложения, а у нас в стране на данный момент дефицит электроэнергии. В таких условиях получается ничем не сдерживаемый рост цен.
Государственное регулирование цен, привило к необоснованному росту производственных затрат. Энергетики не заинтересованы в снижении издержек. Тариф, устанавливаемый региональной энергетической комиссией, не покрывает всех затрат региональных энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. А это в свою очередь приводит к низкой инвестиционной привлекательности. Неплатежи, а также то, что АО-энерго и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных денежных средств в системе в целом. В результате ‑ ухудшение финансового состояния компаний, ухудшение технического состояния оборудования. Уже сейчас возникают проблемы из-за износа оборудования. В дальнейшем же деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. Вследствие чего, может возникнуть вопрос о энергобезопасности страны. Это также приводит к «отпугиванию» потенциальных инвесторов.
Текущее положение дел не устраивает ни одну из сторон, ни потребителей, ни энергетиков, ни государство. Потребители не довольны тем, что с каждым годом цена за электричество возрастает, а им никто не может гарантировать надежного и бесперебойного энергоснабжения. РАО ЕЭС находится в плену у правительства, владеющего контрольным пакетом акций, государство регулирует деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию. Государство же в свою очередь недовольно необоснованному росту издержек, которые им приходится покрывать.
Все существующие проблемы реформирования естественных монополий привели к необходимости ее реорганизации (разделению).
Разделение энергосистемы России означает, что в ближайшие годы исчезнет главное достижение нашей энергетики – её гибкость и управляемость. Нельзя будет вести оптимальные режимы работы, создать оптимальные переходы электроэнергии и минимизировать потери. Будет сидеть удельный князек и вместо того, чтобы взять у соседей более дешевую энергию, будет навязывать потребителям более дорогую, но со своей станции. То есть Единая энергетическая система уходит и заменяется на систему, более подходящую для небольшой по площади страны.
В курсовой работе исследована актуальная на сегодняшний день проблема современной экономики – реформирование электроэнергетической отрасли и формирование рынка электроэнергии.
В работе исследована ситуация, сложившиеся в российской энергетике, реформирование электроэнергетической отрасли, и проблемы связанные с этим.
В теоретической части, особое внимание уделено причинам необходимости реформирования энергетики, основным направлениям реформирования, проведен анализ проводимой в России реформы, а также завершающему этапу реформы.
Информация о работе Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии