Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти.

Содержание

Введение…………………………………………………………

1. Сущность понятия естественной монополии………………….
1.1. Причины возникновения и существования естественных монополи………………………………………………………………
1.2. РАО ”ЕЭС России” как пример естественной монополии……………….

2. Основные аспекты реформы РАО ”ЕЭС России”
2.1. Основные причины, цели и задачи реформирования энергетической отрасли
2.2. Реструктуризация РАО ”ЕЭС России” в рамках концепции ”5+5”
2.3. Завершающий этап – реорганизация РАО ”ЕЭС России”
2.4. Принципы формирования рынка электроэнергии
2.4.1. Конкурентный оптовый рынок
2.4.2. Конкурентный розничный рынок

3. ОАО ”Костромаэнерго” в зеркале реформ РАО ”ЕЭС России”

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 461.50 Кб (Скачать)
tyle="text-align:justify"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ РАО “ЕЭС России”

 

2.1.           Общие причины, цели и задачи реформирования электроэнергетической отрасли

 

Первый этап рыночных реформ в электроэнергетике России был проведен в начале-середине 90-х годов, и его результатами стало введение в отрасли новой системы хозяйственных отношений, адекватных рыночной экономике. Коммер­циа­лизация и корпоратизация предприятий отрасли привели к созданию рынка электроэнергии, внедрению экономических принципов ценообразования, форми­ро­ванию рыночных субъектов ‑ энергетических компаний, а их частичная прива­тизация открыла возможности для прихода частного капитала в электро­энергетику.

Вместе с тем, на начальном этапе реформирования было сохранено доминирующее влияние государства на функционирование и развитие отрасли, которое осуществлялось как через имущественные механизмы (контрольные пакеты акций энергокомпаний), так и через систему тотального регулирования цен на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Существенный дисбаланс между интересами государства и бизнеса в этой ситуации был вынужденной мерой в первые годы формирования новой экономической среды, однако его сохранение в дальнейшем привело к появлению целого ряда негативных тенденций в электроэнергетике:

-необоснованный рост производственных и инвестиционных затрат при отсутствии реальных антизатратных стимулов на рынке;

-ухудшение финансового состояния компаний из-за политики госрегули­рования (сдерживания цен электроэнергии, перекрестного субсидиро­вания), а также неплатежей;

-сохранение низкой инвестиционной привлекательности отрасли и отсутствие значительных внешних инвестиций.

Началом второго этапа в реформировании стало принятие в 1997 г. Указа Президента РФ № 427. Однако необходимость интенсификации процесса преобразований потребовала разработки детальной программы реформирования электроэнергетики, основные положения которой были одобрены Правитель­ством РФ летом 2001 г.

Необходимость второго этапа реформирования связана с совершенствованием существующей системы хозяйственных отношений, которая должна обеспечить повышение эффективности работы электроэнергетики, а также инвестиционной привлекательности бизнеса, создать благоприятные условия для развертывания масштабного инвестиционного процесса в отрасли, жизненно необходимого в условиях начавшегося экономического роста.

Идея реформирования российской электроэнергетики возникла из ответов на самые простые и очевидные вопросы - кто, сколько, кому и за что платит.

Существующая сегодня в энергетике хозяйственная система не устраивает ни одного из ее участников. Рядовые потребители не довольны тем, что с каждым годом они платят за электричество больше, и за эти деньги им никто не может гарантировать надежного и бесперебойного энергоснабжения. Отключения электроэнергии стали нормой российской жизни. Поиск виновных неизбежно приводит к региональной энергокомпании, которая "кивает" на региональные власти и подконтрольные им энергетические комиссии, якобы в популистских целях устанавливающие заведомо дефицитный тариф. Власти в свою очередь переводят ответственность на региональную энергосистему, которая, по их мнению, требует слишком много денег и тратит их не экономно. Как ни парадоксально, правы обе стороны. Тариф, устанавливаемый региональной энергетической комиссией, действительно не покрывает всех затрат регио­нальных энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы под­дер­живать систему в рабочем состоянии. А региональные энергосистемы действительно не заинтересованы сокращать свои издержки.

Не довольно положением в энергетике и государство. Приоритетными задачами для России являются развитие рыночной экономики и стабильный экономический рост. Энергетика же сегодня является одной из последних отраслей, где сохранились рудименты советской экономической модели. И эта модель не имеет внутренних резервов, механизмов и предпосылок для того, чтобы развиваться. Сегодня мы, потребители электричества и тепла, проедаем промышленный ресурс, накопленный Советским Союзом. Все ныне работающие электростанции, все линии электропередачи достались нам в наследство от советских времен. Используемый нами потенциал электроэнергетики не вечен, уже сегодня даже в самых благополучных энергосистемах европейской части России общий уровень износа оборудования перевалил за отметку в 50 процентов.

Деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. К 2020 году средняя наработка теплосилового оборудования высокого давления составит 85% от паркового срока службы. Оборудование среднего давления к этому сроку отработает 90% срока службы.

Число отказов котельного оборудования в последние годы сохраняется на уровне 1,8-1,9 тысячи в год. Наиболее часто (85-90%) повреждались поверхности нагрева котлов. Около 65% повреждений связано с исчерпанием ресурса работы и с недостатками в эксплуатации. Примерно 20-25% повреждений поверхностей нагрева связано с недостатками в ремонте.

Основными причинами выхода из строя оборудования являются:

1.        Длительное старение металла энергетического оборудования из-за отсутствия замен физически изношенного.

2.        Недостаточный, а в отдельных случаях некачественный, контроль состояния металла.

3.        Эксплуатация длительно работающего металла в маневренных режимах.

Разговоры о строительстве новых электростанций или достройке еще советских объектов относятся к области фантастики. Уже через 3-4 года в подавляющем большинстве краев и областей России начнутся процессы необратимого физического разрушения производящих электричество и тепло генераторов и котлов, линий электропередачи и тепловых сетей. Среднегодовой ввод генерирующих мощностей в нашей стране в 1981-1990 годах составлял 5000 МВт, в Китае ежегодно на протяжении последних 15 лет этот показатель составляет 17 000 МВт. В России в 2002 году планируется ввод новых генерирующих мощностей общим объемом 890 МВт. Российское правительство сегодня серьезно обеспокоено сложившейся в энергетике ситуацией: эта отрасль может стать реальным тормозом растущей экономики России.

Прогнозы экономического развития России, говорят о том, имеющиеся генерирующие мощности начнут выходить из строя, а потребности в электроэнергии заметно возрастут. Развитие промыш­ленности и потребление энергии в частном секторе потребует увеличения имеющихся мощностей, что немедленно приведет к разрыву между генериру­ющими мощностями и потребностями экономики.

Мы вынуждены будем закупать электроэнергию в том же Китае, а это уже угроза национальной безопасности и независимости России.

Чтобы избежать этой ситуации, Правительство, должно принимать меры уже сейчас, начиная модернизацию отрасли. Для решения этих проблем нужны десятки миллиардов рублей, которые не может дать российский бюджет. Между тем в стране есть свободный внутренний частный капитал, в мире существуют финансовые институты и компании, занимающиеся инвестированием в энергетику. Но привлечение этих инвестиций в российскую энергетику невозможно. Эта отрасль у нас не является бизнесом, а энергопредприятии не являются нормальными бизнес структурами и не отвечают даже минимальным требованиям финансовой прозрачности и прибыльности, которые предъявляют инвесторы.

В сложившейся ситуации можно оставить все как есть, и заложить деньги на инвестиции, например в тариф. Наверное, таким образом, мы решим проблему инвестиций в энергетику, но решим ее крайне не эффективно: энергетики будут стоять с протянутой рукой, и требовать все больше и больше денег на свои нужды, а тариф будет расти еще более быстрыми темпами, чем сейчас. Полученные таким образом средства, как любые деньги не заработанные, а "подаренные" сверху, расходоваться будут не эффективно. Все это мы уже проходили в советское время. К тому же износ фондов вовсе не является единственной проблемой отрасли. Есть ещё оптовые перепродавцы, фактически представляющие собой лишнее звеном между поставщиком и потребителем электроэнергии и задолжавших энергетикам сотни миллионов рублей. Имеет место влияние политического и человеческого фактора на такой чисто экономический процесс как формирование цены на электроэнергию. До сих пор сохраняется практика перекрестного субсидирования, когда промышленные потребители вынуждены дотировать население и переплачивать за электроэнергию, что в ряде случаев делает их продукцию не конкурентоспособной. Наконец, у энергетиков отсутствует реальная мотивация сокращать издержки, а у потребителей - ценить и экономить электричество, а значит, более бережно относится к природным ресурсам, которые являются топливом для электростанций.

По оценкам РАО ЕЭС, чтобы привлечь инвестиции в российскую энергети­ческую отрасль, необходимо, чтобы  оптовые цены на электричество выросли вдвое. По мнению Филиппа Воробьева из Кембриджского центра по анализу развития электроэнергетической отрасли, российской энергетической отрасли в ближайшие десять лет понадобятся инвестиции в размере от $20 млрд. до $50 млрд. Действующие энергетические мощности в восемьдесят гигаватт (на сегодняшний день это половина всей энергетической мощности России), должны быть изъяты из эксплуатации в ближайшие 20 лет по причине износа оборудования. В то же время 120 гигаватт энергетических мощностей должны быть введены в эксплуатацию. 120 гигаватт энергомощностсей - это больше чем современные энергетические потребности Франции. Если инвестиций в российскую энергетическую отрасль не последует, Россию столкнется с дефицитом электроэнергии в период 2003-2008 гг., Многие российские регионы уже остались без электричества.

Очевидно, что необходима структурная перестройка всей работы энергетической отрасли России, а не "прикладывание пластыря" к каждой отдельной проблеме. Правительство уже предприняло шаги, чтобы избежать этих далеко не радостных последствий.

Реформирование электроэнергетики – процесс преобразований, начатый в 2000 году с разработки в РАО "ЕЭС России" Концепции. Первым нормативным актом, регламентирующим преобразования электроэнергетики, стало Постановление Правительства России от 11 июля 2001 года №526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Федеральными законами Российской Федерации, принятыми в 1 квартале 2003 года, были определены основные контуры и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях конкуренции. Действующая нормативная база электроэнергетики сегодня включает более сорока документов.

Таким образом, еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии, а в 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:

                               По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.

                   Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.

                   В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, Существовала высокая вероятность крупных аварий.

                   Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи. Предприятия отрасли были информационно и финансово "не прозрачными".

                      Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

 

Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли являются:

         Повышение эффективности предприятий электроэнергетики;

         Создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

При этом основными задачами реформы являются следующие:

         Разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;

         Создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;

         Обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;

         Эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.

РАО "ЕЭС России" будет стремиться к достижению указанных целей реформирования, с учетом:

         обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе;

         обеспечения баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников компании.

Реформирование отрасли задано нормативными актами и является абсолютным императивом для РАО "ЕЭС России". Компания, являющаяся одним из крупнейших и наиболее важных субъектов реформирования отрасли, займет активную позицию в содействии исполнительным органам власти в продвижении реформы, формировании конкретных моделей, механизмов её реализации.

Информация о работе Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии