Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти.
Введение…………………………………………………………
1. Сущность понятия естественной монополии………………….
1.1. Причины возникновения и существования естественных монополи………………………………………………………………
1.2. РАО ”ЕЭС России” как пример естественной монополии……………….
2. Основные аспекты реформы РАО ”ЕЭС России”
2.1. Основные причины, цели и задачи реформирования энергетической отрасли
2.2. Реструктуризация РАО ”ЕЭС России” в рамках концепции ”5+5”
2.3. Завершающий этап – реорганизация РАО ”ЕЭС России”
2.4. Принципы формирования рынка электроэнергии
2.4.1. Конкурентный оптовый рынок
2.4.2. Конкурентный розничный рынок
3. ОАО ”Костромаэнерго” в зеркале реформ РАО ”ЕЭС России”
Реализация реформирования электроэнергетики Российской Федерации невозможна без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим Правительством Российской Федерации был разработан и внесён в Государственную Думу пакет законопроектов, регламентирующий реформирование электроэнергетической отрасли и РАО "ЕЭС России", задающий основные контуры и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях конкуренции и строго регламентированного государственного вмешательства в хозяйственные отношения.
В пакет законопроектов вошли проекты следующих федеральных законов:
"Об электроэнергетике",
"О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике",
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации",
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях",
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации",
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".
Государственной Думой и Советом Федерации РФ указанный пакет законопроектов был одобрен и подписан Президентом РФ.
Исходя из содержания указанных законопроектов, структура экономических отношений в электроэнергетическом комплексе, после их вступления в силу, будет выглядеть следующим образом[21, 5, 20].
2.2. Реструктуризация РАО “ЕЭС России” в рамках концепции “5+5”
В соответствии с Концепцией Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 годы "5+5" основными целями реформы отрасли являются повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.
За 5 лет (1998-2003 гг.) была подготовлена база для реформирования компании. Стратегия предполагает, что на процесс реформирования компаний холдинга РАО "ЕЭС России" потребуется 3 года, и к 2006 году из РАО "ЕЭС России" будут выделены все основные субъекты отрасли. После этого потребуется еще 2 года на их доформирование и завершение корпоративных процедур. В результате этого через 5 лет (в 2008 году) будет сформирована целевая структура отрасли. Эти соображения отражены в подзаголовке настоящего документа – "5+5".
Представленная концепция стратегии представляет собой предложения и предпочтения компании. Окончательное решение по большинству вопросов, связанных с реструктуризацией отрасли и РАО "ЕЭС России" будет принято Правительством РФ, к компетенции которого это отнесено в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
После принятия решений Правительством РФ, они будут оформляться согласно корпоративным процедурам РАО "ЕЭС России", включая принятие решений Советом директоров РАО "ЕЭС России".
Основные цели и задачи реструктуризации РАО "ЕЭС России":
Обеспечение реализации реформирования РАО "ЕЭС России", активное участие в формировании предложений для Правительства РФ в соответствии с законодательством РФ о реформировании отрасли, таким образом, чтобы это в полной мере соответствовало требованиям и целям, которые предъявляет государство, а также гарантировало соблюдение прав и максимизировало стоимость для акционеров РАО "ЕЭС России";
Обеспечение надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей предприятий, входящих в РАО "ЕЭС России", в течение всего переходного периода;
Увеличение рыночной стоимости холдинга РАО "ЕЭС России" и компаний, создаваемых в ходе реструктуризации;
Выделение из состава РАО "ЕЭС России" в ходе реформирования эффективных, инвестиционно-привлекательных компаний;
Повышение текущей эффективности и развитие профильных бизнесов РАО "ЕЭС России";
Повышение прозрачности компании, совершенствование системы корпоративного управления, превращение ее в бизнес-ориентированную компанию;
Соблюдение всех прав и законных интересов акционеров компании (как РАО "ЕЭС России", так и его дочерних и зависимых обществ), в том числе — миноритарных акционеров.
Для достижения поставленных целей осуществлено разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании становятся преимущественно частными и начинают конкурировать друг с другом. В естественно-монопольных видах деятельности, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
В настоящее время завершено формирование основных инфраструктурных организаций, обеспечивающих работу рынка электроэнергии.
Созданы:
ОАО "ФСК ЕЭС" – организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью
(ЕНЭС), обеспечивающая единство технологического управления и оказывающая субъектам рынка на
возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС.
ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" (Системный оператор – Центральное диспетчерское управление единой энергетической
системы) – организация по оказанию субъектам оптового рынка услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии (Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы") (далее – НП "АТС"), с 1 ноября 2003 года организует процесс торговли в секторе свободной торговли оптового рынка.
С 2005 года организацией финансовых расчетов между участниками оптового рынка электроэнергии (мощности) занимается закрытое акционерное общество "Центр финансовых расчетов" (ЗАО "ЦФР"). ЗАО "ЦФР" является сто процентным дочерним обществом НП "АТС"[21].
2.3. Завершающий этап – реорганизация РАО ”ЕЭС России”
Реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России" станет логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой демонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность в качестве "государственной монополии" и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний[21].
В ходе реформирования электроэнергетической отрасли России в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации основной объем преобразований компаний холдинга ОАО РАО "ЕЭС России" завершился в 2006 году, что позволило приступить к реорганизации головной компании ОАО РАО "ЕЭС России". В ноябре 2005 года в ОАО РАО "ЕЭС России" создана Комиссия по реорганизации компании. В настоящее время ОАО РАО "ЕЭС России" реализуется схема двухэтапной реорганизации Общества.
На первом этапе (конец 2006 – 2007 гг.) из ОАО РАО "ЕЭС России" выделились две тепловые генерирующие компании – ОАО "ОГК 5" и ОАО "ТГК 5", что позволило отработать механизм совмещенной реорганизации –
реорганизации в форме выделения промежуточных компаний, владеющих акциями целевых компаний, с их одновременным присоединением к целевым компаниям. Среди основных факторов выбора именно этих ОГК/ТГК к выделению из ОАО РАО "ЕЭС России" можно назвать следующие:
завершение корпоративных процедур по формированию компаний;
готовность к привлечению частных инвестиций, привлекательность компании для инвесторов;
готовность к реализации инвестиционных проектов, направленных как на модернизацию существующих, так и на ввод новых мощностей;
сильная профессиональная команда менеджеров.
Подготовка к первому этапу реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" осуществлялась с начала 2006 года. 28 июля 2006 года совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" утвердил форму первого этапа реорганизации и 22 сентября принял решение о созыве общего собрания акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" по вопросам реорганизации.
Ключевое событие первого этапа – собрание акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" по вопросу о реорганизации состоялось 6 декабря 2006 года. Акционеры одобрили предложенный советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" план реализации I этапа реструктуризации компании.
Первый этап реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" завершился 3 сентября 2007 года, когда из состава холдинга были выделены ОАО "ОГК 5" и ОАО "ТГК 5". Обособление указанных компаний произошло в форме выделения промежуточных холдингов – ОАО "ОГК 5 Холдинг" и ОАО "ТГК 5 Холдинг", на баланс которых были переданы принадлежащие ОАО РАО "ЕЭС России" акции ОАО "ОГК 5" и ОАО "ТГК 5", с одновременным их присоединением к ОАО "ОГК 5" и ОАО "ТГК 5" соответственно. Акции ОАО "ОГК 5 Холдинг" и ОАО "ТГК 5 Холдинг" были распределены среди акционеров РАО "ЕЭС России" и одновременно с этим конвертированы в акции целевых компаний ОАО "ОГК 5" и ОАО "ТГК 5" по коэффициентам конвертации, которые были утверждены общими собраниями акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" и двух целевых компаний. Таким образом, акционеры ОАО РАО "ЕЭС России" получили акции ОАО "ОГК5" и ОАО "ТГК 5".
Мероприятия завершающего этапа реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" с созданием компаний целевой структуры отрасти предполагается завершить 1 июля 2008 года. Схема проведения завершающего этапа(приложение 3) реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" основана на принципе обеспечения интересов всех групп акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" путем разделения активов ОАО РАО "ЕЭС России" на активы, которые должны быть переданы государству и активы, которые должны быть переданы миноритарным акционерам, в соответствии с долей участия государства и миноритарных акционеров в капитале ОАО РАО "ЕЭС России".
Схема реорганизации предполагает выделение следующих компаний:
1. ОАО "Государственный холдинг", на баланс которого подлежат передаче акции из "государственной" доли следующих компаний:
ОАО "ФСК ЕЭС" в размере, пропорциональном доле участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО РАО "ЕЭС России" на момент принятия решения о реорганизации;
магистральные сетевые компании;
тепловые генерирующие компании ОГК и ТГК или активы, которые будут получены в результате продажи тех или иных "государственных" пакетов акций ОГК/ТГК (часть от пакетов акций компаний, приходящихся на долю участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО РАО "ЕЭС России").
2. ОАО "Государственный холдинг ГидроОГК", на баланс которого будут переданы акции ОАО "ГидроОГК" (в размере, пропорциональном доле участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО РАО "ЕЭС России" на момент принятия решения о реорганизации) и акции из "государственной" доли в тепловых ОГК и ТГК или активы, полученные от продажи долей в этих ОГК/ТГК. Предусматривается, что 100% акций ОАО "Государственный холдинг" и 100% акций ОАО "Государственный холдинг ГидроОГК" распределяются только в пользу государства, за исключением доли в указанных холдингах, которые будут распределены в пользу акционеров, проголосовавших против реорганизации на внеочередном собрании акционеров по вопросам реорганизации.
Государственные холдинги будут являться промежуточными компаниями. Выделение ОАО "Государственный холдинг" и ОАО "Государственный холдинг ГидроОГК" будет осуществляться с их одновременным присоединением к ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК" соответственно, что обеспечит прямое участие государства в капитале ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК".
За счет передачи на баланс ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК" государственной доли в ОГК и ТГК при присоединении происходит увеличение доли государства в ОАО "ФСК ЕЭС" до уровня не менее 75% + 1 акция, а в ОАО "ГидроОГК" – до уровня не менее 50% + 1 акция. Впоследствии акции генерирующих компаний, относящиеся к "государственной" доле, будут проданы, полученные средства будут направляться на ликвидацию инвестиционного дефицита ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК".
Решением общего собрания акционеров ОАО РАО "ЕЭС России" утвержден разделительный баланс, включающий положение (правила) о правопреемстве, которое является неотъемлемой частью разделительного баланса.
В положении (правилах) о правопреемстве, устанавливающем принципы ведения учета и распределения имущества, прав и обязанностей в переходный период – с даты, на которую составляется разделительный баланс (01.04.2007), по дату завершения реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России", в частности, предусмотрены:
Информация о работе Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии