Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:18, реферат
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разложении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ – важный промежуточный этап процесса управления предприятием, цель которого:
- дать правильную оценку состояния объекта и показать, насколько это состояние отличается от требуемого;
- если ряд моментный (например,
средняя численность
0,5 * X1 + X2 + X3 + … + X n-1 + 0,5 * Xn
СХ = ------------------------------
n - 1
где X1, X2, … Xn – значения показателя на определенный момент времени,
n – количество периодов.
Кроме того, рассчитываются средние величины отклонений:
- среднее абсолютное
отклонение, показывающее, как в
абсолютном выражении в
Xn – X1
САО = ---------- , (2)
n - 1
где X1, Xn – значения показателя на начальный и конечный момент времени,
n – количество периодов.
- среднее относительное
СОО = n-1√ ( Xn / X1),
где X1, Xn – значения показателя на начальный и конечный момент времени,
n – количество периодов.
3. Прием группировки.
Группировка информации – это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по выбранному признаку. В экономическом анализе этот метод, в отличие от статистики, применяется для раскрытия содержания средних, для выяснения влияния отдельных единиц (подразделений, видов ресурсов и т.д.) на эти средние.
4. Балансовый метод.
Балансовый метод – это
Этот метод получил название балансового, поскольку исторически первым примером его применения стал бухгалтерский баланс. Однако, он применяется и в ходе анализа:
- обеспеченности предприятия различными видами ресурсов,
- движения готовой продукции и остатков.
Перечисленные приемы многие годы применяются в ходе проведения экономического анализа и являются традиционными.
В практике анализа в настоящее время активно используются экономико-математические методы, такие, как: метод выборки, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализ, линейное программирование, теория массового обслуживания, дифференциальное и интегральное исчисление, сетевые и другие графические методы, экономико-математические модели и т.д. Более подробно эти методы рассматриваются в специальных учебных курсах.
Все объекты экономического
анализа находят свое
Каждое экономическое
явление и каждый процесс чаще
характеризуется не одним, а целым
комплексом взаимосвязанных показателей.
Поскольку в анализе
Показатели классифицируются по следующим признакам:
1. В зависимости от измерителей:
- стоимостные (объем
реализации в денежном
- натуральные (объем реализации в тоннах и т.п.);
- условно-натуральные (расходы на 1 тн/км и т.п.).
2. При изучении причинно-
- факторные (определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причины изменения его величины);
- результативные (итог влияния факторов, определяют результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследований).
3. По способу расчета:
- абсолютные (натуральные, стоимостные);
- относительные (проценты, коэффициенты, индексы);
- средние.
4. По степени применения:
- общие, которые используются при анализе предприятий всех отраслей экономики (валовая продукция, производительность труда и т.п.);
- специфические, используемые
5. По способу формирования:
- нормативные;
- плановые;
- отчетные;
- аналитические или оценочные.
Любая совокупность показателей без учета их взаимосвязи и соподчиненности не может дать представление об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.
Основное требование при проведении экономического анализа деятельности предприятия на основании данной совокупности показателей заключается в необходимости обеспечения системного подхода, что достигается за счет взаимосвязи отдельных блоков анализа между собой и единства результатов анализа по каждому разделу.
Тема 4. Методика факторного анализа
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Типы факторного анализа:
1. В зависимости от
характера связи между
- детерминированный,
представляющий методику
- стохастический, методика
которого направлена на
2. В зависимости от порядка изучения факторов:
- прямой, при котором анализ ведется от общих факторов к частным;
- обратный, когда исследование ведется от частных факторов к обобщающим.
3. В зависимости от количества изучаемых уровней факторов:
- одноступенчатый используется
для исследования факторов
- многоступенчатый, при котором
производится детализация
4. В зависимости от учета
- статический анализ
- динамической применяется для изучения причинно-следственных связей за некоторый период.
5. По временной направленности:
- ретроспективный, в ходе которого изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды,
- перспективный, когда
Основные задачи факторного анализа:
- отбор факторов для анализа
исследуемых результативных
- классификация и
- определение формы зависимости между факторами и результатом;
- моделирование взаимосвязи
- расчет влияния факторов и
оценка роли каждого из них
в изменении величины
- работа с факторной моделью (ее практическое использование для управления экономическими процессами).
Методика построения и анализа факторных моделей в ходе проведения детерминированного факторного анализа.
Для выбора способа анализа факторных моделей необходимо вначале определить взаимосвязи результата и факторов, то есть определить тип факторной модели.
В детерминированном факторном анализе выделяют следующие типы факторных моделей:
1. аддитивные модели применяются
в тех случаях, когда
2. мультипликативные модели
3. кратные модели применяются,
когда результативный
4. смешанные (комбинированные) модели предназначены для тех случаев, когда результат может быть представлен в виде комбинаций указанных выше математических функций факторных показателей (например, сложение и деление или сложение и умножение и т.п.).
Факторный анализ аддитивных моделей осуществляется путем расчленения одного или нескольких факторов на составные (частные) элементы. Например, анализируя себестоимость продукции, можно представить затраты на материалы как сумму основных и вспомогательных материалов.
Анализируя мультипликативные модели, необходимо последовательно расчленять факторы исходной системы на факторы-сомножители.
К классу кратных факторных моделей применяются следующие способы их преобразования:
- удлинение числителя исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей;
- способ формального
разложения предусматривает
- метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели за счет умножения числителя и знаменателя дроби на один и тот же (или несколько) новых показателей;
- метод сокращения представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель.
На практике для преобразования одной и той же модели может быть последовательно использовано несколько указанных методов.
Одним из наиболее важных этапов факторного анализа является количественное измерение влияния факторов.
В различных типах факторных моделей используются следующие способы измерения влияния факторов: способ цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный, пропорционального деления, интегральный метод, логарифмирование и т.д.
Первые четыре метода основываются на принципе элиминирования - исключении воздействия всех факторов на величину результата, кроме одного.
Рассмотрим подробнее первые два из указанных методов, поскольку именно они являются наиболее часто употребляемыми в практической работе.
Универсальным методом факторного
анализа, применяемого для всех типов
детерминированных факторных
В общем виде алгоритм факторного анализа с помощью данного метода выглядит следующим образом:
1. Построение факторной модели.
Допустим, что результативный показатель представляет собой произведение факторов (мультипликативная модель):
Y = a * b * c, где:
Y – результативный показатель,
a, b, c – факторные показатели.
Факторы располагаются в формуле по степени влияния на результат.
2. Определяется базисное значение результативного показателя по формуле:
Y0 = a0 * b0 * c0 (факторная модель базисного периода),
Далее рассчитываются условные величины:
Yусл1 = a1 * b0 * c0 (условная величина результативного показателя при измененном на отчетную величину уровне первого фактора),
Yусл2 = a1 * b1 * c0 (условная величина результативного показателя при измененных на отчетные величины уровни первого и второго фактора),
Y1 = a1 * b1 * c1 (факторная модель отчетного периода).
3. Для определения
Δ Ya = Yусл1 - Y0 (изменение результативного показателя в результате влияния фактора a);
Δ Yb = Yусл2 - Yусл1 (изменение результативного показателя в результате влияния фактора b);
Δ Yc = Y1 - Yусл2 (изменение результативного показателя в результате влияния фактора c).
Для проверки корректности расчетов производится сопоставление суммы частных изменений с общим изменением результата в отчетном периоде по сравнению с базисным:
Δ Yобщ = Δ Ya + Δ Yb + Δ Yc .
Способ абсолютных разниц применяется для факторного анализа аддитивных, мультипликативных и смешанных аддитивно-мультипликативных моделей типа: Y = a * (b + c).