Научные основы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разложении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ – важный промежуточный этап процесса управления предприятием, цель которого:
- дать правильную оценку состояния объекта и показать, насколько это состояние отличается от требуемого;

Работа содержит 1 файл

Текст лекций по Экономическому анализу (АФХД).doc

— 381.00 Кб (Скачать)

Особую роль в процессе определения себестоимости отдельных  изделий играет деление затрат на прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны  с производством определенных видов  продукции (сырье и материалы, зарплата производственных  рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции.

Косвенные расходы связаны  с производством нескольких видов  продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей  базе (основной и дополнительной зарплате производственных рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

Анализ по калькуляционным статьям затрат проводится путем сопоставления расходов за отчетный и предыдущий периоды в целом и по отдельным статьям. Это дает возможность установить, по каким статьям имело место снижение расходов, а по каким - превышение. Такой анализ позволяет наметить направление, по которому должно пойти дальнейшее изыскание резервов снижения себестоимости продукции на предприятии.     

5 этап. Анализ затрат  с целью управления безубыточностью  производства.

Данный вид анализа  базируется на взаимосвязи между объемом производства (продаж), себестоимостью и прибылью.

Разделение затрат на постоянные и переменные лежит в  основе процесса определения точки  безубыточности.

Точка безубыточности - это  минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить предприятию прибыль.    

Разность между фактическим  и безубыточным объемом продаж –  это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее  финансовое состояние предприятия.

Для одного вида продукции  безубыточный объем продаж можно  определить в натуральном выражении:

 

  ,            

где А - постоянные расходы на производство данного вида продукции,

p - цена единицы изделия,

b - удельные переменные расходы.

Поскольку в анализе  объем производства (реализации) представляется для многономенклатурного производства в денежном выражении, то в данном случае и точка безубыточности также представляется в денежном выражении:

,                            

где Вкр – безубыточный объем продаж в стоимостном выражении,

Вф – фактическая выручка,

Зпер – переменные затраты,

А – постоянные затраты.

Проведение анализа  безубыточности (маржинального анализа) требует соблюдения ряда условий:

- необходимость деления затрат на постоянные и переменные;

- постоянные затраты не меняются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, то есть в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- выручка и затраты должны относиться к одному и тому же периоду времени, при этом точка безубыточности будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.

Для анализа разных по масштабу деятельности предприятия  изучается относительный показатель (запас финансовой прочности), показывающий, на сколько процентов предприятие может снизить объем продаж в случае сокращения объема спроса, не оказавшись при этом в убытке.

    

                     (6.7.).

Анализ и управление себестоимостью продукции являются одним из важнейших направлений экономического анализа, поскольку снижение себестоимости продукции является основным резервом роста эффективности деятельности предприятия.

 

Тема 10. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности.

Чем больше величина прибыли  и выше уровень рентабельности, тем  эффективнее функционирует предприятие  и устойчивее его финансовое состояние.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

  1. маржинальная (валовая) прибыль - разность между выручкой после вычета налогов (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
  2. прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) - разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
  3. общая сумма брутто-прибыли отчетного периода - финансовые результаты от реализации продукции, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;
  4. налогооблагаемая прибыль - разность между суммой брутто-прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
  5. чистая прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
  6. капитализированная (реинвестированная) прибыль - часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
  7. потребленная прибыль - та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на социальные программы.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.

При изучении динамики прибыли  следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для  этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана по прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня: объема реализации продукции, структуры продаж, себестоимости единицы продукции или услуг, уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных  видов продукции, величина которых зависит от трех факторов первого порядка: объема реализации продукции; себестоимости продукции; среднереализационных цен.

Методика анализа  показателей рентабельности предприятия.

Относительный показатель рентабельности является основной характеристикой эффективности предприятия в целом. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленным ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. показатели окупаемости издержек производства и инвестиционных проектов;

2. показатели рентабельности оборота;

3. показатели, характеризующие доходности капитала и его частей.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) вычисляется путем отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции.

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.

Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма  прибыли от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность  оборота (коммерческая маржа) рассчитывается делением прибыли от реализации  на сумму полученной выручки.

Характеризует эффективность  производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж. Рассчитывается по предприятию в целом и по отдельным  видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала рассчитывается отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его видов.

Характеризует эффективность  производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж. Рассчитывается по предприятию в целом и по отдельным видам продукции.

 В процессе анализа  следует изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение  плана по их уровню и провести  сравнительный анализ, после чего  определить факторы, формирующие их уровень.

 

Тема 11. Финансовое состояние предприятия и методы его анализа.

 

Финансовое состояние  предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние  капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность.

Основные задачи анализа:

  1. своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;
  2. поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости;
  3. разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия;
  4. прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

По мнению большинства  авторов, анализ финансового состояния  предприятия включает следующие  блоки:

  1. Анализ динамики состава и структуры имущества предприятия (чтение актива баланса).
  2. Анализ динамики состава и структуры источников финансовых ресурсов (чтение пассива баланса).
  3. Анализ финансовой устойчивости.
  4. Анализ платежеспособности и ликвидности.
  5. Анализ деловой активности.
  6. Общая оценка и прогнозирование финансового состояния предприятия, диагностика степени вероятности его банкротства.

Анализ ФСП основывается главным образом на относительных  показателях, так как абсолютные показатели делают несопоставимыми  данные о состоянии как одного предприятия в разные периоды  времени, так и о состоянии различных предприятий.

Приступая к анализу  финансового состояния предприятия, необходимо понимать принципы построения основной отчетной формы - бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс –  это способ отражения в денежной оценке имущества предприятия по составу и источников его финансирования на определенную дату. Стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, отражается в активе баланса. Иначе говоря, активы дают представление об экономических ресурсах или потенциале предприятия по осуществлению их (ресурсов) затрат. Пассив представляет собой величину средств, полученных предприятием, и их источники.

Для выполнения аналитических  исследований и оценок структуры  актива и пассива баланса его  статьи подлежат группировке.

Главные признаки группировки  статей актива – срок эксплуатации (окупаемости), степень ликвидности (скорости превращения в денежную наличность), направление использования  активов в хозяйственной деятельности предприятия.

В соответствии с данными признаками активы делятся на две большие группы:

1. внеоборотные активы (основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство);    

2. оборотные активы (запасы  сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, все виды дебиторской задолженности, денежные средства и прочие активы).

Средства предприятия  могут использоваться во внутреннем обороте и за его пределами, будучи иммобилизованными в доходные вложения в материальные ценности, дебиторскую задолженность, ценные бумаги или инвестированными в оборот других предприятий.

Информация о работе Научные основы экономического анализа