Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти.
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятия естественной монополии………………….
1.1. Причины возникновения и существования естественных монополи………………………………………………………………
1.2. РАО ”ЕЭС России” как пример естественной монополии……………….
2. Основные аспекты реформы РАО ”ЕЭС России”
2.1. Основные причины, цели и задачи реформирования энергетической отрасли
2.2. Реструктуризация РАО ”ЕЭС России” в рамках концепции ”5+5”
2.3. Завершающий этап – реорганизация РАО ”ЕЭС России”
2.4. Принципы формирования рынка электроэнергии
2.4.1. Конкурентный оптовый рынок
2.4.2. Конкурентный розничный рынок
3. ОАО ”Костромаэнерго” в зеркале реформ РАО ”ЕЭС России”
строительство и развитие сетей с целью минимизации данных ограничений. Предполагается, что финансовые права на передачу будут реализовываться на конкурентных аукционах.
Рынок производных финансовых инструментов позволит создать систему управления ценовыми рисками в рыночной электроэнергетике. Основной инструмент – форвардный контракт (двусторонний договор). Поиск контрагентов по таким договорам будет происходить путем непосредственного общения продавцов и покупателей. Привлечение на рынок производных финансовых инструментов участников, не связанных с энергетикой (инвестиционных компаний, банков и т.д.), перераспределит часть ценовых рисков в пользу продавцов и покупателей оптового рынка электроэнергии
[7, 8, 9].
2.4.2. Конкурентный розничный рынок
Конкурентный розничный рынок должен иметь следующие основные черты:
Свободно устанавливаемые нерегулируемые цены
Поскольку энергосбытовые компании и Гарантирующий поставщик будут покупать электроэнергию на оптовом рынке, цена на котором колеблется вне зависимости от их индивидуального поведения, фиксация розничной цены может привести к разорению энергосбытовых компаний и Гарантирующего поставщика в случае, когда цена оптового рынка станет выше фиксированной розничной.
Право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам.
Конкурентный рынок должен содержать механизмы хеджирования риска для потребителя по прекращению энергоснабжения из-за потери им энергосбытовой компании по различным причинам, а также хеджирования рыночного риска, связанного с нерегулируемой деятельностью энергосбытовых компаний. Одним из важнейших инструментов указанного хеджирования является создание специального института Гарантирующего Поставщика (ГП).
Основная "рыночная" функция ГП розничного рынка – обслуживание потребителей, которые по тем или иным причинам не выбрали для себя энергосбытовую компанию (сам не хочет рисковать, не нравятся предлагаемые условия), а также "подхват" тех потребителей, для которых не нашлось энергосбытовой компании (энергосбытовая компания не готова его обслуживать, энергосбытовая компания разорилась).
Для обеспечения эффективного исполнения Гарантирующим Поставщиком своих функций в соответствии с законодательством на переходный период вводится механизм обязательных прямых договоров между гарантирующим поставщиком и поставщиками электроэнергии (vesting contracts) на объем потребления населения и иных социально-значимых групп потребителей (только их, а не всех, кто обслуживаются).
РАО "ЕЭС России" считает, что механизм обязательных договоров должен содержать следующие важнейшие компоненты:
уровень цен в таких договорах должен быть, с одной стороны, достаточно стабилен, а с другой – обеспечивать определенный уровень доходности для поставщиков электроэнергии и услуг, что ведет к необходимости "привязки" цен в договорах к уровню цен на топливо и другие компоненты затрат производителей, а также к уровню цен на конкурентном рынке электроэнергии;
условия расчетов по таким договорам для покупателей могут быть более мягкими, чем на конкурентном рынке, но при этом обеспечивать исполнение интересов поставщиков в получении оплаты своей продукции в необходимые для их эффективного функционирования сроки.
Для всех других групп потребителей Гарантирующий Поставщик обеспечивает поставку электроэнергии по ценам конкурентного оптового рынка, устанавливая надбавку за свои услуги, уровень которой регулируется государством.
С 1 сентября 2006 года, на основании принятого постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", вступили в силу новые Правила розничных рынков электроэнергии, которые установили новые принципы ценообразования и взаимодействия субъектов розничных рынков в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
Правилами розничных рынков установлены порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика, порядок определения границ зон его деятельности, правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках, основы организации расчетов на розничных рынках, особенности оказания услуг по передаче электрической энергии, основные положения организации коммерческого учета.
Изменения правил, по которым функционируют розничные рынки, в значительной степени связаны с изменениями, происходящими на оптовом рынке электроэнергии, прежде всего, переходом продавцов и покупателей на систему регулируемых договоров с последующей постепенной либерализацией торговли электрической энергией (мощностью).
С 1 сентября 2006 года работает новый розничный рынок, обеспечивший трансляцию цен оптового рынка в цены на электроэнергию для розничных потребителей. Часть объемов поставляется по регулируемой цене, а часть – по
цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен. Предельный уровень нерегулируемых цен определяется в соответствии с Правилами розничных рынков на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" информации о средней стоимости единицы электрической энергии (1 кВт. ч), сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги, а также сбытовой надбавки.
В результате проводимых структурных преобразований в электроэнергетике на розничном рынке электроэнергии вместо одной энергоснабжающей организации в настоящее времяработают сбытовые организации, сетевые организации, генерирующие компании.
Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии заключаются в следующем:
право выбора конечными потребителями сбытовой компании,
для покупки электроэнергии;
наличие специального института гарантирующих поставщиков,
обязанных заключить договор энергоснабжения или поставки электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем (в границах деятельности гарантирующего поставщика).
Организации, обслуживающие население, реализуют электроэнергию по тарифам, установленным региональными энергетическими комиссиями (а либерализованную часть – по свободной цене в рамках предельного
уровня свободной цены), а организации, не обслуживающие население, реализуют электроэнергию по договорным ценам.
Итоги работы розничного рынка с начала 2007 года показывают, что внедрение новых механизмов ценообразования прошло достаточно успешно. На сегодняшний день все потребители, в том числе финансируемые за счет бюджетов различных уровней, оплачивают потребленную электроэнергию по новым правилам, а энергосбытовые компании, не обслуживающие население, поставляют электроэнергию по договорным ценам, не ограниченным предельными уровнями.
Существует положительная судебная практика в пользу применения нерегулируемых цен с 1 сентября 2006 года.
Так, например, Арбитражный суд г. Москвы, Арбитражный суд Оренбургской области, Арбитражный суд Чувашской республики, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа приняли такие решения, кроме того, есть как минимум два кассационных положительных решения Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и Федерального Арбитражного суда Поволжского округа.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 450 внесены изменения в правила розничных рынков, на основании которых изменяется срок проведения первого очередного конкурса. Внесение изменений обусловлено,
прежде всего, неготовностью уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации к организации и контролю процедур по переходу потребителей от ранее действовавшего поставщика к вновь назначенному
гарантирующему поставщику, а также к контролю за гарантирующими поставщиками, которые впервые получили этот статус. В настоящее время Правила проведения конкурсов, необходимые для методологического обеспечения проведения конкурсов, находятся в процессе обсуждения и согласования с заинтересованными организациями.
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации для нормативного закрепления новых правил розничных рынков, изложенных в постановлении от 31.08.2006 № 530, приняты следующие нормативные документы:
постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 450 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики";
приказ ФСТ России от 21.08.2007 № 166_э/1 "Об утверждении правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии";
приказ ФСТ России от 17.11.2006 № 286_э/9 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности", указанный реестр ведет ФСТ России;
приказ ФСТ России от 24.11.2006 № 302_э/5 "Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии";
приказ ФСТ России от 28.11.2006 № 318_э/15 "О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке,
утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 204э/2" – приведение в соответствие новым правилам;
приказ Минпромэнерго России от 22.02.2007 № 49 "О соотношении активной и реактивной мощности"[7, 8 , 9, 21].
3. ОАО “КОСТРОМАЭНЕРГО” В ЗЕРКАЛЕ РЕФОРМЫ РАО “ЕЭС РОССИИ”
ОАО "Костромаэнерго" - распределительная сетевая компания, которая в составе МРСК Центра и Северного Кавказа осуществляет транспорт электроэнергии по сетям 0,4-110 кВ на территории Костромской области общей площадью свыше 60 тыс. кв. км., где проживает 0,758 млн. человек. Область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации. Объем передачи электроэнергии по распределительным сетям ОАО «Костромаэнерго» составляет 2,801 млрд. кВтч [16].
Основные виды деятельности ОАО «Костромаэнерго»:
- Транспорт электроэнергии;
- Технологическое присоединение к распределительным сетям ОАО «Костромаэнерго»;
- Обеспечение надежности и качества поставляемой потребителям электроэнергии.
Главные задачи:
-Обеспечение надежного энергоснабжения потребителей;
- Транспорт электрической энергии по установленным тарифам, получение прибыли;
- Выполнение работ, определяющих условия параллельной работы в соответствии с режимами ЕЭС России в рамках договорных отношений;
- Обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного ремонта энергетического оборудования, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов;
- Эксплуатация оборудования по договорам с собственниками энергетических объектов, не находящихся на балансе Общества
- Развитие региональной энергосистемы;
- Передача электрической энергии;
- Организация и проведение оборонных мероприятий по вопросам мобилизационной подготовки, гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и защите сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством;
- Создание и освоение новой техники и технологий, обеспечивающих эффективность, безопасность и экологичность работы промышленных объектов Общества ворам об оформлении отраслевых фондов НИОКР, заключенных Обществом;
- Эксплуатация и ремонт энергетического оборудования;
Главными стратегическими целями компании являются:
-Полное и надежное обеспечение населения и экономики региона энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам;
-Снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций;
-Снижение удельных затрат на производство энергоресурсов;
-Применения энергосберегающих технологий и оборудования;
-Сокращение потерь при транспортировке электроэнергии;
-Формирование перспективных схем и программ развития электросетевого комплекса компании;
-Увеличение финансовой устойчивости компании.
Инструментом реализации стратегии ОАО «Костромаэнерго» является четко построенная система управления Обществом и выполнение ключевых показателей эффективности (КПЭ). Выполнение ключевых показателей эффективности направлено на увеличение прибыли, характеризует успешность бизнеса и позволяет заботиться об интересах акционеров.
Информация о работе Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии