Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти.

Содержание

Введение…………………………………………………………

1. Сущность понятия естественной монополии………………….
1.1. Причины возникновения и существования естественных монополи………………………………………………………………
1.2. РАО ”ЕЭС России” как пример естественной монополии……………….

2. Основные аспекты реформы РАО ”ЕЭС России”
2.1. Основные причины, цели и задачи реформирования энергетической отрасли
2.2. Реструктуризация РАО ”ЕЭС России” в рамках концепции ”5+5”
2.3. Завершающий этап – реорганизация РАО ”ЕЭС России”
2.4. Принципы формирования рынка электроэнергии
2.4.1. Конкурентный оптовый рынок
2.4.2. Конкурентный розничный рынок

3. ОАО ”Костромаэнерго” в зеркале реформ РАО ”ЕЭС России”

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА !!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

Технологическая и коммерческая инфраструктура оптового рынка включает в себя следующие организации:

         НП "АТС" – Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы", учрежденное в 2001 году и ставшее впоследствии оператором оптового рынка электроэнергии (мощности).

         ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" – Системный оператор оптового рынка, который в 2004 году завершил организационное построение единой вертикали оперативно_диспетчерского управления: принял функции региональных диспетчерских управлений.

         ОАО "ФСК ЕЭС" – организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Оптовый рынок электроэнергии (мощности) переходного периода начал свою работу с 1 ноября 2003 года, на основании постановления Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода". Принятые указанным постановлением правила заложили основу механизмам конкурентного ценообразования на оптовом рынке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка

электрической энергии (мощности)" с 1 сентября 2006 года введена новая модель функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности), предусматривающая существенные новации в системе договорных отношений и ценообразовании на оптовом рынке.

Основные принципы функционирования новой модели оптового рынка заключаются в следующем:

Объемы, продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам (за исключением объемов электроэнергии, поставляемой населению), будут постепенно снижаться, и все освободившиеся из-под регулирования объемы

электроэнергии, а также весь прирост электропотребления по сравнению с объемами потребления, заложенными в сводный прогнозный баланс ФСТ России на 2007 год и вся электроэнергия, производимая новыми поставщиками, будут торговаться по свободным конкурентным ценам. Темпы постепенного снижения объемов покупки и продажи электроэнергии по регулируемым ценам уже заданы Правительством РФ как доли от объема, включенного ФСТ России в прогнозный баланс на 2007 год. С 1 июля 2007 года эта доля составила 90%.

7 апреля 2007 года принято постановление Правительства РФ № 205 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам", которым предусмотрено дальнейшее снижение указанных объемов:

         с 1 июля 2007 года по 31 декабря 2007 года – 90%

         с 1 января 2008 года по 30 июня 2008 года – 85%

         с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2008 года – 75%

         с 1 января 2009 года по 30 июня 2009 года – 70%

         с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года – 50%

         с 1 января 2010 года по 30 июня 2010 года – 40%

         с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года – 20%

Начиная с 1 января 2011 года – вся электроэнергия(за исключением поставок населению) будет продаваться по нерегулируемым государством ценам.

Новая модель оптового рынка электрической энергии (мощности) предусматривает формирование на оптовом рынке системы долгосрочных отношений поставщиков и покупателей, в том числе устанавливает порядок заключения и исполнения участниками оптового рынка двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии (мощности), заключаемых как по регулируемым ценам (тарифам), так и по свободным ценам, определяемым по соглашению сторон. Введен новый порядок конкурентного ценообразования на рынке электроэнергии, в том числе порядок проведения конкурентного отбора ценовых заявок за сутки до реального времени и в режиме, близком к реальному времени, а также изменения в системе оперативно-диспетчерского управления, направленные на оптимизацию загрузки генерирующих мощностей в энергосистеме: планирование режимов по ценовым заявкам поставщиков, отражающим реальные стоимостные характеристики производства электрической энергии, что позволяет достигать более эффективного распределения ресурсов в энергосистеме. Кроме того, в ближайшей перспективе планируется запустить новый механизм выбора состава оборудования – в соответствии с заявками участников, что также приведет к увеличению эффективности распределения ресурсов.

Произошли существенные изменения и в порядке торговли мощностью на оптовом рынке. Введены обязательные требования к производителям электрической энергии и к их генерирующему оборудованию, необходимые для

поддержания заданных параметров функционирования энергосистемы, обеспечивающих надежное и бесперебойное энергоснабжения потребителей. Выполнение производителями этих требований влияет на стоимость продаваемой ими мощности. Осуществленные изменения в ценообразовании в отношении электрической энергии на оптовом рынке исключили возможность накопления стоимостного небаланса в части торговли по регулируемым ценам (тарифам), а также повысили степень предсказуемости регулируемых цен для участников рынка.

Участники оптового рынка приобретают электрическую энергию (мощность) в рамках двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, равным тарифам поставщиков.

Указанные тарифы с 2008 года определяются методом индексации в соответствии с формулой цены, определенной в методических указаниях, утвержденных Федеральной службой по тарифам. Общая стоимость

покупки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для потребителя-участника оптового рынка формируется по совокупности заключенных им двусторонних договоров.

В целях формирования контрагентов по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) Федеральной службой по тарифам будут определяться индикативные цены на электрическую энергию и мощность, которые послужат ориентиром (индикатором) для администратора торговой системы при формировании пакета договоров для каждого участника оптового рынка – покупателя электрической энергии (мощности). Указанные индикативные цены также будут использоваться для формирования регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность на розничном рынке в части определения стоимости приобретаемой на оптовом рынке электрической энергии по регулируемым ценам(Приложение 4).

С начала 2007 года велась активная работа с министерствами и ведомствами по разработке нормативных документов, обеспечивающих устойчивое функционирование оптового рынка электрической энергии (мощности) в изменившихся правилах работы, в частности:

         принято постановление Правительства РФ от 07.04.2007 № 205 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по

свободным (нерегулируемым) ценам";

         приказом Минпромэнерго России от 23.04.2007 № 135 определены категории потребителей, в отношении которых дифференцируются сроки, на которые на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заключаются договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам).

В III квартале 2007 года осуществлялась работа, в том числе с участниками оптового рынка, по совершенствованию оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода, в том числе:

         осуществлялся постоянный мониторинг деятельности и финансовых результатов работы участников на оптовом рынке электроэнергии (мощности);

         подготовлен проект нормативного документа, предусматривающий организацию конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке, в настоящее время проект постановления согласовывается с заинтересованными министерствами и ведомствами;

         направлен в аппарат Правительства РФ проект постановления, предусматривающий особенности функционирования оптового рынка в переходный период на территориях, которые не объединены в ценовые

зоны оптового рынка электрической энергии (мощности);

         продолжается работа над нормативным документом, предусматривающим формирование механизма экономического стимулирования добровольного ограничения потребления электрической энергии;

         продолжается работа над концепцией и разработкой проектов нормативных документов по рынку системных услуг;

         продолжается работа над порядком установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке.

Неотъемлемой частью реформирования электроэнергетического сектора в России и построения конкурентных отношений на оптовом рынке электроэнергии (мощности) является формирование рынка мощности. Планируется, что либерализация торговли мощностью будет осуществляться постепенно, путем снижения объемов мощности, продаваемых по регулируемым договорам, и продажи остальных объемов (в том числе и новых мощностей, введенных после 2007 года) с использованием конкурентных механизмов – свободных двусторонних договоров и конкурентного отбора мощности.

Планируемая модель конкурентного отбора мощности предполагает проведение долгосрочных отборов мощности на несколько лет вперед. В таких конкурентных отборах смогут принять участие не только существующие

электростанции, но и проекты нового строительства, в случае, если существующие мощности по долгосрочным прогнозам не смогут покрыть растущее потребление. Подавая заявки на продажу мощности через несколько лет, инвестор, планирующий вложить средства в строительство новых мощностей, будет иметь гарантии возврата этих средств, если его заявка выдержит конкуренцию с другими инвестиционными проектами. Такая модель позволит обеспечить достаточное количество генерирующих мощностей в системе и сформировать ценовые сигналы для инвесторов, что сделает электроэнергетическую отрасль значительно более инвестиционно привлекательной. Для реализации концепции конкурентного рынка мощности министерствами и ведомствами подготовлен проект соответствующего постановления Правительства РФ.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 529) подготовлен и находится в аппарате Правительства РФ проект постановления, определяющий

особенности функционирования оптового рынка в переходный период на территориях, которые не объединены в ценовые зоны этого рынка.

Указанный проект предусматривает специфику функционирования оптового рынка на территориях, не объединенных в ценовые зоны, систематизирует особенности участия по новым правилам вновь созданных компаний и полностью отражает правила торговли электроэнергией и мощностью на территориях, которые не объединены в ценовые зоны оптового рынка.

Проектом предусматривается не только существенное улучшение механизмов ценообразования на оптовом рынке на указанных территориях, но и совершенствование всех технологических процессов, включая переход на

почасовое планирование и ведение режимов по генерации, введение коммерческой диспетчеризации в части учета стоимостных характеристик производства электроэнергии, почасовой учет фактической поставляемой/потребляемой электроэнергии и т.д.

Рынок системных услуг является одним из наиболее действенных и эффективных инструментов (механизмов) поддержания требуемого уровня надежности и надлежащего качества функционирования энергосистемы.

К системным услугам относятся:

       услуги по регулированию частоты и потоков активной мощности;

       услуги по регулированию напряжения и потоков реактивной мощности;

       "запуск с нуля" и участие в работе противоаварийной автоматики.

С целью подготовки к запуску рынка системных услуг были определены пилотные проекты по оказанию системных услуг, объемы услуг, а также были разработаны правила проведения аукционов по отбору исполнителей системных услуг. Планируется, что реализация пилотных проектов по оказанию системных услуг начнется в 2007 году. Введение рынка системных услуг будет способствовать повышению надежности и качества энергоснабжения потребителей. Дальнейшее развитие оптового рынка

В дальнейшем планируется создать механизм экономического стимулирования добровольного ограничения потребления электрической энергии, а также "вспомогательные" рынки, обслуживающие работу энергосистемы: рынок торговли правами на использование пропускной способности ограниченных сечений и рынок производных финансовых инструментов.

Реализация механизма экономического стимулирования добровольного ограничения потребления электрической энергии позволит снизить остроту проблемы дефицита электрической мощности в отдельных регионах, особенно в часы пиковых нагрузок энергосистемы.

Механизм предусматривает первоочередной ввод ограничений в отношении тех потребителей, с которыми предварительно заключены соглашения о возмездном и добровольном ограничении нагрузки в определенные часы на оговоренные заранее объемы.

Будет установлен регламент ввода режима, порядок определения объемов выполненных обязательств, включая требования к приборам учета потребления электрической энергии, порядок оплаты за ограничение потребления и т.д.

Рынок торговли правами на использование пропускной способности сечений – финансовыми правами на передачу позволит создать прозрачный рыночный механизм распределения ограниченного ресурса пропускной способности ограниченных сечений, а также механизм поддержки частных инвестиций в

Информация о работе Реформа РАО ”ЕЭС России ” и формирование рынка электрической энергии