Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти.

Содержание

Введение…………………………………………………………

1. Сущность понятия естественной монополии………………….
1.1. Причины возникновения и существования естественных монополи………………………………………………………………
1.2. РАО ”ЕЭС России” как пример естественной монополии……………….

2. Основные аспекты реформы РАО ”ЕЭС России”
2.1. Основные причины, цели и задачи реформирования энергетической отрасли
2.2. Реструктуризация РАО ”ЕЭС России” в рамках концепции ”5+5”
2.3. Завершающий этап – реорганизация РАО ”ЕЭС России”
2.4. Принципы формирования рынка электроэнергии
2.4.1. Конкурентный оптовый рынок
2.4.2. Конкурентный розничный рынок

3. ОАО ”Костромаэнерго” в зеркале реформ РАО ”ЕЭС России”

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

         мораторий на продажу "миноритарной" доли акций целевых компаний;

         сохранение денежных средств от продажи пакетов акций ОГК/ТГК или приобретенного на эти деньги имущества за той компанией (государственным холдингом), которой указанные акции были распределены по разделительному балансу.

Благодаря утвержденным в положении (правилах) о правопреемстве принципам ведения учета предусмотрена возможность продажи акций ОГК/ТГК с баланса ОАО РАО "ЕЭС России" в пределах "государственной" доли. На стоимость акций тепловых генерирующих компаний, относимых по разделительному балансу к ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК", целевые компании выпустят дополнительные акции, в которые при присоединении будут конвертированы акции соответствующих государственных холдингов, принадлежащие государству, что позволит увеличить долю его участия в уставном капитале ОАО "ФСК ЕЭС" до уровня не менее 75% + 1 акция, а в ОАО "ГидроОГК" – до уровня не менее 50% + 1 акция.

3. Специальные холдинги, выделяемые при реорганизации в соответствии с дополнениями, внесенными в схему реорганизации, одобренными советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" (протокол от 27.04.2007 № 250).

27 апреля совет директоров ОАО РАО "ЕЭС Росси" в целях максимального учета мнения акционеров Общества при проведении завершающего этапа реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" одобрил дополнения к схеме реорганизации Общества, предусматривающие возможность выделения из ОАО РАО "ЕЭС России" компаний, акции каждой из которых распределяются только конкретному акционеру ОАО РАО "ЕЭС России", за исключением акций данных компаний, которые будут распределены в пользу акционеров, проголосовавших против реорганизации на внеочередном собрании акционеров по вопросам реорганизации. На балансы таких компаний передаются пакеты

акций тепловых генерирующих компаний, ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "ГидроОГК", а также иные активы, приходящиеся на долю данного акционера в уставном капитале ОАО РАО "ЕЭС России".

Совет директоров предоставил возможность миноритарным акционерам ОАО РАО "ЕЭС России" в установленный срок по утвержденному публичному регламенту внести в ОАО РАО "ЕЭС России" свои предложения по созданию специальных холдинговых компаний (далее – спецхолдинг) в ходе реорганизации Общества. При этом акционеры ОАО РАО "ЕЭС России" помимо права внести предложения по созданию спецхолдингов имели право направить в ОАО РАО "ЕЭС России" совместные предложения по перераспределению причитающихся им пакетов акций тепловых генерирующих компаний между специальными холдинговыми компаниями в рамках разделительного баланса ОАО РАО "ЕЭС России" на основе утвержденных советом директоров коэффициентов перераспределения. Такие предложения о перераспределении были рассмотрены советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" 27 июля 2007 года и были учтены при формировании разделительного баланса Общества. Предложения о создании специальных холдингов были поданы тремя акционерами ОАО РАО "ЕЭС России".

Все три предложения были рассмотрены и приняты советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" 25 мая 2007 года. В результате из ОАО РАО "ЕЭС России" дополнительно будут выделены три спецхолдинга – ОАО "Центрэнергохолдинг", ОАО "Сибэнергохолдинг", ОАО "Интергенерация", в структуре уставных капиталов которых будут преобладать соответствующие миноритарные акционеры ОАО РАО "ЕЭС России" (спецакционеры).

4. Миноритарные холдинги:

                   ОАО "Миноритарный холдинг ФСК ЕЭС", владеющий "миноритарной" долей акций ОАО "ФСК ЕЭС" (48% от принадлежащих ОАО РАО "ЕЭС России" акций);

         ОАО "Миноритарный холдинг ГидроОГК", владеющий "миноритарной" долей акций ОАО "ГидроОГК";

         5 миноритарных холдингов ОГК, каждый из которых владеет "миноритарной" долей акций только одной ОГК (все тепловые ОГК, за исключением выделенной в ходе первого этапа ОГК 5);

         13 миноритарных холдингов ТГК, каждый из которых владеет "миноритарной" долей акций только одной ТГК (все ТГК, за исключением выделенной в ходе первого этапа ТГК 5).

100% акций ОАО "Миноритарный холдинг ФСК ЕЭС", ОАО "Миноритарный холдинг ГидроОГК" и миноритарных холдингов ОГК/ТГК распределяются в пользу миноритарных акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" за исключением спецакционеров.

Выделение указанных миноритарных холдингов осуществляется также с их одновременным присоединением к соответствующей целевой компании.

Подобное разделение активов позволит:

         зафиксировать доли активов ОАО РАО "ЕЭС России", подлежащие распределению в пользу государства и миноритарных акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" соответственно;

         принимать индивидуальные решения относительно распоряжения "государственной" и "миноритарной" долями активов ОАО РАО "ЕЭС России".

5. Холдинговые компании. Помимо государственных и миноритарных холдингов, переходящих под контроль государства и миноритарных акционеров соответственно, планируется создание нескольких холдинговых компаний, акции которых будут пропорционально разделены между государством и миноритарными акционерами ОАО РАО "ЕЭС России":

         ОАО "Интер РАО ЕЭС Холдинг", владеющий пакетом акций ЗАО "Интер РАО ЕЭС", а также активами, подлежащими передаче в оплату уставного капитала ЗАО "Интер РАО ЕЭС" (с одновременным присоединением к ОАО "Сочинская ТЭС");

         ОАО "Холдинг МРСК", владеющий пакетами акций МРСК, а также распределительных сетевых компаний;

         Холдинг ОАО "РАО Энергетические системы Востока", владеющий пакетами акций ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", а также пакетами акций изолированных энергосистем.

6. ОАО "СО ЦДУ ЕЭС", доля ОАО РАО "ЕЭС России" в уставном капитале которого составляет в настоящее время 100%, не будет выделяться в ходе реорганизации. Акции ОАО "СО_ЦДУ ЕЭС" будут распределены по разделительному балансу между ОАО "Государственный холдинг", спецхолдингами и миноритарными холдингами тепловых ОГК/ТГК пропорционально доле Российской Федерации, специальных акционеров и миноритарных акционеров в уставном капитале ОАО РАО "ЕЭС России"

соответственно. При этом распределение миноритарной доли в акциях ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" между миноритарными холдингами тепловых ОГК/ТГК будет равномерным. Предполагается, что в период до завершения реорганизации акции ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", распределенные на балансы миноритарных холдингов тепловых ОГК/ТГК, могут быть проданы. В этом случае, в соответствии с правилами правопреемства, являющимися неотъемлемой частью разделительного баланса, миноритарные холдинги, а затем целевые компании, получат денежные средства в размере стоимости распределенного на баланс

данного миноритарного холдинга пакета акций ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".

После завершения выделения всех создаваемых компаний, ОАО РАО "ЕЭС России", на балансе которого, в соответствии с разделительным балансом Общества, останется часть активов, не относящихся к технологической деятельности целевых компаний отрасли, должно присоединиться к ОАО "ФСК ЕЭС". Таким образом, акционеры ОАО РАО "ЕЭС России" получат долю участия в ОАО "ФСК ЕЭС" не только как акционеры выделяемых ОАО "Государственный холдинг" или ОАО "Миноритарный холдинг ФСК ЕЭС", но и как акционеры ОАО РАО "ЕЭС России".

Реорганизация ОАО РАО ”ЕЭС России” станет логичным завершением

реформирования электроэнергетики и создания новой демонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО “ЕЭС России” прекращает свою деятельность в качестве ”государственной монополии” и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний[9].

