Научные основы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разложении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ – важный промежуточный этап процесса управления предприятием, цель которого:
- дать правильную оценку состояния объекта и показать, насколько это состояние отличается от требуемого;

Работа содержит 1 файл

Текст лекций по Экономическому анализу (АФХД).doc

— 381.00 Кб (Скачать)

- если ряд моментный (например, средняя численность сотрудников), тогда применяется формула средней хронологической (формула 1):

 

0,5 * X1 + X2 + X3 + … + X n-1 + 0,5 * Xn

СХ = --------------------------------------------------- , (1)

n - 1

где X1, X2, … Xn – значения показателя на определенный момент времени,

n – количество периодов.

Кроме того, рассчитываются средние величины отклонений:

- среднее абсолютное  отклонение, показывающее, как в  абсолютном выражении в среднем  за анализируемый период изменилась  величина показателя (формула 2):

 

  Xn – X1

САО = ---------- , (2)

    n - 1

где X1, Xn – значения показателя на начальный и конечный момент времени,

n – количество периодов.

- среднее относительное отклонение, показывающее, как в относительном  выражении в среднем за анализируемый  период изменилась величина показателя (формула 3):

        

   СОО = n-1√ ( Xn / X1),

 

где X1, Xn – значения показателя на начальный и конечный момент времени,

n – количество периодов.

 

3. Прием группировки.

Группировка информации – это деление  массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по выбранному признаку. В экономическом анализе этот метод, в отличие от статистики, применяется для раскрытия содержания средних, для выяснения влияния отдельных единиц (подразделений, видов ресурсов и т.д.) на эти средние.

4. Балансовый метод.

Балансовый метод – это специальный  прием сопоставления взаимосвязанных  показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения  их взаимного влияния. Данный прием  служит, главным образом, для отражения  соотношений, пропорций двух групп  взаимосвязанных и уравновешенных показателей, итоги которых должны быть тождественны.

Этот метод получил название балансового, поскольку исторически  первым примером его применения стал бухгалтерский баланс. Однако, он применяется  и в ходе анализа:

- обеспеченности предприятия различными видами ресурсов,

- движения готовой продукции  и остатков.

Перечисленные приемы многие годы применяются  в ходе проведения экономического анализа  и являются традиционными.

В практике анализа в настоящее  время активно используются экономико-математические методы, такие, как: метод выборки, корреляционный, регрессионный и дисперсионный анализ, линейное программирование, теория массового обслуживания, дифференциальное и интегральное исчисление, сетевые и другие графические методы, экономико-математические модели и т.д. Более подробно эти методы рассматриваются в специальных учебных курсах.        

 Все объекты экономического  анализа находят свое отражение  в системе показателей плана, учета, отчетности и других источников информации.

Каждое экономическое  явление и каждый процесс чаще характеризуется не одним, а целым  комплексом взаимосвязанных показателей. Поскольку в анализе используется большое количество самых разноплановых  показателей, необходима их группировка  и систематизация по различным признакам.

Показатели классифицируются по следующим признакам:

1. В зависимости от  измерителей:

- стоимостные (объем  реализации в денежном выражении  и т.п.);

- натуральные (объем реализации в тоннах и т.п.);

- условно-натуральные (расходы  на 1 тн/км и т.п.).

2. При изучении причинно-следственнных  связей:

- факторные (определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причины изменения его величины);

- результативные (итог влияния факторов, определяют результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследований).

3. По способу расчета:

- абсолютные (натуральные, стоимостные);

- относительные (проценты, коэффициенты, индексы);

- средние.

4. По степени применения:

- общие, которые используются  при анализе предприятий всех отраслей экономики (валовая продукция, производительность труда и т.п.);

- специфические, используемые только  в отдельных отраслях (урожайность  культур и т.д.).

5. По способу формирования:

- нормативные;

- плановые;

- отчетные;

- аналитические или  оценочные.

Любая совокупность показателей  без учета их  взаимосвязи и соподчиненности не может дать представление об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.

Основное требование при проведении экономического анализа  деятельности предприятия на основании  данной совокупности показателей заключается  в необходимости обеспечения  системного подхода, что достигается за счет взаимосвязи отдельных блоков анализа между собой и единства результатов анализа по каждому разделу.

 

Тема 4. Методика факторного анализа

Под факторным анализом понимается методика комплексного и  системного изучения и измерения  воздействия факторов на величину результативного показателя.

Типы факторного анализа:

1. В зависимости от  характера связи между факторами  и результативным показателем:

-  детерминированный,  представляющий методику исследования  влияния факторов, связь которых  с результатом носит функциональный характер;

- стохастический, методика  которого направлена на исследование  факторов, связь которых с результатом  носит вероятностный (корреляционный) характер.

2. В зависимости от порядка  изучения факторов:

- прямой, при котором анализ ведется от общих факторов к частным;

- обратный, когда исследование  ведется от частных факторов  к обобщающим.

3. В зависимости от количества  изучаемых уровней факторов:

- одноступенчатый используется  для исследования факторов только  одного уровня подчинения без их детализации;

- многоступенчатый, при котором  производится детализация факторов.     

4. В зависимости от учета фактора  времени:

- статический анализ применяется  для изучения влияния факторов  на результат на соответствующую  дату,

- динамической  применяется для изучения причинно-следственных связей за некоторый период.

5. По временной направленности:

- ретроспективный, в ходе которого изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды,

- перспективный, когда проводится  исследование поведения факторов и результатов в перспективе.

Основные задачи факторного анализа:

- отбор факторов для анализа  исследуемых результативных показателей;

- классификация и систематизация  факторов с целью обеспечения  системного подхода;

- определение формы зависимости между факторами и результатом;

- моделирование взаимосвязи между  результатом и факторными показателями;

- расчет влияния факторов и  оценка роли каждого из них  в изменении величины результата;

- работа с факторной моделью  (ее практическое использование для управления экономическими процессами).

Методика построения и анализа факторных моделей в ходе проведения детерминированного факторного анализа.

Для выбора способа анализа факторных  моделей необходимо вначале определить взаимосвязи результата и факторов, то есть определить тип факторной модели.

В детерминированном факторном  анализе выделяют следующие типы факторных моделей:

1. аддитивные модели применяются  в тех случаях, когда результативный  показатель представляет собой  сумму нескольких факторов;

2. мультипликативные модели применяются  тогда, когда результативный показатель  может быть представлен в виде  произведения факторных;

3. кратные модели применяются,  когда результативный показатель  получают делением одного факторного  показателя на другой;

4. смешанные (комбинированные) модели предназначены для тех случаев, когда результат может быть представлен в виде комбинаций указанных выше математических функций факторных показателей (например, сложение и деление или сложение и умножение и т.п.).

Факторный анализ аддитивных моделей осуществляется путем расчленения  одного или нескольких факторов на составные (частные) элементы. Например, анализируя себестоимость продукции, можно представить затраты на материалы как сумму основных и вспомогательных материалов.

Анализируя мультипликативные  модели, необходимо последовательно  расчленять факторы исходной системы  на факторы-сомножители.

К классу кратных факторных  моделей применяются следующие  способы их преобразования:

- удлинение числителя  исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей;

- способ формального  разложения предусматривает удлинение  знаменателя исходной факторной  модели путем замены одного  или нескольких факторов на  сумму или произведение однородных показателей;

- метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели за счет умножения числителя и знаменателя дроби на один и тот же (или несколько) новых показателей;

- метод сокращения представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель.

На практике для преобразования одной и той же модели может  быть последовательно использовано несколько указанных методов.

Одним из наиболее важных этапов факторного анализа является количественное измерение влияния факторов.

В различных типах  факторных моделей используются следующие способы измерения влияния факторов: способ цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный, пропорционального деления, интегральный метод, логарифмирование и т.д.  

Первые четыре метода основываются на принципе элиминирования - исключении воздействия всех факторов на величину результата, кроме одного.

Рассмотрим подробнее первые два из указанных методов, поскольку именно они являются наиболее часто употребляемыми в практической работе.

Универсальным методом факторного анализа, применяемого для всех типов  детерминированных факторных моделей, является способ цепной подстановки. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую его величину. С этой целью рассчитывается ряд условных величин, которые учитывают изменение одного, двух и т.д. факторов, допуская, что остальные факторы не меняются. Сравнение величины результата до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет абстрагироваться  от влияний всех факторов, кроме одного.

В общем виде алгоритм факторного анализа с помощью данного метода выглядит следующим образом:

1. Построение факторной модели.

Допустим, что результативный показатель представляет собой произведение факторов (мультипликативная модель):

Y = a * b * c,  где:

Y – результативный показатель,

a, b, c – факторные показатели.

Факторы располагаются в формуле  по степени влияния на результат.

2. Определяется базисное значение результативного показателя по формуле:

Y0 = a0 * b0 * c0 (факторная модель базисного периода),

Далее рассчитываются условные величины:

Yусл1 = a1 * b0 * c0 (условная величина результативного показателя при измененном на отчетную величину уровне первого фактора),

Yусл2 = a1 * b1 * c0 (условная величина результативного показателя при измененных на отчетные величины уровни первого и второго фактора),

Y1 = a1 * b1 * c1 (факторная модель отчетного периода).

3. Для определения количественного  влияния каждого из факторов  определяются разницы условных  величин:

Δ Ya = Yусл1 - Y0 (изменение результативного показателя в результате влияния фактора a);

Δ Yb = Yусл2 - Yусл1 (изменение результативного показателя в результате влияния фактора b);

Δ Yc = Y1 - Yусл2 (изменение результативного показателя в результате влияния фактора c).

Для проверки корректности расчетов производится сопоставление суммы частных изменений с общим изменением результата в отчетном периоде по сравнению с базисным:

Δ Yобщ = Δ Ya + Δ Yb + Δ Yc .

Способ абсолютных разниц применяется для факторного анализа аддитивных, мультипликативных и смешанных аддитивно-мультипликативных моделей типа: Y = a * (b + c).

Информация о работе Научные основы экономического анализа