 

 

2.4.           Принципы формирования рынка электроэнергии

 

Одна из ключевых задач реформирования – создание конкурентного рынка электроэнергии; рынка, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения.

Целевая модель оптового и розничных рынков электроэнергии, согласно Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 20032008 годы "5+5", предполагает:

         формирование единого рыночного пространства на Европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях);

         создание эффективной инфраструктуры оптового рынка (администратор торговой системы, системный оператор и сбытовые компании);

         создание трех секторов торговли электроэнергией: сектор долго и среднесрочных двусторонних финансовых договоров, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок. Кроме того, предусматривается создание рынка мощности.

         функционирование оптового рынка электроэнергии (мощности) в границах единого рыночного пространства на Европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся

на этих территориях);

         конкурентные механизмы торговли электроэнергией: долго_ и среднесрочные двусторонние финансовые договоры, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок;

         конкурентные механизмы торговли мощностью: долго_ и среднесрочные двусторонние договоры, покупка/продажа мощности на годовых и долгосрочных конкурентных отборах (на несколько лет вперед);

         конкурентная торговля системными услугами – конкурентный отбор поставщиков и закупка Системным оператором услуг, необходимых для поддержания заданного уровня качества энергоснабжения в ЕЭС России;

         трансляция цен оптового рынка на розничные рынки – зависимость цен конечных потребителей на розничном рынке от цены приобретения электрической энергии на оптовом рынке;

         возможность выбора конечным потребителем на розничном рынке компании-поставщика электроэнергии.

Основным условием, необходимым для эффективного функционирования конкурентных оптового и розничного рынков, является демонополизация производства и сбыта электроэнергии. Конкуренция возможна только между субъектами, не принадлежащими (не аффилированными) одному владельцу. Если собственником является государство, то необходимо, чтобы управление их деятельностью не было централизовано.

В период до 2005-2006 гг. не удалось обеспечить выполнение данного условия на всей предполагаемой территории функционирования конкурентного рынка электроэнергии  в силу того, что реструктуризация РАО "ЕЭС России" как самого большого монополиста не смогла завершиться в более короткие сроки.

    В этой связи компания считает необходимым запуск переходной модели оптового рынка электроэнергии по следующим причинам:

         реализация модели обеспечит подготовку инфраструктурных организаций и участников к работе в полном конкурентном рынке;

         будут отработаны технологии конкурентного рынка в условиях осуществления реальных финансовых расчетов (а не в имитационном режиме);

         начнется формирование рыночных ценовых сигналов инвесторам по относительной ценности генерирующих мощностей;

         можно будет выявить "белые пятна" или недоработки в модели[21, 6].

 

 

2.4.1.     Конкурентный оптовый рынок

 

Оптовый рынок основан на коммерческих, свободных и конкурентных отношениях по купле-продаже электроэнергии между продавцами и покупателями электроэнергии. Необходимость принимать в качестве ограничений на рынке специфику распределения электроэнергии в энергетической системе, а также достаточно сильная взаимосвязь между различными территориями России, необходимость и эффективность централизованного ведения режимов обуславливают формирование единого, централизованного оптового рынка электроэнергии на Европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях). Через этот рынок торгуются все объемы электроэнергии, произведенные на указанных территориях.

Рынок торговли электроэнергией состоит из трех, разделенных по времени, но связанных по формированию окончательных (фактических) объемов производства/потребления электроэнергии, секторов:

         сектор долго- и среднесрочных двусторонних финансовых договоров,

         рынок на сутки вперед,

         балансирующий  рынок.

В процессе купли-продажи электроэнергии на всех указанных секторах оптового рынка электроэнергии учитываются не только коммерческие предпочтения участников, но и их исполнимость при ведении режимов, а также зависимые от режимов потери электроэнергии при её передаче. Это дает наиболее точное определение ценности электроэнергии в каждой точке производства и потребления электроэнергии.

Кроме указанных трех секторов оптового рынка, в случае необходимости дополнительного стимулирования инвестиционного процесса в генерирующем секторе отрасли, а также сглаживания ценовых колебаний может вводиться рынок мощности (или плата за мощность), обеспечивающий дополнительные стабильные среднесрочные доходы производителям электроэнергии.

Информация о работе Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии